Цель: Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
1.Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке – фразеологизмами.
2. Развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, накопление положительного речевого опыта.
3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Ход мероприятия.
Учитель: «Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.(слайд 2)
-Добрый день !Сегодня, ребята, мы будем с вами «бить баклуши». Что это значит? Сейчас расскажу.
В давние времена, когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, потому что металлические делать еще не умели ,многие работники били баклуши. Баклуши – это чурбаки из липы. Из этих баклуш мастер – ложкарь делал деревянные ложки. Работа эта считалась очень легкой, а поэтому мастер не тратил на нее свое драгоценное время – ее выполняли ученики, то есть подмастерья. Дошедшее до наших дней выражение «Бить баклуши» означает: выполнять легкую работу, бездельничать. Так, например, про ученика, лодырничающего на уроке, работающего вполсилы, говорят: он баклуши бьет. (слайд 3).
- Приведите в качестве примера свою ситуацию, к которой подходит это выражение. (Ответы детей.)
Как я уже сказала в начале , сегодня мы тоже будим « бить баклуши», то есть выполнять легкую и приятную работу, но при этом очень полезную для общего развития. Начнем с игры.
Игра называется «Угадай слово». (слайд 3)
- Я задумаю какое – нибудь слово и посредством намеков буду стремиться донести до вас его смысл. Вам дается три попытки, каждая из которых все более поясняет картину. Кто угадает слово тот победитель. При ответе, я прошу воспользоваться схемой.
(слайд 4).
Вариант 1.
А) Так называется человек, который в чем – либо очень отличается
Б) У такого человека много денег, большой дом, дорогой автомобиль, и много поклонников
В) Этого человека сравнивают с небесным телом
Ответ: звезда (слайд 5)
Вариант 2.
А) Без него трудно обойтись, особенно женщинам
Б) Этот предмет бывает как большим, так и маленьким. Иногда он разбивается на мелкие осколки, в которые, говорят, смотреть – плохая примета.
В) В сказке А.С. Пушкина злая царица все время к нему обращалась, надеясь, что она всех милее, всех румяней и белее.
Ответ: зеркало ( слайд 6)
Вариант 3.
А) Она приходит на смену своей сестре
Б) С ее приходом все оживает
В) Появление грачей – признак ее наступления
Ответ: весна (слайд 7)
Вариант 4.
А) Мы часто на них смотрим.
Б) Они есть почти у каждого: у кого на сотовом телефоне, у кого в компьютере, у кого на руке…
В) Они могут быть большие и маленькие, со стрелками и без.
Ответ: часы (слайд 8)
- Помимо выражения «бить баклуши» в нашем языке существует еще множество фразеологизмов, смысл которых не всегда сразу можно понять.
Вспомнить фразеологизмы, в которых есть слово « огонь» (слайд 11)
( Идти в огонь и в воду, подливать масло в огонь, играть с огнем, между двух огней и др.)
Задание 2.
Соотнеси слова с картинкой (слайд 12)
Трудится как…(муравей)
Порхает как…(бабочка)
Ползет как…(черепаха)
Кривляется как…(обезьяна)
Задание 3.
Предлагаю несколько выражений и два варианта ответов. Правильным является только один вариант. Найти правильный ответ.(слайды 13-16)
Плясать под чужую дудку.
Варианты: хвастаться, набивать себе цену или подчиняться кому-нибудь.
Мартышкин труд.
Варианты: Бесполезные усилия ,ненужная работа или сделать свой вклад в общее дело.
Задание 4.
Восстановить выражения (слайды17-18)
Два сапога пара.
Сделать из мухи слона
II. Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
он длинный и без костей (язык);
ими щелкают от голода (зубы);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
их нужно держать на макушке (уши).
Задание 5.
В каждом фразеологизме есть слово-«диверсант». Попробуйте его найти и заменить нужным словом!
ждать у океана погоды (у моря)
несолоно евши (хлебавши)
кричать во всю Петровскую (Ивановскую)
Задание 6.
Кроссворд.
По горизонтали:
Назови, одним словом:
1. Морочить голову... (обманывать)
3. В час по чайной ложке... (медленно)
Закончи фразу:
2. Нем как ...(рыба)
3. Голоден как... (волк)
По вертикали:
Назови одним словом:
1. Рукой подать ... (близко)
2. Во весь дух ... (быстро)
Закончи фразу:
3. Хитер как ... (лиса)
4. Труслив как ... (заяц)
Итог:
Учитель:
Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?
Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.
Дорогие ребята, вы большие молодцы!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает.»
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с фразеологизмами »
ТемаРабота с фразеологизмами
Цель: Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
1.Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке – фразеологизмами.
2. Развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, накопление положительного речевого опыта.
3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Ход мероприятия.
Учитель: «Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.(слайд 2)
-Добрый день !Сегодня, ребята, мы будем с вами «бить баклуши». Что это значит? Сейчас расскажу.
В давние времена, когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, потому что металлические делать еще не умели ,многие работники били баклуши. Баклуши – это чурбаки из липы. Из этих баклуш мастер – ложкарь делал деревянные ложки. Работа эта считалась очень легкой, а поэтому мастер не тратил на нее свое драгоценное время – ее выполняли ученики, то есть подмастерья. Дошедшее до наших дней выражение «Бить баклуши» означает: выполнять легкую работу, бездельничать. Так, например, про ученика, лодырничающего на уроке, работающего вполсилы, говорят: он баклуши бьет. (слайд 3).
- Приведите в качестве примера свою ситуацию, к которой подходит это выражение. (Ответы детей.)
Как я уже сказала в начале , сегодня мы тоже будим « бить баклуши», то есть выполнять легкую и приятную работу, но при этом очень полезную для общего развития. Начнем с игры.
Игра называется «Угадай слово». (слайд 3)
- Я задумаю какое – нибудь слово и посредством намеков буду стремиться донести до вас его смысл. Вам дается три попытки, каждая из которых все более поясняет картину. Кто угадает слово тот победитель. При ответе, я прошу воспользоваться схемой.
(слайд 4).
Вариант 1.
А) Так называется человек, который в чем – либо очень отличается
Б) У такого человека много денег, большой дом, дорогой автомобиль, и много поклонников
В) Этого человека сравнивают с небесным телом
Ответ: звезда (слайд 5)
Вариант 2.
А) Без него трудно обойтись, особенно женщинам
Б) Этот предмет бывает как большим, так и маленьким. Иногда он разбивается на мелкие осколки, в которые, говорят, смотреть – плохая примета.
В) В сказке А.С. Пушкина злая царица все время к нему обращалась, надеясь, что она всех милее, всех румяней и белее.
Ответ: зеркало ( слайд 6)
Вариант 3.
А) Она приходит на смену своей сестре
Б) С ее приходом все оживает
В) Появление грачей – признак ее наступления
Ответ: весна (слайд 7)
Вариант 4.
А) Мы часто на них смотрим.
Б) Они есть почти у каждого: у кого на сотовом телефоне, у кого в компьютере, у кого на руке…
В) Они могут быть большие и маленькие, со стрелками и без.
Ответ: часы (слайд 8)
- Помимо выражения «бить баклуши» в нашем языке существует еще множество фразеологизмов, смысл которых не всегда сразу можно понять.
Вспомнить фразеологизмы, в которых есть слово « огонь» (слайд 11)
( Идти в огонь и в воду, подливать масло в огонь, играть с огнем, между двух огней и др.)
Задание 2.
Соотнеси слова с картинкой (слайд 12)
Трудится как…(муравей)
Порхает как…(бабочка)
Ползет как…(черепаха)
Кривляется как…(обезьяна)
Задание 3.
Предлагаю несколько выражений и два варианта ответов. Правильным является только один вариант. Найти правильный ответ.(слайды 13-16)
Плясать под чужую дудку.
Варианты: хвастаться, набивать себе цену или подчиняться кому-нибудь.
Мартышкин труд.
Варианты: Бесполезные усилия ,ненужная работа или сделать свой вклад в общее дело.
Задание 4.
Восстановить выражения (слайды17-18)
Два сапога пара.
Сделать из мухи слона
II. Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
он длинный и без костей (язык);
ими щелкают от голода (зубы);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
их нужно держать на макушке (уши).
Задание 5.
В каждом фразеологизме есть слово-«диверсант». Попробуйте его найти и заменить нужным словом!
ждать у океана погоды (у моря)
несолоно евши (хлебавши)
кричать во всю Петровскую (Ивановскую)
Задание 6.
Кроссворд.
По горизонтали:
Назови, одним словом:
1. Морочить голову... (обманывать)
3. В час по чайной ложке... (медленно)
Закончи фразу:
2. Нем как ...(рыба)
3. Голоден как... (волк)
По вертикали:
Назови одним словом:
1. Рукой подать ... (близко)
2. Во весь дух ... (быстро)
Закончи фразу:
3. Хитер как ... (лиса)
4. Труслив как ... (заяц)
Итог:
Учитель:
Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?
Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.
Дорогие ребята, вы большие молодцы!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает.»
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
Литература:
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников».2011г
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Москва, «Просвещение», 1967Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». 6-е изд./В.П. Жуков, А.В. Жуков. М., 2009