kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал

          Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку; они в игровой, занимательной форме развивают ассоциативное мышление, учат  грамотно строить предложения, выражать свое мнение, создавать творческие   работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Русский язык

Дидактический материал

Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку; они в игровой, занимательной форме развивают ассоциативное мышление, учат грамотно строить предложения, выражать свое мнение, создавать творческие работы. Конечный результат – желание учиться, творить, успешное участие моих учеников в творческих конкурсах.

Задания предполагают метапредметные связи, учет личностного ориентирования учащихся, дифференцированный подход к отбору материала и, конечно, творческий подход самого учителя к отбору дидактического материала.

Разработанный мною дидактический материал является дополнением к учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Тема

Задание

Русский язык – один из развитых языков мира.


1.Задание. Составить синквейн. Русский язык – это…

2. Задание. «Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей». (Максим Горький)

Согласны ли вы с высказыванием М.Горького? Выскажите свою точку зрения, приведите примеры ( используйте речевое клише) : « Я считаю, что М. Горький говорил о том, что……. Я ….. с данным высказыванием.

В нашем языке……Например,………

Таким образом, М.Горький был……, когда говорил о том, что…»).

3. Задание. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи». (Н.В.Гоголь)

Проиллюстрируйте примерами слова Н.В.Гоголя.

Язык, речь, общение.

Ситуация общения.

1. Задание. Русский этикет приветствия допускает употребление шуточных и эмоциональных приветствий. Ответьте на вопрос, используя крылатые выражения, фразеологизмы.

Как жизнь?..........

Как дела? …………..

Составьте шуточный диалог, используя данные крылатые выражения ( как сажа бела, бьет ключом). Опишите ситуацию, в которой происходит диалог, героев.

2. Задание. Проанализируйте диалог из русской народной сказки «Кощей бессмертный» Афанасьев, 1992, с.182].

«…Неоткуда взялась старуха и спрашивает:

Что, Иван-царевич, повесил голову?

Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет.

--- Куда идешь, Иван-царевич?

Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.

Ну, оставайся с Богом!»

Какие нормы речевого этикета нарушил Иван-царевич? Как обращения характеризуют героев? Предположите (напишите), чем закончится эта встреча? Докажите свою точку зрения.

3.Задание. В нашей стране выбор приветствия зависит от нескольких обстоятельств. Во-первых, от возраста. Во-вторых,….

Перечислите, от каких условий зависит выбор приветствия в России? Приведите примеры приветствий.


Фонетика, орфоэпия, графика.


1. Задание.

Буква Ё. Вокруг нее постоянно, с той или иной частотой, возникают споры и дискуссии – а нужна ли она в азбуке или нет. Кто-то считает, что она необходима русскому языку. Кто-то, наоборот, утверждает, что эта буква чужеродная и должна исчезнуть из азбуки. А как считаете вы? Докажите свое мнение.

Варианты заданий:

  • Напишите сказку о букве Ё.

  • Нарисуйте «портрет» буквы Ё. Какой у нее «характер»? Почему вы так решили?

  • Составьте речь в защиту буквы Ё (можно от лица самой Ё).

  • Составьте кроссворд со словами, в которых есть буква Ё.


2. Задание

Максим Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ: «В наши дни происходят перемены — также как происходили всегда. Может быть, в наши дни они происходят более интенсивно. Меняются ударения на наших глазах, меняется произношение отдельных звуков. Можно привести несколько примеров уходящей, так сказать, натуры. Еще в середине ХХ века была конкуренция между ударениями «кулина́рия» и «кулинари́я». Сегодня, видимо, все-таки «кулина́рия» не говорит практически никто. Может быть, только люди совсем уж старших поколений. Потому вот это пример того, как одна норма победила другую».

Найдите в орфоэпическом словаре слова, ударение в которых сегодня изменилось. Предложите одноклассникам правильно расставить ударения в словах («Орфоэпическая разминка»)

заплесневеть, есневеть и заплеснеть

иначе иначе

устрия индустрия

кашица (полужидкая масса) ашица и т.д.

3. Расставьте ударения в следующих словах:

колледж, феномен, кулинария, диспансер, газопровод, баловать, договор, премировать, осведомить, начал, начала, начавший, звонит, углубленный.

Не стараясь создать связный текст, запишите поток ассоциаций, который вызывают у вас слова кулинария , баловать.


Фонетика, орфоэпия, графика.


3.Задание. Найдите аллитерацию в стихотворном отрывке, определите её роль.

Выходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Говорила им горилла,

Приговаривала

( Корней Чуковский. Бармалей)

*******************************************************

Два дровосека,

Два дровокола,

Два дроворуба

Говорили про Ларю,

про Ларьку,

про Ларину жену

( скороговорка)

Используя прием аллитерации, придумайте 3 свои скороговорки.

Вариант задания. Укажите 5 русских народных пословиц, в которых используется аллитерация. Пример «Мели , Емеля, твоя неделя» и т.д.

Фонетика, орфоэпия, графика.


4. Задание. Сочинение-ассоциация. Напишите сказочную миниатюру о наступлении весны. От 1 лица, используя аллитерацию, передайте состояние неодушевленного предмета

( снежного сугроба, реки, ветки дерева). Что может чувствовать, думать, говорить , например, снежный сугроб, когда весеннее солнышко начинает согревать землю после долгой зимы?

Фонетика, орфоэпия, графика.























































Фонетика. Орфоэпия.

РК*






























Лексика.

Диалектизмы.

РК*


С фонетической стороной языка связаны особенности поэтической речи (ритм, рифма).

5. Задание. Подберите слова, рифмующиеся с глаголом взяла (засияла, гуляла. доверяла, поняла, посеяла, потеряла, представляла, променяла, растаяла, сняла, сохраняла, стояла, таяла, теряла, затеяла, укоряла, пленяла ; с существительным вера ( вчера, озера, Венера, геосфера, мера, размера, севера, примера , курьера, модельера, Юпитера) Напишите сложное предложение, используя указанные рифмы.

Над деревнею лесной круглая луна сияла,

И своею красотой облака пленяла. ( Локтев Н.)

*********************************

Попросила платье сшить красавица Венера,

Но на небе не найдешь планеты - модельера! ( Скрипкина М.)

**********************************

С другом ссору я затеял, в честность Сашки не поверил.

(Фетисов М. )

***********************************

6. Задание. Напишите четверостишье, используя рифмы

  • солнце-оконце ;

  • растает- расцветает;

  • цветок – урок;

  • одна – у окна

Работы учеников

Сижу у окошка, гляжу на цветок,

Мне скучно сидеть в кабинете,

Я жду, когда кончится этот урок,

Сегодня мечтаю о лете…

(Туриева В.)

Скоро в городе снега

Белые растают,

В город к нам придет весна,

Красотой блистая.

(Баданина Е.)

За окошком вьюга белая

Улицы укутала в снега…

Я сегодня ничего не делала,

Я одна грустила у окна…

( Антонова В.)


ПРАВИЛА ПОМОРСКОГО ЯЗЫКА

! Вспомним основные фонетические нормы и правила поморского языка. Изучающему помОрьску говОрю надо знать как минимум шесть главных правил:

1. ПомОрьска говОря «цёкающий» язык: звук ч в нём традиционно произносится как мягкое ць: (Улиця, кОцька, дОцька, цепАхи, рУцёй)

2. В помОрьской говОре отсутствует звук щ, вместо которого всегда употребляется двойное шш (ШшУка, рОшша, пУшше, Красношшелье, шшепА).

1. Задание. Сочините частушку, используя фонетические нормы поморского говора.

Работы учеников

Мой милёнок, милицёк

Построил новый домицёк.

Домицёк малецико,

Болит моё сердецико!

(Сидорова И.)

Я по улице пойду,

Руцей юбку подберу и

Красивую обутку

Я дефцёнкам покажу!

(Антонова В.)

2. Задание. В толковом словаре русского языка мы можем узнать о лексическом значении следующих слов:

Глаз – орган зрения.

Бочечка – маленькая по размерам бочка.

Вавилон – библейский город, где произошло смешение языков.

Бомбочка – маленькое взрывное устройство.

Глазник (разг.) – то же, что окулист.

Веко – подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.

Залп – одновременный выстрел из нескольких огнестрельных орудий.

Зуб – орган во рту для разжевывания пищи.

Калитка – дверца в заборе, в воротах.

Заряд – количество взрывчатого вещества.

В словаре «Живая речь Кольских поморов» найдите эти же слова и уточните их лексическое значение.

Бомбочка – желтый луговой цветок.

Бочечка – жемчужина, по форме напоминающая бочечку.

Вавилон – лабиринт, выложенный из камней на земле.

Веко – крышка на какой-либо посуде.

Глаз – окно.

Глазник – одно зерно бус, бусина.

Залп – три-четыре сети, связанные вместе.

Заряд – короткий проливной дождь.

Зуб – лед, примерзший к берегу моря, припай.

Калитка – ватрушка.

3. Задание. Для какой группы слов надо выбрать описательный способ толкования лексического значения? Почему?

4. Составьте сложноподчиненные предложения, используя поморские слова.

5. Составьте свой иллюстрированный словарик поморских слов.

6. Задание.

«Оплеуха, которую я дал Торвальду Столтенбергу, – это проявление нашего поморского глубочайшего уважения к выдающемуся политику мирового значения, которого мы очень ценим за его честность, мудрость и доброе отношение к поморам, – пояснил свои действия поморский кормщик Владимир Ломакин. – Впрочем, не подумайте ничего плохого: в нашем поморском языке многие славянские слова имеют совсем иное значение, чем в русском языке. В нашей поморской говОре «оплеуха» – это…

Дайте лексическое толкование слову ОПЛЕУХА. Докажите свою точку зрения.

7. Задание. Придумайте частушку с поморским словом ОПЛЕУХА.

Подарю милому другу ОПЛЕУХУ теплую,

Пусть не мерзнут уши Мишки

В холода жестокие!

( Сидорова И.)

Лексика Диалектизмы.

1. Здание.

в.и. Даль писал о диалектных словах : « …в их жизненной свежести есть дух, который придает языку стойкость, силу, ясность,..и красоту». Но, тем не менее, известный русский лексикограф был яростно раскритикован В.А. Жуковским за якобы лаконичную и выразительную фразу: «Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить»( В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. С.5).

Почему данная фраза вызвала критику со стороны В.А. Жуковского? Аргументируйте свой ответ. Запишите данную фразу в общелитературной форме.

По аналогии придумайте свою фразу с использованием поморских слов.

Лексика. Заимствованные слова.

1. Задание. Из какого языка пришли в русский язык данные слова. Объясните свой выбор (для одной группы слов).

Голландский


тулуп, сарафан, башмак, каблук, чулок, войлок, кумач, каракуль, сарай;

хлеб, блюдо, кукла, кровать, тетрадь, фонарь, корабль,икона, парус, вишня, оладья;

рейд, вымпел, рупор, яхта, шлюпка, шлюз, фрегат, крейсер, штурман, матрос, юнга, верфь, каюта, люк;

ария, соната, либретто, тенор, бас;

гитара, серенада, томат, пастила;

университет, студент, доцент, коллоквиум, акцент, пунктуация, дефис, интонация, конституция, радиация



Французский


Тюркский


Греческий


Латинский


Испанский

Итальянский

2. Придумайте и запишите историю «путешествия» понравившегося вам слова.


Морфология. Имя числительное.

1. Игра «Аукцион». Подберите и запишите русские народные пословицы и поговорки, в которых встречается числительное 7.

  • За семь вёрст киселя хлебать.

  • Для бешеной собаки семь вёрст – не крюк.

  • Семи смертям не бывать, а одной не миновать.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • У семи нянек дитя без глазу.

  • Семь пятниц на неделе.

  • Когда зол бываю – семерых убиваю.

  • Семь потов сошло.

2. Игра «Шифровальщик». С помощью символов зашифруйте понравившуюся пословицу.

3. Игра «Диктор». Прочитайте текст, соблюдая нормы русского языка.

Новости дня. Репортаж «О культуре»__________

С огромным успехом прошла новогодняя дискотека в школе №… города N. Во время дискотеки в близлежащих домах было выбито более 78 835 стекол, вырвано 397 домофонов, сломано около 450 дверей. Небывалый всплеск положительных эмоций лишний раз подтверждает, что наша молодежь стремится к культурному проведению своего досуга. И это не может не радовать.

4. Напишите пародию на любую радио-, телепередачу, употребив составные числительные в форме косвенных падежей.


Текст.

"Есть разные способы придумывать веселые истории. Например, можно сидеть и чесать в затылке - мысли вычесывать. Или ходить по улицам с открытым ртом: может быть, что-нибудь интересное влетит. А вот итальянский писатель Джанни Родари изобрел свой способ и назвал его «БИНОМ ФАНТАЗИИ». Суть его в том, что берутся два на первый взгляд несовместимых понятия, скажем, "трамвай" и "усы", и придумывается история. (Например: у трамвая были усы, которыми он однажды зацепился за столб; или он подметал ими улицы во время движения; или, наоборот, очень заботился о них и вместо того, чтобы возить людей, ездил по парикмахерским.)


Напишите свою творческую работу.

Бином: лампа - кролик, яблоко – плот, треска – ваза.

Работа учащегося.

Глубоко-глубоко в синем море жила-была Треска. Плавала она себе, плавала, чешуйками блестела и везде свою голову совала.

Больно уж любопытная была… Всем рыбам надоела своим любопытством. Камбала от любопытной Трески на глубине спряталась, Мурена из затонувшего корабля за Треской наблюдала, а к себе в гости не звала.

Скучно стало Треске одной, и она лениво поплыла прогуляться. А тут… «Что это»?- подумала Треска, увидев глиняную вазу, покрытую илом. «Надо посмотреть»,- решила любопытная рыба и подплыла к вазе. Сначала покрутилась, покрутилась вокруг вазы, а потом сунула голову свою в узкое горлышко и … застряла. Спасибо Мурене, вызволила горе-рыбу из плена.

С тех пор Треска так не любопытничает. Испугалась очень.

(Сазонов Е.)

Данная работа позволяет организовать индивидуальную и коллективную работу с текстом, поработать с художественно-изобразительными средствами языка. ( С «биномом фантазии» можно работать в разных стилях).


Материал разработала Сазонова Е.В. (учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска СОШ № 21)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Сазонова Е.В.

Дата: 09.09.2018

Номер свидетельства: 477349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "мастер класс по теме "Развитие познавательной и творческой активности на уроках русского языка и литературы через интерактивные методы и приемы работы" "
    ["seo_title"] => string(167) "mastier-klass-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-noi-i-tvorchieskoi-aktivnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-chieriez-intieraktivnyie-mietody-i-priiemy-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "174855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424186586"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства