kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с фразеологизмами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.  

 Задачи:

1.Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском  языке –    фразеологизмами.

2. Развитие языкового чувства детей, языковой интуиции,  накопление положительного речевого опыта.

3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

 

Ход мероприятия.

 

Учитель: «Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

 Взаперти, как птицы в клетках,

 Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.(слайд 2)

   -Добрый день !Сегодня, ребята, мы будем с вами «бить баклуши». Что это значит? Сейчас расскажу.

    В давние времена, когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, потому что металлические делать еще не умели ,многие работники били баклуши. Баклуши – это чурбаки из липы. Из этих баклуш мастер – ложкарь делал деревянные ложки. Работа эта считалась очень легкой, а поэтому мастер не тратил на нее свое драгоценное время – ее выполняли ученики, то есть подмастерья. Дошедшее до наших дней выражение «Бить баклуши» означает: выполнять легкую работу, бездельничать. Так, например, про ученика, лодырничающего на уроке, работающего вполсилы, говорят: он баклуши бьет. (слайд 3).

 - Приведите в качестве примера свою ситуацию, к которой подходит это выражение. (Ответы детей.)

   Как я уже сказала в начале , сегодня мы тоже будим « бить баклуши», то есть выполнять легкую и приятную работу, но при этом очень полезную для общего развития.   Начнем с игры.

   Игра называется «Угадай слово». (слайд 3)

  -  Я задумаю какое – нибудь слово и посредством намеков буду стремиться донести до вас его смысл. Вам дается три попытки, каждая из которых все более поясняет картину. Кто угадает слово тот победитель.  При ответе, я прошу воспользоваться схемой.

(слайд 4).

 Вариант 1.

   А) Так называется человек, который в чем – либо очень отличается

   Б) У такого человека много денег, большой дом, дорогой автомобиль, и много поклонников

   В) Этого человека сравнивают с небесным телом  

   Ответ: звезда  (слайд 5)

  Вариант 2.

   А) Без него трудно обойтись, особенно женщинам

   Б) Этот предмет бывает как большим, так и маленьким. Иногда он разбивается на мелкие осколки, в которые, говорят, смотреть – плохая примета.

   В) В сказке А.С. Пушкина злая царица все время к нему обращалась, надеясь, что она всех милее, всех румяней и белее.

  Ответ: зеркало ( слайд 6)

  Вариант 3.

   А) Она приходит на смену своей сестре

   Б) С ее приходом все оживает

   В) Появление грачей – признак ее наступления

 Ответ: весна (слайд 7)

  Вариант 4.

   А)  Мы часто на них смотрим.

   Б) Они есть почти у каждого:  у кого на сотовом телефоне, у кого в компьютере, у кого на руке…

   В) Они могут быть большие и маленькие, со стрелками и без.

  Ответ: часы  (слайд 8)

      - Помимо выражения «бить баклуши» в нашем языке существует еще множество  фразеологизмов, смысл которых не всегда сразу можно понять.

  Бывает частенько, что слово одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «Вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

– Не хватит ли воду в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы в праве сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идёт, –

Под камень лежачий вода не течёт.

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –

На чистую воду выводят его.

Работать впустую?.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи говорим, не жалея труда,

Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

   Следующее задание: «Угадай  фразеологизмы»  (слайд 9)

Задание 1.

   Вспомнить фразеологизмы, в которых есть слово « огонь» (слайд 11)

( Идти в огонь и в воду, подливать масло в огонь, играть с огнем, между двух огней и др.)

Задание 2.

   Соотнеси слова с картинкой  (слайд 12)

Трудится как…(муравей)

Порхает как…(бабочка)

Ползет как…(черепаха)

Кривляется как…(обезьяна)

Задание 3.

 Предлагаю несколько  выражений и два варианта ответов. Правильным является только один вариант. Найти правильный ответ.(слайды 13-16)

Плясать под чужую дудку.

Варианты: хвастаться, набивать себе цену или подчиняться кому-нибудь.

Мартышкин труд.

Варианты: Бесполезные усилия ,ненужная работа  или сделать свой вклад в общее дело.

Задание 4.

Восстановить выражения (слайды17-18)

 Два сапога пара.

Сделать из мухи слона

II. Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

их нельзя класть в рот (пальцы);

 они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

 ими машут, как мельница (руки);

 он длинный и без костей (язык);

ими щелкают от голода (зубы);

 его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

 не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

 с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

 её можно потерять (голову);

 их нужно держать на макушке (уши).

Задание 5.

  В каждом фразеологизме  есть слово-«диверсант». Попробуйте его найти и заменить нужным словом!

  ждать у океана погоды (у моря)

несолоно евши (хлебавши)

кричать во всю Петровскую (Ивановскую)

   

Задание 6.

Кроссворд.

По горизонтали:

Назови, одним словом:

1. Морочить голову... (обманывать)

 3. В час по чайной ложке... (медленно)

Закончи фразу:

2. Нем как ...(рыба)

 3. Голоден как... (волк)

По вертикали:

Назови одним словом:

1. Рукой подать ... (близко)

 2. Во весь дух ... (быстро)

Закончи фразу:

3. Хитер как ... (лиса)

 4. Труслив как ... (заяц)

Итог:

Учитель:

  Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?

  Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.

Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.

Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.

Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.

   Дорогие ребята, вы  большие молодцы!

 Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников  сквозь пальцы.

   Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает.»

Учите русский -  годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с фразеологизмами »

ТемаРабота с фразеологизмами

Цель: Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи:

1.Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке – фразеологизмами.

2. Развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, накопление положительного речевого опыта.

3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска


Ход мероприятия.


Учитель: «Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.(слайд 2)

-Добрый день !Сегодня, ребята, мы будем с вами «бить баклуши». Что это значит? Сейчас расскажу.

В давние времена, когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, потому что металлические делать еще не умели ,многие работники били баклуши. Баклуши – это чурбаки из липы. Из этих баклуш мастер – ложкарь делал деревянные ложки. Работа эта считалась очень легкой, а поэтому мастер не тратил на нее свое драгоценное время – ее выполняли ученики, то есть подмастерья. Дошедшее до наших дней выражение «Бить баклуши» означает: выполнять легкую работу, бездельничать. Так, например, про ученика, лодырничающего на уроке, работающего вполсилы, говорят: он баклуши бьет. (слайд 3).

- Приведите в качестве примера свою ситуацию, к которой подходит это выражение. (Ответы детей.)

Как я уже сказала в начале , сегодня мы тоже будим « бить баклуши», то есть выполнять легкую и приятную работу, но при этом очень полезную для общего развития. Начнем с игры.

Игра называется «Угадай слово». (слайд 3)

- Я задумаю какое – нибудь слово и посредством намеков буду стремиться донести до вас его смысл. Вам дается три попытки, каждая из которых все более поясняет картину. Кто угадает слово тот победитель. При ответе, я прошу воспользоваться схемой.

(слайд 4).

Вариант 1.

А) Так называется человек, который в чем – либо очень отличается

Б) У такого человека много денег, большой дом, дорогой автомобиль, и много поклонников

В) Этого человека сравнивают с небесным телом

Ответ: звезда (слайд 5)

Вариант 2.

А) Без него трудно обойтись, особенно женщинам

Б) Этот предмет бывает как большим, так и маленьким. Иногда он разбивается на мелкие осколки, в которые, говорят, смотреть – плохая примета.

В) В сказке А.С. Пушкина злая царица все время к нему обращалась, надеясь, что она всех милее, всех румяней и белее.

Ответ: зеркало ( слайд 6)

Вариант 3.

А) Она приходит на смену своей сестре

Б) С ее приходом все оживает

В) Появление грачей – признак ее наступления

Ответ: весна (слайд 7)

Вариант 4.

А) Мы часто на них смотрим.

Б) Они есть почти у каждого: у кого на сотовом телефоне, у кого в компьютере, у кого на руке…

В) Они могут быть большие и маленькие, со стрелками и без.

Ответ: часы (слайд 8)

- Помимо выражения «бить баклуши» в нашем языке существует еще множество фразеологизмов, смысл которых не всегда сразу можно понять.

Бывает частенько, что слово одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «Вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

– Не хватит ли воду в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы в праве сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идёт, –

Под камень лежачий вода не течёт.

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –

На чистую воду выводят его.

Работать впустую?.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи говорим, не жалея труда,

Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

Следующее задание: «Угадай фразеологизмы» (слайд 9)

Задание 1.

Вспомнить фразеологизмы, в которых есть слово « огонь» (слайд 11)

( Идти в огонь и в воду, подливать масло в огонь, играть с огнем, между двух огней и др.)

Задание 2.

Соотнеси слова с картинкой (слайд 12)

Трудится как…(муравей)

Порхает как…(бабочка)

Ползет как…(черепаха)

Кривляется как…(обезьяна)

Задание 3.

Предлагаю несколько выражений и два варианта ответов. Правильным является только один вариант. Найти правильный ответ.(слайды 13-16)

Плясать под чужую дудку.

Варианты: хвастаться, набивать себе цену или подчиняться кому-нибудь.

Мартышкин труд.

Варианты: Бесполезные усилия ,ненужная работа или сделать свой вклад в общее дело.

Задание 4.

Восстановить выражения (слайды17-18)

Два сапога пара.

Сделать из мухи слона

II. Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

их нельзя класть в рот (пальцы);

они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

ими машут, как мельница (руки);

он длинный и без костей (язык);

ими щелкают от голода (зубы);

его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

её можно потерять (голову);

их нужно держать на макушке (уши).

Задание 5.

В каждом фразеологизме есть слово-«диверсант». Попробуйте его найти и заменить нужным словом!

ждать у океана погоды (у моря)

несолоно евши (хлебавши)

кричать во всю Петровскую (Ивановскую)

Задание 6.

Кроссворд.

По горизонтали:

Назови, одним словом:

1. Морочить голову... (обманывать)

3. В час по чайной ложке... (медленно)

Закончи фразу:

2. Нем как ...(рыба)

3. Голоден как... (волк)

По вертикали:

Назови одним словом:

1. Рукой подать ... (близко)

2. Во весь дух ... (быстро)

Закончи фразу:

3. Хитер как ... (лиса)

4. Труслив как ... (заяц)

Итог:

Учитель:

Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?

Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.

Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.

Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.

Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.

Дорогие ребята, вы большие молодцы!

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает.»

Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.





















Литература:

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников».2011г

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Москва, «Просвещение», 1967Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». 6-е изд./В.П. Жуков, А.В. Жуков. М., 2009







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Работа с фразеологизмами

Автор: Зайцева Ирина Михайловна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Исследовательская работа «Фразеологизмы – это интересно»"
    ["seo_title"] => string(54) "issliedovatielskaiarabotafrazieologhizmyetointieriesno"
    ["file_id"] => string(6) "272686"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452022870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Исследовательская работа "Фразеологизмы как отражение истории русского государства""
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_frazeologizmy_kak_otrazhenie_istorii_russkogo_gosudarst"
    ["file_id"] => string(6) "591848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637253561"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Лабораторная работа "Фразеологизмы как единицы языка" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "laboratornaiarabotafrazieologhizmykakiedinitsyiazyka8klass"
    ["file_id"] => string(6) "299685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456578514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства