Статья. «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов».
Статья. «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов».
Статья «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов».Обмен опытом.
В связи с изменениями общественной жизни в Казахстане возрастает потребность в совершенствовании системы образования, повышение качества и расширение доступности образования, стратегия модернизации казахстанского образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «компетентности учащихся». В ежегодном послании народу Казахстана наш Президент Н.А. Назарбаев говорит о том, что « развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Учительская профессия требует постоянного развития. На протяжении всей своей жизни учитель должен самообразовываться, совершенствоваться, быть интересным для ученика. Сегодня обществу нужны современно образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны и конструктивны. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно- ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета. Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Есть одна древняя мудрость, которая мне, как учителю, очень нравится. Звучит она так: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Эти мудрые слова актуальны, как никогда. Современное образование ставит перед педагогами цель: обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству, поэтому каждый учитель должен выбрать наиболее эффективные методы обучения, при которых создаётся атмосфера сотрудничества. Актуальность выбранной темы я вижу в том, чтобы заинтересовать школьника своим предметом, научить ученика учиться, овладевать знаниями , чтобы ученик на уроке был не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса.
для этого я использую идеи семи взаимосвязанных между собой модулей, что позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Русский язык – предмет особый: это некая «надпредметная» дисциплина. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом чёткого выражения мыслей и, конечно, чувств, настроений. В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями. В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый ученик владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации, пожалуй, единственный полноохватный аспект обучения русскому языку. А создание учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный довесок к школьному курсу изучения языка. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей в обучении русскому языку и литературе является владение словом. «Что такое язык? – писал Л.Н. Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Словом, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью анализа созданного учеником текста. Я предлагаю обратиться к тем ключевым моментам, которые помогают создать урок, на котором дети сами будут доходить до истины, а учитель будет направлять их в нужное русло. Целью моей деятельности является повышение качества обучения через развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве и развития критического и творческого мышления.
В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование семи модулей программы курсов дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд, способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку. Использование инновационных технологий помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные с интеграцией семи модулей программы, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Когда урок строится на принципах семи модулей Программы курсов, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Важно помнить тот факт, что учителю необходимо создать такую атмосферу на уроке, при которой класс будет аутентичным, дети будут чувствовать себя комфортно, не будут бояться отвечать на вопросы, проявлять свои подлинные мысли. Только учителю надо помнить о том, что в конце урока всегда должна быть рефлексия, логический вывод. Именно такой урок можно считать успешным, достигшим своей цели и завершённым. Я считаю, что учитель должен изменить свое отношение к преподавательской деятельности, повернуться лицом к ученику, не давать ему готовых знаний, а помочь добыть эти знания самому ребенку. Учителя должны придерживаться этических и моральных ценностей профессии: они честны, смелы и терпимы, сострадательны и уважительны к ученикам, справедливы. В своей практической деятельности я убедилась в том, что Программа курсов третьего базового уровня способствует развитию познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». »
Статья «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов».
В связи с изменениями общественной жизни в Казахстане возрастает потребность в совершенствовании системы образования, повышение качества и расширение доступности образования, стратегия модернизации казахстанского образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «компетентности учащихся».В ежегодном послании народу Казахстана наш Президент Н.А. Назарбаев говорит о том, что « развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Учительская профессия требует постоянного развития. На протяжении всей своей жизни учитель должен самообразовываться, совершенствоваться, быть интересным для ученика. Сегодня обществу нужны современно образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны и конструктивны. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно- ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета. Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Есть одна древняя мудрость, которая мне, как учителю, очень нравится. Звучит она так: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Эти мудрые слова актуальны, как никогда. Современное образование ставит перед педагогами цель: обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству, поэтому каждый учитель должен выбрать наиболее эффективные методы обучения, при которых создаётся атмосфера сотрудничества. Актуальность выбранной темы я вижу в том, чтобы заинтересовать школьника своим предметом, научить ученика учиться, овладевать знаниями , чтобы ученик на уроке был не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса.
для этого я использую идеи семи взаимосвязанных между собой модулей, что позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Русский язык – предмет особый: это некая «надпредметная» дисциплина. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом чёткого выражения мыслей и, конечно, чувств, настроений. В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями. В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый ученик владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации, пожалуй, единственный полноохватный аспект обучения русскому языку. А создание учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный довесок к школьному курсу изучения языка. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей в обучении русскому языку и литературе является владение словом. «Что такое язык? – писал Л.Н. Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Словом, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью анализа созданного учеником текста. Я предлагаю обратиться к тем ключевым моментам, которые помогают создать урок, на котором дети сами будут доходить до истины, а учитель будет направлять их в нужное русло. Целью моей деятельности является повышение качества обучения через развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве и развития критического и творческого мышления.
В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование семи модулей программы курсов дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд, способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку. Использование инновационных технологий помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные с интеграцией семи модулей программы, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Когда урок строится на принципах семи модулей Программы курсов, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Важно помнить тот факт, что учителю необходимо создать такую атмосферу на уроке, при которой класс будет аутентичным, дети будут чувствовать себя комфортно, не будут бояться отвечать на вопросы, проявлять свои подлинные мысли. Только учителю надо помнить о том, что в конце урока всегда должна быть рефлексия, логический вывод. Именно такой урок можно считать успешным, достигшим своей цели и завершённым. Я считаю, что учитель должен изменить свое отношение к преподавательской деятельности, повернуться лицом к ученику, не давать ему готовых знаний, а помочь добыть эти знания самому ребенку. Учителя должны придерживаться этических и моральных ценностей профессии: они честны, смелы и терпимы, сострадательны и уважительны к ученикам, справедливы. В своей практической деятельности я убедилась в том, что Программа курсов третьего базового уровня способствует развитию познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы