С фонетической стороной языка связаны особенности поэтической речи (ритм, рифма). 5. Задание. Подберите слова, рифмующиеся с глаголом взяла (засияла, гуляла. доверяла, поняла, посеяла, потеряла, представляла, променяла, растаяла, сняла, сохраняла, стояла, таяла, теряла, затеяла, укоряла, пленяла ; с существительным вера ( вчера, озера, Венера, геосфера, мера, размера, севера, примера , курьера, модельера, Юпитера) Напишите сложное предложение, используя указанные рифмы. Над деревнею лесной круглая луна сияла, И своею красотой облака пленяла. ( Локтев Н.) ********************************* Попросила платье сшить красавица Венера, Но на небе не найдешь планеты - модельера! ( Скрипкина М.) ********************************** С другом ссору я затеял, в честность Сашки не поверил. (Фетисов М. ) *********************************** 6. Задание. Напишите четверостишье, используя рифмы солнце-оконце ; растает- расцветает; цветок – урок; одна – у окна Работы учеников Сижу у окошка, гляжу на цветок, Мне скучно сидеть в кабинете, Я жду, когда кончится этот урок, Сегодня мечтаю о лете… (Туриева В.) Скоро в городе снега Белые растают, В город к нам придет весна, Красотой блистая. (Баданина Е.) За окошком вьюга белая Улицы укутала в снега… Я сегодня ничего не делала, Я одна грустила у окна… ( Антонова В.) ПРАВИЛА ПОМОРСКОГО ЯЗЫКА ! Вспомним основные фонетические нормы и правила поморского языка. Изучающему помОрьску говОрю надо знать как минимум шесть главных правил: 1. ПомОрьска говОря «цёкающий» язык: звук ч в нём традиционно произносится как мягкое ць: (Улиця, кОцька, дОцька, цепАхи, рУцёй) 2. В помОрьской говОре отсутствует звук щ, вместо которого всегда употребляется двойное шш (ШшУка, рОшша, пУшше, Красношшелье, шшепА). 1. Задание. Сочините частушку, используя фонетические нормы поморского говора. Работы учеников Мой милёнок, милицёк Построил новый домицёк. Домицёк малецико, Болит моё сердецико! (Сидорова И.) Я по улице пойду, Руцей юбку подберу и Красивую обутку Я дефцёнкам покажу! (Антонова В.) 2. Задание. В толковом словаре русского языка мы можем узнать о лексическом значении следующих слов: Глаз – орган зрения. Бочечка – маленькая по размерам бочка. Вавилон – библейский город, где произошло смешение языков. Бомбочка – маленькое взрывное устройство. Глазник (разг.) – то же, что окулист. Веко – подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко. Залп – одновременный выстрел из нескольких огнестрельных орудий. Зуб – орган во рту для разжевывания пищи. Калитка – дверца в заборе, в воротах. Заряд – количество взрывчатого вещества. В словаре «Живая речь Кольских поморов» найдите эти же слова и уточните их лексическое значение. Бомбочка – желтый луговой цветок. Бочечка – жемчужина, по форме напоминающая бочечку. Вавилон – лабиринт, выложенный из камней на земле. Веко – крышка на какой-либо посуде. Глаз – окно. Глазник – одно зерно бус, бусина. Залп – три-четыре сети, связанные вместе. Заряд – короткий проливной дождь. Зуб – лед, примерзший к берегу моря, припай. Калитка – ватрушка. 3. Задание. Для какой группы слов надо выбрать описательный способ толкования лексического значения? Почему? 4. Составьте сложноподчиненные предложения, используя поморские слова. 5. Составьте свой иллюстрированный словарик поморских слов. 6. Задание. «Оплеуха, которую я дал Торвальду Столтенбергу, – это проявление нашего поморского глубочайшего уважения к выдающемуся политику мирового значения, которого мы очень ценим за его честность, мудрость и доброе отношение к поморам, – пояснил свои действия поморский кормщик Владимир Ломакин. – Впрочем, не подумайте ничего плохого: в нашем поморском языке многие славянские слова имеют совсем иное значение, чем в русском языке. В нашей поморской говОре «оплеуха» – это… Дайте лексическое толкование слову ОПЛЕУХА. Докажите свою точку зрения. 7. Задание. Придумайте частушку с поморским словом ОПЛЕУХА. Подарю милому другу ОПЛЕУХУ теплую, Пусть не мерзнут уши Мишки В холода жестокие! ( Сидорова И.) |