kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание методических приемов,способствующих развитию познавательной деятельности   учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС в школе для обучающихся с ОВЗ.

Всем известно, что для детей с задержкой психического развития характерны недостаточная степень  развития памяти, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций. Поэтому у наших учащихся необходимо развивать именно эти высшие психические функции. Предлагаю несколько приемов, которые помогают создавать условия для развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

1.Вот например задание, которое можно использовать на этапе актуализации знаний. «Продолжи поэтическую цепочку». Это задание развивает память, мышление. Я называю фамилию поэта, следующий участник повторяет её и прибавляет к ней фамилию другого поэта, 3-й повторяет 1-ю, 2-ю и прибавляет третью, и так далее. Например: 1)Пушкин, 2)Пушкин, Лермонтов, 3)Пушкин, Лермонтов, Тютчев, 4) Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, 5)… Таких цепочек можно создать великое множество на любом предмете и по любой тем, например, на уроке русского языка – части речи, на биологии это может быть цепочка «органы пищеварения», на уроке химии – «соли».



2. Следующий прием. При изучении, например, служебных частей речи предлагаю текст-модель. Перед Вами образец такого текста, в который нужно вставить частицы:

……….. у птиц встречаются забавные имена. ……….. поверишь , что водится птица поганка. Поганка, ………… и рогатая. ……….. и птичка завирушка есть.А …… совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка.А …….. плохое название «чиж» или «чечётка»?………….. непонятными будут для нас имена «зеленушка», «синехвостка»?………….. названия-прозвища лучше всего!

Предлагаю детям прочитать их вариант и сравнить его с текстом автора Сладкова:

Именно у птиц встречаются забавные имена. Едва ли поверишь , что водится птица поганка. Поганка, да ещё и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть.А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка .

А разве плохое название «чиж» или «чечётка»? Неужели непонятными будут для нас имена «зеленушка», «синехвостка»? Всё-таки названия-прозвища лучше всего!

Далее оцениваем, чей вариант интереснее, красочнее.



3.Этот прием называется ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления). Он позволяет учителю и ученику отслеживать понимание прочитанного задания, текста. Учащиеся читают предложенный им текст и делают отметки (+ ? V ), далее заполняют таблицу:

V

-

?

Уже знал

Не знал, новое для меня

Хотелось бы узнать больше









На уроках русского языка, если взять лингвистический текст - использование приема ИНСЕРТ позволяет проанализировать, какой раздел хорошо усвоен учащимися, а что вызвало затруднение.

4.Следующий прием, который можно использовать на уроках литературы – буктрейлер. Это короткий видеоролик-реклама, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. А можно придумать словесную литературную рекламу. Объем рекламного текста – 3-4 предложения. Предлагаю вот такой образец литературной рекламы:

Если Вас интересует 19-й век, если Вы любите истории о всепоглощающей страсти, если Вас не пугает трагический финал, то эта книга точно для Вас. Этот роман экранизирован 30 раз, по нему поставлен балет, а Вы его ещё не читали?..Самый известный роман о любви – «Анна Каренина» - ждет встречи с Вами.

Ребятам предлагаю сделать рекламу прочитанным произведениям.

Этот прием развивает умения находить основные мысли и строить краткие высказывания о содержании произведения.



5. Ещё один интересный прием, который я использую – словесное рисование. Предлагаю описать портрет известного писателя, работаем 2-мя группами, 1 группа описывает, 2-я отгадывает писателя. Затем наоборот. Данный прием развивает внимание, наблюдательность, речь.



6. «Кластер» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов.

Этот прием можно использовать на любом этапе урока и на любом предмете.

Говорить о современном уроке можно много.

Как не потеряться в целом океане технологий, методик? Ответ прост – нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Автор: Ивашкина Елена Васильевна

Дата: 10.09.2021

Номер свидетельства: 586484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiiepoznavatielnoghointieriesanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455552385"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства