Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»
Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС в школе для обучающихся с ОВЗ.
Всем известно, что для детей с задержкой психического развития характерны недостаточная степень развития памяти, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций. Поэтому у наших учащихся необходимо развивать именно эти высшие психические функции. Предлагаю несколько приемов, которые помогают создавать условия для развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
1.Вот например задание, которое можно использовать на этапе актуализации знаний. «Продолжи поэтическую цепочку». Это задание развивает память, мышление. Я называю фамилию поэта, следующий участник повторяет её и прибавляет к ней фамилию другого поэта, 3-й повторяет 1-ю, 2-ю и прибавляет третью, и так далее. Например: 1)Пушкин, 2)Пушкин, Лермонтов, 3)Пушкин, Лермонтов, Тютчев, 4) Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, 5)… Таких цепочек можно создать великое множество на любом предмете и по любой тем, например, на уроке русского языка – части речи, на биологии это может быть цепочка «органы пищеварения», на уроке химии – «соли».
2. Следующий прием. При изучении, например, служебных частей речи предлагаю текст-модель. Перед Вами образец такого текста, в который нужно вставить частицы:
……….. у птиц встречаются забавные имена. ……….. поверишь , что водится птица поганка. Поганка, ………… и рогатая. ……….. и птичка завирушка есть.А …… совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка.А …….. плохое название «чиж» или «чечётка»?………….. непонятными будут для нас имена «зеленушка», «синехвостка»?………….. названия-прозвища лучше всего!
Предлагаю детям прочитать их вариант и сравнить его с текстом автора Сладкова:
Именно у птиц встречаются забавные имена. Едва ли поверишь , что водится птица поганка. Поганка, да ещё и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть.А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка .
А разве плохое название «чиж» или «чечётка»? Неужели непонятными будут для нас имена «зеленушка», «синехвостка»? Всё-таки названия-прозвища лучше всего!
Далее оцениваем, чей вариант интереснее, красочнее.
3.Этот прием называется ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления). Он позволяет учителю и ученику отслеживать понимание прочитанного задания, текста. Учащиеся читают предложенный им текст и делают отметки (+ ? V ), далее заполняют таблицу:
V
-
?
Уже знал
Не знал, новое для меня
Хотелось бы узнать больше
На уроках русского языка, если взять лингвистический текст - использование приема ИНСЕРТ позволяет проанализировать, какой раздел хорошо усвоен учащимися, а что вызвало затруднение.
4.Следующий прием, который можно использовать на уроках литературы – буктрейлер. Это короткий видеоролик-реклама, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. А можно придумать словесную литературную рекламу. Объем рекламного текста – 3-4 предложения. Предлагаю вот такой образец литературной рекламы:
Если Вас интересует 19-й век, если Вы любите истории о всепоглощающей страсти, если Вас не пугает трагический финал, то эта книга точно для Вас. Этот роман экранизирован 30 раз, по нему поставлен балет, а Вы его ещё не читали?..Самый известный роман о любви – «Анна Каренина» - ждет встречи с Вами.
Ребятам предлагаю сделать рекламу прочитанным произведениям.
Этот прием развивает умения находить основные мысли и строить краткие высказывания о содержании произведения.
5. Ещё один интересный прием, который я использую – словесное рисование. Предлагаю описать портрет известного писателя, работаем 2-мя группами, 1 группа описывает, 2-я отгадывает писателя. Затем наоборот. Данный прием развивает внимание, наблюдательность, речь.
6. «Кластер» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов.
Этот прием можно использовать на любом этапе урока и на любом предмете.
Говорить о современном уроке можно много.
Как не потеряться в целом океане технологий, методик? Ответ прост – нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше.