Доклад "Использование головоломок на уроках русского языка как средство развития мыслительной активности детей".
Доклад "Использование головоломок на уроках русского языка как средство развития мыслительной активности детей".
Десять лет работаю учителем русского языка в коррекционной школе VIII вида. И уже в самом начале этой деятельности я столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят: учащиеся в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению или не имеют ее вообще. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Возникновение интереса к русскому языку зависит в большей степени от методики его преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. В связи с поисками наиболее эффективных приемов обучения, я стала вводить в урок элементы занимательности. Это обычное упражнение, обличенное в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, кроссворд и т. д.). Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует развитию мыслительной активности детей на уроке и росту качества знаний. В условиях коррекционной школы проблема развития мыслительной активности учащихся на всех этапах развития образования – одна из самых актуальных.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению головоломок в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи: - раскрыть роль головоломок в развитии мыслительной активности учащихся на уроках русского языка;
- показать возможную методику организации урока с применением головоломок;
- проверить их эффективность на практике.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и приемов, организационных форм, направленных на развитие мыслительной активности детей в условиях коррекционной школы VIII вида. У учителя есть возможность выбирать те, которые, по его мнению, наиболее оптимальны. Для того, чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные методы и приемы, использовать занимательный материал. Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. В процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают предметы, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование головоломок на уроках русского языка как средство развития мыслительной активности детей". »
Использование головоломок на уроках русского языка как средство развития мыслительной активности детей.
Волгушева О. М.
учитель русского языка ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»
Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Л. Г. Петерсон
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль- это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов и занимает важное место в системе обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и их успеваемость по всем школьным дисциплинам. Владение языковыми средствами, их целесообразное использование имеет для них особую актуальность. Это является необходимым условием подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и успешной социальной адаптации выпускника.
Десять лет работаю учителем русского языка в коррекционной школе VIII вида. И уже в самом начале этой деятельности я столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят: учащиеся в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению или не имеют ее вообще. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Возникновение интереса к русскому языку зависит в большей степени от методики его преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. В связи с поисками наиболее эффективных приемов обучения, я стала вводить в урок элементы занимательности. Это обычное упражнение, обличенное в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, кроссворд и т. д.). Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует развитию мыслительной активности детей на уроке и росту качества знаний. В условиях коррекционной школы проблема развития мыслительной активности учащихся на всех этапах развития образования – одна из самых актуальных.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению головоломок в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи: - раскрыть роль головоломок в развитии мыслительной активности учащихся на уроках русского языка;
- показать возможную методику организации урока с применением головоломок;
- проверить их эффективность на практике.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и приемов, организационных форм, направленных на развитие мыслительной активности детей в условиях коррекционной школы VIII вида. У учителя есть возможность выбирать те, которые, по его мнению, наиболее оптимальны. Для того, чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные методы и приемы, использовать занимательный материал. Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. В процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают предметы, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение». Речевое недоразвитие детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от двух до пяти лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка в школе.
Я считаю, что использование на уроках русского языка занимательного материала, в частности головоломок, помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку и, как следствие, развитие мыслительной активности учащихся.Головоломки воспитывают качества творческой личности: настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Они должны соответствовать возрасту, быть увлекательными, нести в себе элементы анализа, способствовать умственному и духовному развитию.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке. Здесь не нужны специальные знания высокого уровня. Общепринятая классификация головоломок отсутствует, можно лишь условно разделить их на несколько групп. Я в своей работе использую:
Устные головоломки — задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов. (загадки, шарады и др.)
Печатные головоломки — напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам. (ребусы, кроссворды, анаграммы и др.)
Головоломки с предметами — логические задачи с обычными бытовыми предметами.
Головоломки известны с глубокой древности. Возможно, именно поэтому создание игровой ситуации с использованием головоломок помогает по-новому взглянуть на привычный урок. Данный метод является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи, способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал. Особо подчёркивается коррекционное значение этого вида деятельности учёными А. Н. Граборовым, М. И. Кузьмицкой, М. М. Нудельманом, Г. А. Кулагиной.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследование психолога Л.С.Славиной (Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам») показало, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Л.П. Борзова, исследуя мотивы участия школьников в играх на уроках, отмечает: «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.». В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры, состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было. Игровая ситуация эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. А. Я. Гуревич справедливо заметил, что: «Умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в развитии нарушается формирование всех сторон речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Об этом говорят исследования многих авторов (В.Г.Петрова, М.Ф.Гнездилов и др.) Игровые ситуации на уроках письма и развития речи дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность. Они имеют свои задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками с ограниченными возможностями здоровья, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае этот вид деятельности становится для них либо томительным, либо вообще недоступным. Выбор обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игровая ситуация реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет право быть только развлекательным элементом занятий. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Например, учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для учащихся занятием, после чего следует выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений. Использование головоломок способствует смене видов деятельности на уроке , что дает необходимый отдых, направленный на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом развития мыслительной активности детей. Ситуация успеха в результате нахождения успешного решения головоломки удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге также ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.
Использование головоломок возможно на всех этапах урока. Это могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные формы работы.
Наиболее часто такие упражнения используются на этапе урока «организационный момент». Они сразу включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке.
Начинается урок организационным моментом, продолжительность которого 1-2 минуты. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учащихся на учителе, настроить их на учебную деятельность.
Например, хорошо проходят инструкции следующего типа:
- Сядет тот ученик, у кого имя начинается на звук Н, Е и т.д.
- Сядут те ученики, у которых в середине имени есть звук А.
Возможны различные модификации этой инструкции:
- Сядет тот, кто: составит предложение, правильно ответит на вопрос, определит название предмета, поставит глагол в настоящем, прошлом или будущем времени (7кл.)
- Сядет тот, кто образует слово – признак, прилагательное от существительного:гора-горный,холод-холодныйи т.д.
- Сядет тот, кто назовет предмет во множественном числе. Чашка – чашки, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка.
- Сядет тот, кто подберет к нему глагол (растет, колышется, развивается).
- Сядет тот, кто назовет существительное и т.д.
На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Во время проверки домашнего задания я часто провожу игру «Кто быстрее и вернее» или «Аукцион». Эта игра развивает умение составлять свой ответ по плану. Например, ребёнку предлагается разыграть карточки или предметы. Учитель показывает карточку или предмет. Ученик должен ответить по плану:
назвать слово, обозначающее название этого предмета;
найти орфограмму;
подобрать проверочное слово;
составить словосочетание или предложение с этим словом (это задание можно менять).
Если ученик полностью ответит по этому плану, то он «покупает» карточку или предмет на время урока. План можно менять в зависимости от темы и задач урока.
Использую головоломки и на этапе объяснения нового материала. Например: анаграммы, игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Особенно часто я применяю головоломки на этапах повторения и закрепления. Место и характер я определяю исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать ученики. Так, например, при изучении темы «Текст — единица языка речи» я использовала такую головоломку. Автор решил пошутить. Он взял два стихотворения и записал их вперемешку: строчку из «Грустной песенки», строчку из «Кошкиной считалки». Вот что получилось: Раз, два, три, четыре, пять, Целый месяц под дождем Кошка учится считать, Мокнет крыша, мокнет дом. Мокнут лужи и поля. Потихоньку, понемножку Мокнет мокрая земля, Прибавляет к мышке кошку, И далеко от земли Получается ответ: Мокнут в море корабли. Кошка есть, а мышки нет! Задание: отделить друг от друга два этих текста. Запись по вариантам. При изучении темы «Словообразование» очень понравилось детям составлять слова из других частей слов. Например, приход (берем приставку), сказка (берем корень), шапка (берем суффикс), береза (берем окончание). В итоге получается слово присказка. При изучении темы «Распознавание слов по вопросам» я предлагала детям игру под названием «Ремонт». Зачитывались слова, дети должны были хлопнуть в ладоши, когда называлось слово, обозначающее действие предмета. (Дядюшка Том при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.). Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки. При завершении темы «Лексика» для игры я использовала интересные шарады, например, омонимы. Первое слово — оружие наших далеких предков, Слово второе — нужный овощ для человека. (лук) и др.
Использование головоломок для развития мыслительной активности детей на уроках русского языка требует много сил и времени для подготовки необходимого материала, но они оправдываются положительными результатами.
За время работы по данной теме мною был накоплен достаточный материал, который я условно разделила на следующие группы.
Головоломки, направленные на отработку орфоэпических норм.(или фонетические головоломки) Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Лексико-фразеологические головоломки.
Головоломки, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
Развитие мыслительной активности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Многие педагоги - практики не считают необходимым сочетать методы обучения и используют постоянный набор приемов. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом
случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок.
Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более
эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.
Можно сделать вывод, что роль головоломок для развития мыслительной активности детей имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предмету.
В своем классе я проводила анкету с целью выявления отношения детей к игре на уроке. Результаты анкетирования показали, что дети больше всего любят уроки с использованием игры, им очень хочется участвовать в игре. Ребята считают, что польза от игр на уроках большая.
Проведение на уроках игровых ситуаций с помощью головоломок дало положительный результат. Практические результаты следующие:
1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысился интерес, повысилась мотивация к урокам.
2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию.
4. У учащихся улучшилось воображение, память, мышление.
5. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.
6. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.
Нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Следовательно, использование головоломок является эффективным средством развития мыслительной активности детей и формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.