kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Формирование навыков речевой деятельности младших  школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и требованиями к уровню подготовки учащихся, которые заявлены в требованиях ФГОС.  В этом  документе  акцентируется внимание на необходимость  формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку  и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.    

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе. »



Развитие речи и общего развития учащихся при работе с фразеологизмами в начальной школе.

Тимонина И.В., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 125»

Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство
В.Г.Белинский



Формирование навыков речевой деятельности младших  школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и требованиями к уровню подготовки учащихся, которые заявлены в требованиях ФГОС.  В этом  документе акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку  и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.   

Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ученика дает работа с фразеологизмами. Правильное истолковывая фразеологизм, а затем путем лингвистических и логических рассуждений поясняя его смысл, я включаю учащихся в активную умственную деятельность, заставляю задуматься над значением слов и выражений, почему мы так говорим, тем самым повышаю уровень его мыслительной способности.

Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д.Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги с тем, чтобы «ребенок взглянул на предметы…зорким глазом народа и выразился его метким словом». Изучение фразеологизмов способствует развитию лингвистического мышления обучающихся, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры.

В системе развивающего обучения Л. В. Занкова в учебниках по русскому языку А.В. Поляковой представлены различные приемы объяснения значения фразеологизмов.

С первого класса начиная знакомство школьников с фразеологией, задаём вопросы: «О ком так говорят? Когда так говорят?».

В учебниках для второго класса содержится богатый материал, включённый в раздел каждой грамматической темы. Учащиеся знакомятся с фразеологизмами, наиболее часто встречающимися в разговорной речи и текстах изучаемых и читаемых литературных произведений. Они учатся объяснять их значение, заменять в тексте слова и словосочетания фразеологическими оборотами. Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента.

В 3-м классе с целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

Опираясь на полученные ранее знания, дети отгадывают фразеологизмы:

1. По значению:

Слушая, не понимать то, о чем говорится.- Хлопать…(ушами)

Умеет свободно, гладко говорить. Язык хорошо….

Быть внимательным и крайне осторожным.- Смотреть в ….

2.Подбирают фразеологизмы- синонимы:

бежать быстро- мчаться во весь дух- мчаться что есть духу

3. Подбирают фразеологизмы-антонимы:

далеко- куда Макар телят не гонял, работать хорошо- засучив рукава

4.Подбирают фразеологизмы, соответствующие тексту:

Вставить фразеологизмы.

Однажды два друга пошли в лес за грибами. Вдруг на повороте лесной тропинки они столкнулись ….с огромным лосем. От неожиданности и страха они…в сторону дома.

(Выражения для справок: носом к носу, быстро побежали, помчались что есть духу)

Усвоенные фразеологизмы используются в творческих заданиях: составить предложение или рассказ, нарисовать портрет друга, используя фразеологизмы (лететь на всех парусах, мастер на все руки, покраснеть до ушей)

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на употреблении фразеологизмов в собственной речи и использование их как ярких выразительных средств в художественной литературе .

Прочитав повесть Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пес», учащиеся объяснили значения фразеологизмов, подбирая слова-синонимы:

-характерами не сошлись; я сам по себе; вверх тормашками; ничего себе; лет 50-ти с хвостиком; на тот свет отправит;

В повести приведены объяснения фразеологизмов самих героев:

-кота Матроскина :»….люди друг другу хорошее делаю ни с того ни с сего…»

Верно ли он объяснил значение фразеологизма?

-Какую ошибку допустил папа? «А ты из него барышню кисельную делаешь» (кисейная барышня - изнеженный человек)

Э.Успенский стремится оживить фразеологизмы, вернуть им первоначальную выразительность. Употребление фразеологизмов в прямом и переносном значении:

1.О каком герое идет речь? «Идет он домой по берегу. Понурый такой, как мокрая курица».

2. Просто она белены объелась или хмеля.

Объясняя смысл встречающегося фразеологизма и его происхождение, я сосредотачиваю внимание ребят на эмоциональной окрашенности и на его стилистической функции.

Таким образом, воспитывается чувство родного языка, показываются его выразительные возможности. Я помогаю учащимся увидеть своеобразие и выразительность языка художественного произведения, создаваемого использованными в нем фразеологизмами. Формируется настоящий читатель, способный оценить художественную ценность произведения, способный получать удовольствие от чтения.


Литература.

  1. Программа Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008

  2. Полякова А. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса начальной школы. В 2-х частях. / А. В. Полякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 165с. ISBN – 5 – 09 – 015635 – 9.

  3. Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся.// Начальная школа, 2000, № 12, с. 30-35.

  4. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. Т.5 – М., 1980 – с.355.

  5. Е.Н.Лагузова. Фразеологическая работа в начальной школе.// Начальная школа, 1994, № 3, с. 30-34


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимонина Ирина Владимировна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Работа с фразеологизмами "
    ["seo_title"] => string(26) "rabota-s-frazieologhizmami"
    ["file_id"] => string(6) "107455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258390"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Комплексная работа над словарным словом "берёза" "
    ["seo_title"] => string(50) "komplieksnaia-rabota-nad-slovarnym-slovom-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "175236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424253020"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Сценарий Дня Знаний "Школьный дом, который построим мы" для учащихся 3-4 классов "
    ["seo_title"] => string(88) "stsienarii-dnia-znanii-shkol-nyi-dom-kotoryi-postroim-my-dlia-uchashchikhsia-3-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "109735"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404978878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства