Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе.
Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе.
Формирование навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и требованиями к уровню подготовки учащихся, которые заявлены в требованиях ФГОС. В этом документе акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе. »
Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе.
Тимонина И.В., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 125»
Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство В.Г.Белинский
Формирование навыков речевой деятельности младших школьниковопределяется задачами образования на современном этапе развития общества и требованиями к уровню подготовки учащихся, которые заявлены в требованиях ФГОС. В этом документе акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.
Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ученика дает работа с фразеологизмами. Правильное истолковывая фразеологизм, а затем путем лингвистических и логических рассуждений поясняя его смысл, я включаю учащихся в активную умственную деятельность, заставляю задуматься над значением слов и выражений, почему мы так говорим, тем самым повышаю уровень его мыслительной способности.
Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д.Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги с тем, чтобы «ребенок взглянул на предметы…зорким глазом народа и выразился его метким словом». Изучение фразеологизмов способствует развитию лингвистического мышления обучающихся, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры.
В системе развивающего обучения Л. В. Занкова в учебниках по русскому языку А.В. Поляковой представлены различные приемы объяснения значения фразеологизмов.
С первого класса начиная знакомство школьников с фразеологией, задаём вопросы: «О ком так говорят? Когда так говорят?».
В учебниках для второго класса содержится богатый материал, включённый в раздел каждой грамматической темы. Учащиеся знакомятся с фразеологизмами, наиболее часто встречающимися в разговорной речи и текстах изучаемых и читаемых литературных произведений. Они учатся объяснять их значение, заменять в тексте слова и словосочетания фразеологическими оборотами. Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента.
В 3-м классе с целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
Опираясь на полученные ранее знания, дети отгадывают фразеологизмы:
1. По значению:
Слушая, не понимать то, о чем говорится.- Хлопать…(ушами)
Умеет свободно, гладко говорить. Язык хорошо….
Быть внимательным и крайне осторожным.- Смотреть в ….
2.Подбирают фразеологизмы- синонимы:
бежать быстро- мчаться во весь дух- мчаться что есть духу
3. Подбирают фразеологизмы-антонимы:
далеко- куда Макар телят не гонял, работать хорошо- засучив рукава
4.Подбирают фразеологизмы, соответствующие тексту:
Вставить фразеологизмы.
Однажды два друга пошли в лес за грибами. Вдруг на повороте лесной тропинки они столкнулись ….с огромным лосем. От неожиданности и страха они…в сторону дома.
(Выражения для справок: носом к носу, быстро побежали, помчались что есть духу)
Усвоенные фразеологизмы используются в творческих заданиях: составить предложение или рассказ, нарисовать портрет друга, используя фразеологизмы (лететь на всех парусах, мастер на все руки, покраснеть до ушей)
В третьем классе важно акцентировать внимание детей на употреблении фразеологизмов в собственной речи и использование их как ярких выразительных средств в художественной литературе .
Прочитав повесть Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пес», учащиеся объяснили значения фразеологизмов, подбирая слова-синонимы:
-характерами не сошлись; я сам по себе; вверх тормашками; ничего себе; лет 50-ти с хвостиком; на тот свет отправит;
В повести приведены объяснения фразеологизмов самих героев:
-кота Матроскина :»….люди друг другу хорошее делаю ни с того ни с сего…»
Верно ли он объяснил значение фразеологизма?
-Какую ошибку допустил папа? «А ты из него барышню кисельную делаешь» (кисейная барышня - изнеженный человек)
Э.Успенский стремится оживить фразеологизмы, вернуть им первоначальную выразительность. Употребление фразеологизмов в прямом и переносном значении:
1.О каком герое идет речь? «Идет он домой по берегу. Понурый такой, как мокрая курица».
2. Просто она белены объелась или хмеля.
Объясняя смысл встречающегося фразеологизма и его происхождение, я сосредотачиваю внимание ребят на эмоциональной окрашенности и на его стилистической функции.
Таким образом, воспитывается чувство родного языка, показываются его выразительные возможности. Я помогаю учащимся увидеть своеобразие и выразительность языка художественного произведения, создаваемого использованными в нем фразеологизмами. Формируется настоящий читатель, способный оценить художественную ценность произведения, способный получать удовольствие от чтения.
Литература.
Программа Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008
Полякова А. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса начальной школы. В 2-х частях. / А. В. Полякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 165с. ISBN – 5 – 09 – 015635 – 9.
Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся.// Начальная школа, 2000, № 12, с. 30-35.
Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. Т.5 – М., 1980 – с.355.
Е.Н.Лагузова. Фразеологическая работа в начальной школе.// Начальная школа, 1994, № 3, с. 30-34