"Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования современных, инновационных технологий"
"Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования современных, инновационных технологий"
В методическом пособии рассматриваются современные технологии проведения уроков. Как заинтересовать детей? Что выбрать? Благодаря данным современным, инновационным технологиям развиваются и творческие способности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приложение 4 Задания тестового характера по темам «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения» 10 кл………….30-34
Приложение 5 Чередование гласных в корнях слов. 10 кл …………...35-39
Приложение 6 Правописание приставок на –З, -С. 5 кл ………………39-43
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности в сложной учебной работе. Наблюдается низкая способность к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям. В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые обучающиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка. Как же заинтересовать обучающихся? Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.
Объект исследования - процесс развития обучающихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности.
Предмет исследования - средства русского языка и литературы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.
Цель исследования- выявить и обосновать эффективность применения современных, инновационных образовательных технологий на уроках русского языка для развития творческих способностей обучающихся..
Задачи исследования:
1. Определить методы, приёмы, технологии, способствующие интеллектуальному развитию обучающихся.
2. Обобщить педагогический опыт по развитию способностей обучающихся.
3. Раскрыть суть применяемых СОТ, обосновать их эффективность.
Гипотеза. Уровень интеллектуального развития обучающихся будет повышаться, если систематически применять современные образовательные технологии, приёмы и методы, способствующие развитию детей.
Новизна работы заключена в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.
Теоретическая основа опыта:
- стремление индивида к самопознанию и самореализации (Роджерс К.);
- теория развивающего обучения (Выготский Л.С. считал, что знания - это не конечная цель обучения, а средство развития. А Гальперин П.Я. писал, что ребёнок является полноправным субъектом деятельности);
- технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б. и Давыдов В.В.: "...Важным является развитие интеллектуальных способностей ребёнка. …Главное - познавательный интерес...");
- технология РКМЧП ("Развитие критического мышления через чтение и письмо", Стил Д., Темпл Ч., Мередит К.). Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)
2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)
3. Обоснованный ответ.(Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)
4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.
Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.
Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?
Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.
В этом помогут современные образовательные технологии.
Какие же технологии я использую на своих уроках?
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология проблемного обучения.
Проектные технологии.
Игровые технологии.
Дистанционное обучение.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности обучающихся.
Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю, что применение информационных технологий необходимо на уроках русского языка и литературы, и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность обучающихся.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.
Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.
С какой целью применяю компьютер на уроках?
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- организация самостоятельной работы учащихся.
Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
Использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- демонстрация презентаций, созданных учащимися;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут. Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
ИКТ можно использовать на уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:
- зрительное восприятие;
- вставка букв;
- постановка знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка;
- редактирование текста.
Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.
Итоги использования ИКТ:
- повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);
- индивидуальный подход в обучении;
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
-включение обучающихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.
Проектные технологии.
Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.
Метод проектов решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков обучающихся;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Пример, 5 класс - индивидуальный проект о героях УНТ.
Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.
Технология проблемного обучения
Эта технология очень актуальна на уроках литературы в процессе анализа произведений («Евгений Онегин», «Обломов», «Отцы и дети»...) или в организации исследовательской работы обучающихся. Один из наиболее активных исследователей в области проблемного обучения И.Я. Лернер утверждал, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания тяжести своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал». По мнению ученого, «основная масса знаний и умений передается обучающимся не проблемным путем. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А.М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.). Более детально в работе В.Оконь «Основы проблемного обучения» проблемное обучение раскрывалось как «организация проблемных ситуаций, формирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». По мнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:
1. Новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В хорде решения проблемы обучающихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью учителя.
Игровые технологии
Способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, экскурсии. На литературе особое место занимает творческая мастерская и театрализация. Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, «Лингвистический марафон», конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.
Технология дистанционного обучения
Обучение обучающихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует обучающихся. Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.
Виды дистанционного обучения
• Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.
• Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается обучающемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.
• ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.
Принципы
• Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.
• Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.
• Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.
• Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.
• Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.
Основные трудности для учащихся
• Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.
• Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.
• Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.
• Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал. Основные трудности для учителя
• Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.
• Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.
• Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.
• Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.
Структура дистанционного урока
1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.
2. Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала.
3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля: • просмотр видео-лекции;
• работа с мультимедийными материалами;
• выполнение тренировочных интерактивных заданий.
4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.
5. Консультация учителя. Рефлексия.
Перспективы развития
Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.
Заключение
Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность обучающихся.
В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяю множество приёмов:
- опорный конспект;
- эссе;
- синквейн;
- дидактические игры;
- лингвистические задачи;
- дискуссию;
- исследование текста;
- работу с текстом;
- нетрадиционные формы домашнего задания;
- задания поискового характера.
Часто на своих уроках использую эссе – жанр критики и публицистики, свободную трактовку какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Его целесообразно использовать как небольшое задание на стадии рефлексии. Каждый ученик может проанализировать обсуждаемый вопрос, сделать самостоятельный выбор. Эссе помогает учащимся подытожить знания по изученной теме.
Развитию творческого мышления способствуют и нетрадиционные уроки, повышающие интерес и к предмету и к обучению в целом.
Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.
Самыми актуальными нетрадиционными формами урока являются исследование, деловая игра, семинар, зачёт, викторина, путешествие, исследование.
Часто на традиционных уроках приходится прибегать к творческим, нестандартным элементам: составлению тестов, предупредительным диктантам, лексическим диктантам, комментированному письму [3: 13].
Вызвать интерес к занятиям по русскому языку способны дидактические игры. Их цель – пробудить интерес к учению, науке, книге, познанию. Наряду с учением дидактическая игра занимает важное место в развитии ребенка. Если ребёнок включается в дидактическую игру, изучаемый материал становится для него более доступным, интерес к учебной деятельности резко возрастает, значительно повышается работоспособность. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Рекомендую использовать в работе следующие дидактические лингвистические игры: «Виртуальное справочное бюро», «Узнай меня», «Исключи лишнее». Главная цель дидактических игр – исключить скуку на уроке, привить желание работать, учиться.
Раскрытию творческого потенциала учащихся способствуют нетрадиционные формы домашнего задания, которые позволяют ребёнку самому найти решение нестандартного вопроса, проявить самостоятельность, а также способствуют закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
Существуют следующие типы домашнего задания:
- инсценировка художественного произведения;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- презентации;
- составление конспекта опорной таблицы;
- творческая работа;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- подготовка словарных диктантов;
-письмо по памяти;
- составление вопросника к зачёту по теме и другие.
Такие необычные домашние задания активизируют мышление учащихся, заставляют их обобщать материал по теме. Они помогают избегать рутины и однообразия в обучении. Ученику интересно действовать, принимать активное участие в ходе урока, самому формулировать вопросы. Для этого важно найти такие формы взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда максимально реализуется субъективная позиция ученика. В настоящее время информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Образование не может стоять в стороне, и информационные технологии в образовательном процессе должны занять подобающее им место. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что занятие проходит в радость, приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Применение новых технологий на разных этапах урока помогает сделать его результативным, а процесс получения знаний – интересным и продуктивным.
2. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР "Школа и педагогика" 11 февраля 1991 года. Регистрационный N 32 - 91. - с.205.
3. Чередникова, О, И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5 с. 3.
4. Архипова, Е.О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. 2003. № 2 с. 13-17.
5. Никишин, И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006. с 37.
Приложение 1
Вводные слова и предложения. Электив 10 класс
youtube.com
— источник видео
28 мая 2017
ОГЭ Русский язык. Задание 10. Вводные слова и предложения
Видеоурок посвящён выполнению задания № 10 на ОГЭ по русскому языку. На занятии вы, ребята, вспомните, что такое вводные конструкции- вводные слова и предложения,
ok.ru
— источник видео
13 сен 2018
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.
Домашнее задание:
Задания на основе экзаменов прошлых лет
1.Задание 18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.
2.Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
3.Писатели (1) конечно (2) хорошо понимают, что в природе нет и (3) не может быть (4) ни прекрасного, ни безобразного.
4.Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.
5.Я был(1)понятно(2)счастлив тоже,
когда влюблялся и любил
или у шумной молодежи
свое признанье находил.
Ты(3)счастье(4) мне еще являлось,
когда не сразу, неспроста
перед мальчишкой открывалась
лесов и пашен(5) красота.
Я также счастлив был довольно
не каждый день, но каждый год,
когда на празднествах застольных,
как колокол на колокольне,
гудел торжественно народ.
(Ярослав Смеляков)
6.«Осенний день в Сокольниках» — единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
7.Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.
8.Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти-пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?
9.Дай (1) Джим (2) на счастье (3)лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай(4) Джим(5)на счастье (6)лапу мне.
Пожалуйста(7) голубчик(8) не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь(9) ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь (10)ты, что жить на свете стоит.
(Сергей Есенин)
10.Однажды (1) я видел на плоском песчаном берегу моря большую белую чайку. Она (2) казалось (3) сидела неподвижно и только изредка медленно расправляла длинные крылья навстречу морю.
11. Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков (1) вероятно (2) и его ум, ибо мыслит человек (3) как известно (4) только с помощью языка.
12.В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.
13. После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но (3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.
14.И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.
15. Это покажется (1) вероятно (2) странным, но к Галине Улановой — одной из величайших танцовщиц за всю историю хореографического искусства — слово «балерина» не очень подходит. Уланова в танце — поэт, и (3) по мнению ценителей балета (4) у неё свой поэтический стиль и свой мир.
16. По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.
17. Не было бы Пушкина — не определилась бы (1) быть может (2) с такою непоколебимою силой наша вера в русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на народные силы, а (3) затем (4) и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов.
18.Вы плохо понимаете практический век, не совсем (1) верно (2) оцениваете происходящее. Словно кто голос подал, а никого не видать. Мне (3) верно (4) послышалось.
19.А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».
20.Настоящее языкотворчество заключается (1) во-первых (2) в том, чтобы создать новое из слов готовых, во-вторых (3) в том, чтобы произвести тончайшее сцепление слов.
21. Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
22. Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.
23.Трусость (1) несомненно (2) один из самых страшных пороков. Нет (3) философ (4) я тебе возражаю. Это самый страшный порок. (М. Булгаков)
24.Хорошая погода в горах установилась (1) видно (2) надолго и радовала всех. Внизу было (3) видно (4) долину, а ароматы трав чувствовались даже высоко в горах.
25.Зайдёт (1) бывало (2) солнце, и ниспадёт на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел. Вокруг всё ощутимо темнеет, облитое (3) будто (4) тёплым сумраком, — ночь идёт.
26.Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.
27.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
28.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
29.Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.
30.Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или(1)лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».
31. Весь день солнце (1) казалось (2) только и ждало того момента, когда ветер (3) вдруг (4) разорвал плотную пелену облаков.
32. Море в этом городке (1) видно (2) отовсюду. Местные жители (3) однако (4) не спешат на пляж.
33. А. П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.
34. «Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились в поэзии и прозе Александра Сергеевича.
35. «Звук — это одно, а буква — это другое» — такой (1) кажется (2) безобидный языковедческий закон вызывает у людей немало огорчений. Можно сказать твёрдо, что «написание по слуху», а не по правилам орфографии (3) конечно (4) не облегчило бы труд пишущего.
36. Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.
37. Чехов (1) по воспоминаниям современников (2) свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело. Лёгкость и весёлость не были (3) однако (4) плодом простого писательского легкомыслия или цинизма.
38. Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет наиболее ценную часть творческого наследия автора.
39. Мальчик был непоколебим и (1) по-видимому (2) с исключительным упорством добивался своего. Вот и в этот раз родители (3) наконец (4) уступили и сделали так, как хотел их сын.
40. Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь (3) в сущности (4) всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного.
Ответы записать в виде таблицы:
№ п/п
Варианты ответов
Приложение 2
Урок 1 Простое осложненное предложение
youtube.com
— источник видео
27 фев 2020
Русский язык | Простое осложненное предложение
План урока: • узнаем, что такое простое осложнённое предложение • выясним, чем оно может быть осложнено
Практика
Задание: девочкам – чётные варианты предложений; мальчикам – нечётные варианты предложений.
1. Задание. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.
2. Боец (1) быстро подхватив ружьё (2) и (3) вложив ногу в узкое стремя (4) сел в седло.
3. Работая (1) над текстом комедии Я. Б. Княжнина (2) В. А. Пашкевич проявил себя (3) удивительно одарённым (4) музыкантом
4. Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских масштабах.
5. За полем (1) засеянным (2) только что зацветшею (3) рожью (4) виднелась небольшая деревенька.
6. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
7. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
8. Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.
9. Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.
10. Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.
11. У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка и треуголку.
12. Арагва (1) обнявшись с (2) шумно вырывающейся из полного мглою ущелья (3) речкой (4) тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуёй.
13. Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.
14. Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.
15. Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.
16. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
17. Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.
18. Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.
19. Вечером заря жёлто-зелёной лентой перехватила свод (1) отделяя (2) уходящий день от (3) выбегающей из-за гор (4) ночи.
20.
Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.
21.
Остап неслышно приблизился (1) к укрытому листами фанеры (2) стулу и (3) разобрав прикрытие (4) вспорол плоскогубцами обшивку.
22.
Искусствоведы убеждены, что (1) работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова (2) художник Крамской использовал (3) созданные им ранее (4) этюды и даже автопортреты поэта.
23.
Остап неслышно приблизился (1) к укрытому листами фанеры (2) стулу и (3) разобрав прикрытие (4) вспорол плоскогубцами обшивку.
24.
Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
25.
Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3) походившие (4) на невиданные зимние грибы.
26.
Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
27.
Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) поросшим осокой (4) полям.
28.
В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.
29.
Шагая по пахучему лиственному покрову (1) шумно рассыпающемуся под ногами (2) мы углубляемся в (3) покрытые лесом (4) горы.
30.
По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.
31.
Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато-розовыми пеленами.
32.
За полем (1) засеянным (2) только что зацветшею (3) рожью (4) виднелась небольшая деревенька.
33.
За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
34.
Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
35.
Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
36.
Поезд (1) ныряя в (2) прорубленные в скалах (3) тоннели (4) мчался вперёд.
37.
Полные энтузиазма (1) мы (2) едва распаковав чемоданы (3) и наскоро позавтракав (4) собрались в холле гостиницы.
38.
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
39.Молодые мастера живописи (1) руководимые И. Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников в России.
40.
Путешествие и чтение — занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.
Приложение 3
Электив 10 класс. Сложное предложение.
1. Задание 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
2.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
3.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
4. Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась.
5.
После Берлинского конгресса Болгария (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно (4) стала главной точкой опоры российской политики.
6.
Эти милые детские забавы (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным.
7.
И вот смотрю я сейчас на фотографию (1) историю (2) которой (3) только что рассказал (4) и вновь думаю о ни с чем не сравнимой роли случая в нашей жизни.
8.
Уникальная серия фотографий (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.
9.
Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.
10.
Свои заметки я делал у подножия огромного дерева (1) удивительные листья (2) которого (3) не давали (4) ни малейшей тени.
11.
Тёмный старинный шкап (1) в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом (4) закрывал собою половину и без того узкого грязного окна каюты.
12.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
13.
Солнечным и ясным утром Володя и Лида шли по красивой аллее (1) в глубине (2) которой (3) виднелось двухэтажное белое здание (4) и мило беседовали.
14.
Красивые деревца (1) стволы (2) которых (3) были удивительно стройны (4) при ближайшем рассмотрении оказались смородиной и крыжовником.
15.
На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.
16.
Выдающийся русский химик Д.П. Коновалов (1) многие работы (2) которого (3) вошли в золотой фонд науки (4) был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX-XX веков.
17.
Человек высокого роста (1) при одном появлении (2) которого (3) люди почтительно замолкали (4) прошёл к столу и заговорил.
18.
Древнегреческая цивилизация (1) дала миру немало превосходных философов (2) в концепции (3) которых (4) вплетены бесценные мысли о воспитании.
19.
Всякая героиня (1) при создании (2) которой (3) граф Толстой жил нежными воспоминаниями о своей матери (4) является у него натурой эмоциональной и мечтательной.
20.
Балерина Анна Павлова (1) имя (2) которой (3) ещё при жизни стало легендарным (4) родилась в дачном посёлке Лигово под Петербургом.
21.
А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.
22.
Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное.
23.
Большой пароход (1) в ожидании (2) которого (3) ребятня с раннего утра толпилась на пристани (4) причалил к берегу под громкий свист и восторженные крики встречавших.
24.
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
25.
В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.
26.
Искусство и внехудожественную реальность можно рассматривать как области (1) разница между (2) которыми (3) столь велика (4) что даже сопоставление их исключается.
27.
Около живописного старого дома (1) неподалёку (2) от которого (3) рос фруктовый сад (4) я остановился (5) чтобы сделать набросок на бумаге.
28.
Большой художественный талант Шолохова (1) увядание (2) которого (3) оказалось неизбежным под воздействием советских идеологических догм (4) в полной мере сумел проявиться в романе «Тихий Дон».
29.
Отечество есть тот таинственный живой организм (1) очертания (2) которого (3) ты не можешь отчётливо для себя определить и при этом непрерывно чувствуешь его прикосновение к себе (4) ибо ты связан с этим организмом неразрывной связью. .
30.
Чехов словно не умел подолгу удерживать в фокусе узор жизни (1) суть (2) которого (3) повсюду выхватывал его гений (4) поэтому он стал мастером коротких рассказов.
31.
Поздние немецкие романтики представляли страсти как внешние, часто обманчивые и враждебные человеку силы (1) игрушкой в руках (2) которых (3) он является (4) и уподобляли любовь року.
32
В Гороховой улице, в одном из больших домов (1) народонаселения (2) которого (3) хватило бы на целый уездный город (4) лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
33.
Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.
34.
Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и не предполагают вне себя никаких других
высказываний.
35.
Мартынов (1) умственное и нравственное понимание (2) которого (3) не выходило за пределы общепринятых понятий (4) давно уже раздражался против Лермонтова (5) которого он в душе считал и по «карьере», и по талантам «салонным».
36.
Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.
Приложение 4
Задания тестового характера по темам
«Синтаксис простого предложения»,
«Синтаксис сложного предложения».
Предложенные задания способствуют повторению основных теоретических знаний и практических умений, развитию логического мышления учащихся. Работая над их выполнением, школьники практикуются в навыках сравнения, сопоставления, анализа языковых явлений.
Данные задания могут послужить хорошим подспорьем для учителей русского языка, применяющих тестирование как метод оценивания уровня учебных достижений учащихся старших классов.
Синтаксис и пунктуация простого предложения.
1. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По цели
высказывания предложения бывают…»
А простые;
Б вопросительные;
В восклицательные;
Г побудительные;
Д повествовательные;
Е отрицательные.
2. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По
эмоциональной окрашенности различают…»
А восклицательные предложения;
Б побудительныепредложения;
В отрицательныепредложения;
Г невосклицательные предложения;
Д вопросительныепредложения.
3. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «Главными членами предложения являются…»
А подлежащее;
Б дополнение;
В сказуемое;
Г определение;
Д обстоятельство.
4. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не
ставится тире:
А Бедность не порок.
Б Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.
В Чтение книг полезное занятие.
Г Защищать свою страну долг каждого гражданина.
5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
А Свет магически сверкал в свете шевелящихся звезд.
Б Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.
В Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним
лесником.
Г Он часто приезжал сюда фотографировать птиц.
6. Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово:
Часть матросов со «Смелого» под командой Марченко ушла драться
с генералом Корниловым.
А часть сказуемого;
Б обстоятельство цели;
В дополнение;
Г обстоятельство причины.
7. Укажите предложения, в которых вместо многоточия необходимо
поставить запятую и тире:
А Маша, моя сестра…студентка технического вуза.
Б Поселок, который расположился у подножия горы…был широко
известным курортом.
В Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.
Г Поле, дорога, обсаженная деревьями… всё было залито лунным
светом.
8. Укажите предложение с однородными определениями:
А Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных
вещей.
Б Длинная тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого
Мурзика бежала впереди нас.
В Розово и зыбко дневная явь отражается в снах.
Г Народная школа – в песнях и сказках, былинах и легендах,
обрядах и преданиях.
9.Укажите предложения, в которых необходимо поставить запятую:
А Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.
Б Только к вечеру усталые и голодные вернулись мы домой.
В Ни свет ни заря мы были на ногах.
Г Солнце краснея на глазах торопилось к горизонту.
10. Укажите предложение, в котором нет обособленного определения:
А Все эти слухи передаваемые из уст в уста скоро стали явью.
Б Утомленные работой и горячим солнцем они ворочались
вздыхали вскрикивали в тяжелой дремоте.
В Они сползали к освещенному фонарем месту как бы защищаясь от
темноты наступающей ночи.
Г Фонарь осветил его заспанное лицо густые вьющиеся волосы
прядками спадающие на лоб.
11. Укажите предложения, в которых есть вводные слова:
А Одичаешь знаете ли если будешь все время сидеть взаперти.
Б Знаете ли вы украинскую ночь?
В Не раз в дождливые осенние вечера мне бывало тоскливо.
Г Простой воспитанник природы так я бывало воспевал мечту
прекрасную свободы.
12. Укажите предложение, соответствующее схеме А: П! – а.
А А он говорил Посмотри как хорошо кругом и глаза светились в
полутьме аллеи.
Б Подойдите в спальню сказал он и оставайтесь там пока будете
совершенно знать урок.
В Вот и опять я дома подумал я Какой нежный и теплый вечер.
Г Я спросила Что невесел Иль не радует житьё?
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
1. Укажите неверное утверждение:
А) Сложным называется предложение, которое имеет несколько
грамматических основ.
Б) Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и
интонационно.
В) Части ССП соединяются противительными союзами.
Г) Запятая между частями ССП ставится не всегда.
2. Укажите сложные предложения (знаки не расставлены):
А) Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда охраняя
его от ветра.
Б) Когда облако пройдёт озеро опять заблестит.
В) Какой неприветливый и сердитый Тихий океан!
Г) Никто не может сказать сколько лет живут гейзеры.
3. Каким союзом соединены части ССП?
Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако
вокруг был уже другой, ещё более обильный малинник.
А) соединительным;
Б) противительным;
В) разделительным.
4. Определите тип простых предложений, входящих в состав ССП, по
составу:
Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась
исполинская полоса Млечного Пути.
А) первая часть – односоставное предложение, а 2 других части –
двусоставные предложения;
Б) две части – односоставные предложения, а третья часть –
двусоставное предложение;
В) все три части – двусоставные предложения;
Г) все три части – односоставные предложения
5. Нужно ли поставить запятую в данном ССП?
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
А) да;
Б) нет, т.к. здесь есть общий второстепенный член предложения.
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения
(знаки не расставлены):
А) В сенях пахло свежими яблоками и висели лисьи и волчьи шкуры.
Б) В квартире пахло свежими булочками а из окна доносились
звонкие голоса.
В) Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
Г) Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми
лесами.
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
А) Прежде чем попасть в музеи, многие экспонаты провели долгие
столетия в заточении в виде потаённых сокровищ.
Б) Петрушка два раза слетел с коляски, так что необходимо было
привязать его верёвкой к козлам.
В) А сколько радости приносит елка на Новый год, когда, наряженная,
сияющая свечами, вносит она в комнату смолистый запах леса.
Г) Бабушка моя чрезвычайно обрадовалась, оттого что никак меня не
ожидала.
8. Укажите пословицы, в которых первая часть указывает на время или
условие того, о чем говорится во второй части:
А) Правда что лихота: всегда наружу выйдет.
Б) Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
В) Есть рожь в амбаре – есть грош в кармане.
Г) Пашню пашут – руками не машут.
9. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении:
А) Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви, заросли сирени, с
двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
Б) Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени, с
двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
В) Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви; заросли сирени, с
двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
Г) Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени с
двух сторон балконной двери прогнулись под снегом.
10. Укажите сложное предложение с различными видами связи:
бессоюзием и подчинением:
А) Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса
световые.
Б) Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными,
если ты сам не заставишь себя учиться.
В) Побелели земля и крыши, а деревья стояли, как кружевные: все
веточки облепило снегом.
Г) На рыхлом снегу очень часто можно видеть следы белок: четыре
лапки отчётливо отпечатываются на белой поляне.
11. Установите соответствие между предложением и его характеристикой:
4) День уже перевалил за половину, он густо звенит, как будто рой
невидимых пчёл.
5) Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное
озеро – государство темных вод , коряг и огромных желтых кувшинок.
12. В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют
данным характеристикам:
А) простое предложение с однородными частями составного
именного сказуемого;
Б) сложносочиненное предложение;
В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;
Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.
1) Роса была холодная, обильная.
2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по
темной воде расплывались медленные круги.
3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.
4) На лиственнице около костра трещала какая-то птица.
5) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет
хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.
Приложение 5
Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»
Цели:Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.
На доске написан эпиграф: «Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л. В. Щерба).(ИД Слайд 1)
Ход урока
Слово учителя. Беседа.
Лев Владимирович Щерба, известный языковед, в статье «Основные принципы орфографии и их социальное значение» сказал: «Писать грамотно - требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».
- Как вы понимаете это высказывание?
Справка о Л.В. Щерба (ИД Слайд 2)
Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы .Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.
Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.
Инсценировка истории из жизни Л.И. Щерба
Много лет тому назад на первом курсе одного из языковедческих учебных заведений должно было происходить первое занятие — вступительная лекция по “Введению в языкознание”.
Студенты, робея, расселись по местам: профессор, которого ожидали, был одним из крупнейших советских лингвистов. Что скажет этот человек с европейским именем? С чего начнёт он свой курс?
Профессор снял пенсне и оглядел аудиторию добродушными дальнозоркими глазами. Потом, неожиданно протянув руку, он указал пальцем на первого попавшегося ему юношу.
— Ну, вот… вы… — проговорил он вместо всякого вступления. — Подите-ка сюда, к доске. Напишите… напишите вы нам… предложение. Да, да. Мелом, на доске. Вот такое предложение: “Глокая…” Написали? “Глокаякуздра”.
У студента, что называется, дыхание спёрло. И до того на душе у него было неспокойно: первый день, можно сказать, первый час в вузе; страшно, как бы не осрамиться перед товарищами; и вдруг… Это походило на какую-то шутку, на подвох… Он остановился и недоумённо взглянул на учёного.
Но языковед тоже смотрел на него сквозь стёкла пенсне.
— Ну? Что же вы оробели, коллега? — спросил он, наклоняя голову. — Ничего страшного нет… Куздра как куздра… Пишите дальше!
Юноша пожал плечами и, точно слагая с себя всякую ответственность, решительно вывел под диктовку: “Глокаякуздраштекобудланулабокра и курдячитбокрёнка”.
В аудитории послышалось сдержанное фырканье. Но профессор поднял глаза и одобрительно осмотрел странную фразу.
— Ну вот! — довольно произнёс он. — Отлично. Садитесь, пожалуйста! А теперь… ну, хоть вот вы… Объясните мне: что эта фраза означает?
Тут поднялся не совсем стройный шум.
— Это невозможно объяснить! — удивлялись на скамьях.
— Это ничего не значит! Никто ничего не понимает…
И тогда-то профессор нахмурился:
— То есть как: “никто не понимает”? А почему, позвольте вас спросить? И неверно, будто вы не понимаете! Вы отлично понимаете всё, что здесь написано… Или — почти всё! Очень легко доказать, что понимаете!...
А вы понимаете, что здесь написано?(Ответы учеников)(ИД Слайд 3)
Слово учителя.
«Гло́каяку́здраште́кобудлану́лабо́кра и курдя́читбокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.
Несмотря на это, общий смысл фразы понятен: некоторая определённым образом характеризуемая сущность женского рода что-то сделала определённым образом с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то другое с его детёнышем (или более мелким представителем того же вида). Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии.
- Что значит семантические признаки?(Сема – мельчайшая единица смысла)
- К каким разделам языкознания мы обратимся сегодня и на последующих уроках?
(Ответы учеников)
(ИД Слайд 4)
5. Проблемная ситуация.(ИД Слайд 5)
- Дана цепочка слов. Найдите среди них два лишних и аргументируйте свой ответ.
- Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.(ИД Слайд 11)
Приложение 2
Пл..вец Р..стислав.
Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стиславподб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
С юноговозр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..раласьз..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внинезаг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.
- Осуществите самопроверку
ИД Слайд 12)
Зависит от суффикса А
Зависит от ударения
Зависит от последующей согласной корня
Зависит от значения
пологом
располагался
подбирал
обдирал
почитал
прикосновение
слагая
словосочетания
излагать
постирать
расстилавшийся
замершими
разжигали
утварью
поклонялся
загоралась
заря
растворялся
загорелых
Ростов
заросшем
Ростислав
растущих
возраста
зараставшей
зарослям
водорослей
ростков
непромокаемое
уровня
плывунов
плавучие
уравнения
поравнявшись
поплавками
равнине
намочила
Критерии оценивания: (ИД слайд 13)
За каждое правильно написанное и распределенное в таблицу слово – 1 балл.
Если слово не выписано – (-1 балл)
Если буква вставлена правильно, но слово не в своей колонке – 0,5 балла.
Если слово в своей колонке, но неверно вставлена буква – 0,5 баллов.
Подсчитайте количество набранных баллов: 39-38 баллов – «5»
37-35 баллов – «4»
29-19 баллов – «3»
менее 19 баллов – «2»
(ИД Слайд 14) Приложение 3
9. Игра «Проверяй – Запоминай - Чередуй»
Условия игры.
Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»
Поле игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.
Задание:
Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив клетку буквами «П», «З» или «Ч».
Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.
Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении, с другой стороны, вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.
Победителем станет тот, кто первым прочитает фразу.
Первые получают «5».
(Ключевая фраза - «Дорогу осилит идущий»)
(ИД Слайды 15-16)
Словарная работа (пред состязанием.)
СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор).1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.
АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.
Д…МАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.
ОБ…НЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.
В…РТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
КАН…НАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
10. Интерактивный тест в формате ЕГЭ (в оставшееся время, либо на следующем уроке)
11. Итоги урока (релаксация) (ИД Слайд 17)
- Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?
- Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
- Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?
- На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?
12. Домашнее задание: (ИД Слайд 18)
1). Выучите все корни с чередующейся гласной.
2). Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.
Приложение 6
Конспект уроков русского языка
в 5 классе (2 часа)
Тема:«Правописание приставок на –з, -с»
(Путешествие в страну «Приставки»)
Цель и задачи:
*познакомить учащихся с условиями написания приставок на –з, -с;
*развивать умение выделять приставки, определять условия их написания;
*формировать исследовательские умения;
*способствовать установлению дружеских отношений в классе.
Методы и приёмы:
приёмы игровой технологии – дидактическая игра с элементами учебно- ролевой игры;
задания исследовательского характера
Оборудование:
Задание № 1 «Загадочное письмо»;
Задание № 2 к исследованию;
Задание № 3 «Эстафета «Грамотей!»;
Задание № 4 «Лови ошибку!»
Задание №5 «Задание капитанам» - тест «Кто быстрее!».
ХОД УРОКА
I. Побуждение к уроку. На предыдущем уроке мы учились соблюдать речевой этикет и старались проявлять уважение к собеседникам. Эти знания понадобятся вам сегодня, так как мы отправляемся в путешествие, необычное путешествие – грамматическое.
А) определим команды, выберем капитанов, придумаем девиз.
Б) наметим маршрут: путешествие в страну «Приставки».
II. - К путешествию всегда готовятся. Вот и мы проведём подготовку (подготовка к усвоению материала).
- Вспомните, что такое приставка? Что мы знаем о ней? (фронтальный опрос)
*присутствует мотивационный компонент и ориентационно-целевой: задана задача игры.
III. Итак, теперь мы отправляемся в путешествие. Много приключений ждёт нас. А вот и первое. В стране, куда мы приехали, есть «Архив». В нём хранятся самые загадочные документы. Нас попросили поработать с одним загадочным письмом, из которого вдруг исчезли все приставки. Согласны, ребята? *Учащиеся включаются в игровое действие.
Работа с текстом №1. (тексты размножены)
Загадочное письмо «Верни приставки на место!» (Задание: опираясь на содержание текста, впишите приставки).
Однажды мне ___хотелось ____правиться на остров. Там я сразу ____чувствовал ____покойство. Кто-то ____ломал куст, и ____жизненные листья ____висли на ветках. Это так ____сердило и даже ____гневало меня, что я решил всё ____править.
Капитаны докладывают о выполнении работы.
Беседа:
Какие приставки использовали? На что обращали внимание, подбирая их?
Какие приставки вызвали затруднения в написании?
Вывод: значит, нам нужно узнать об этих приставках, ведь мы находимся в их стране.
- А вы запомнили их? – без-, бес-, раз-, рас-, из-, ис-…
Мы подъехали к исследовательскому отделу городской библиотеки, и нам предлагают провести исследование, в каких случаях пишется в приставках буква –з, а в каких –с.
Работа по тексту №2. (таблица, памятка, алгоритм).
Работают самостоятельно 5 минут, затем докладывают, что узнали.
Таблица: (исследуй материал, опираясь на памятку!)
№ 1
№2
Бестолковый
Бездумный
Бессердечный
Безвольный
Рассудить
Разбег
Расширить
Вздремнуть
Всходит
Избить
№3
№4
Сбежать
Здесь
Спросить
Здание
Сделать
Здоровье
Сшить
Памятка.
Чем различаются слова 1 и 2 столбиков? От чего это зависит?
Если вы сами не смогли определить это, то обратите внимание на буквы после приставок. Чем различаются они? Какие звуки ими обозначены?
Вспомните оглушение и озвончение согласных в слабой позиции. Как это отразилось в правописании приставок на –з, -с?
Задумайтесь о словах в 3 и 4 столбиках. Почему они так пишутся?
Сформулируйте правило, когда нужно писать в приставках –з, когда –с. Что ещё надо запомнить?
- Молодцы, ребята! А теперь составим алгоритм рассуждения. Записываем в тетрадь теории – наш временный журнал путешествия. *Дидактическую задачу совместили с игровым действием.
Подведём первый итог: что узнали на уроке? Было ли интересно?
V. Мы сделали остановку, немного отдохнули. А сможете ли вы применить знания о приставках на –з, -с? Вспомните правило, которое узнали на предыдущем уроке. Назовите приставки на –з, -с.
ВНИМАНИЕ! Мы проезжаем мимо стадиона. Самое время провести эстафету – «Эстафету «Грамотей!» (Текст №3) * Приём используется для поддержания игрового состояния на втором уроке.
Эстафета проводится по тексту № 3, где предусмотрены отдельные задания для каждой команды. На доске записываются приставки, командам даётся лист эстафеты с исходными словами, ребята образуют однокоренные слова. Побеждает команда, которая без ошибок выполнила задания, учитывается скорость выполнения. *поощрительная оценка и определение победителя способствовали поддержке игрового состояния.
Текст № 3. «Эстафета «Грамотей!»
Задание: написать на листе эстафеты (или на доске) приставки на –з, -с:
VI. Молодцы, вы справились с заданием. Наверное, многим оно показалось нетрудным, ведь приставки были рядом, нужно было только применить алгоритм. А сможете ли вы найти эти приставки в словах? Задание «Найди приставку!»
Слова: обеспокоенный (покой)
Неразбериха (разберу, соберу)
Безраздельно (делить)
VII. - Вы справились и с этим заданием. Но нас ждёт ещё одна важная работа. Мы проезжали мимо редакции, где нас ждут в отделе корректоров. Кто это? Что нам предстоит сделать? Верно, мы корректируем текст «Лови ошибку».
Текст № 4 «Лови ошибку!»
Давно это было! Жители Вавилона зодумали восвести башню высатой «до неба», чтобы зделать свои имена безсмертными. Начали постройку башни. Но Бог возмутился их дерзостью, павилел «смешать языки» так, что люди перестали понимать друг друга и разсеял их по всей земле. А не зная язык, смогут ли люди общаться?!
Капитанам задание отдельное: сделать частичную транскрипцию слов, выделить приставки. Что надо помнить во время диктанта о написании слов с приставками на –з, -с?
Беспокойный, бездушный.
Изжарить, беззаботный.
Бесшумный, рассчитать.
(проверка выполненной работы).
VIII. - Нам пора возвращаться. Но по условию маршрута, каждый из вас должен показать, как он усвоил всё, что мы узнали во время путешествия в страну «Приставки». Ответственность берут на себя капитаны и проходят интерактивный тест за компьютером. Члены команды помогают, если заметили, что капитан ошибся.
Интерактивный ТЕСТ по теме «Правописание приставок на –з, -с».
IX. Подведём итог. (Рефлексия)
Что узнали во время путешествия?
Чему научились?
Верите ли, что знаете материал? Повторите правило! (результат дидактической игры для учителя)
Как вы себя чувствовали?
В ыразите своё настроение СМАЙЛИКОМ
X. Домашнее задание: материалы путешествия, упр. (на усмотрение учителя)