Рабочая программа по литературе для 5-а класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, и авторской программы «Литература» - предметная линия под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М. Просвещение 2007г. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом .Составляет 102 часа в год,3 часа в неделю
II.Планируемые результаты предмета, курса
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
III. Cодержание предмета по разделам
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование по литературе 5-а класса
№
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Конт .раб.
Практическая часть
1
ВВЕДЕНИЕ
Книга и её роль в духовной жизни человека и общества
1
-
2
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Русский фольклор. Малые жанры.Детский фольклор
5
3
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказка как особый жанр фольклора.«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
Внеклассное чтение.Мои любимые сказки
6
1
4
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
1
5
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.
1
6
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке.
16
1
РР1,2,3,
7
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
ХIХ ВЕКА Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.Теория литературы. Эпитет
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
31
1,1
РР
8
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».
2
9
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
9
РР
10
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
«Ради жизни на Земле…»Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
22
1
11
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
2
12
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
2
13
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека .ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.
9
1
РР
ИТОГО: 102 6 6
IV. Учебно-тематический план
п/п
Содержание разделов
Количество часов
Контрольные работы
Классное сочинение
Домашнее сочинение
Контрольная работа
Введение
1
Устное народное творчество. Русские народные сказки
6
1
Из древнерусской литературы
1
Литература 18 века
1
Литература 19 века
41
2
1
Поэты 19 века о Родине и родной природе.
2
Русская литература 20 века
23
1
Поэты о ВОВ
6
Писатели и поэты 20 века о Родине
3
Писатели улыбаются
2
Зарубежная литература
16
1
ВСЕГО
102
2
2
2
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Название раздела
(кол-во часов, темы урока)
Кол-во часов
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
КР
Практ.часть
Дата
план
Дата факт
1.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
1
Личностные:
выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.
Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное.
Предметные:
знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
.
Устное народное творчество
2.
Малые жанры фольклора.
1
Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности
Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
3.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
1
Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариан тах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.
4.
Иван-царевич, его помощники и противники.
1
Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки
Предметные: иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)
5.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания
1
Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.
6.
Сказки о животных. Бытовые сказки.
1
Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы.
Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.
7.
Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».
1
Рр.1
Дом.соч.1
8.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
1
Личностные: знать опреде ление понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…».
Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.
Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)
9.
В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
1
Литература 18 века
Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве».
Предметные: знать определе ние теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека
10.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» ‑ отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.
1
Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)
Метапредметные: умение выразительно читать
Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особен ности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни.
11.
«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
1
Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни
Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать жанровые особенности басни
12.
13.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.)
Урок-проект по басням И. А. Крылова. Конкурс инсценированной басни.
1
1
Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов
Предметные: знать жанровые особенности басни
Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов
Предметные: знать жанровые особенности басни
14.
Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне
1
Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.
Метапредметные: умение выразительно читать
Предметные: знать художествен ные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними.
Рр2
15.
В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
1
Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова
Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное;
Вн.чт2
16.
В.А.Жуковский – сказочник. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества). Сказка «Спящая царевна».
1
Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки
Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.
17.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
1
Личностные:понимание роли и значения сказок в жизни селовека
Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличитель ных черт
Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки
18.
Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе
1
Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада»,
Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям
19.
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе.
1
Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе
Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопрсы.
Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона
20.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».Мотивы одиночества и грусти. Понятие о лирическом послании.
1
Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни
Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
21.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил
Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев
22.
Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
1
Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого
Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью
Рр3
23.
Помощники царевны. Народная мораль, нравственность
1
Личностные: понимание роли сказки в жизни человека
Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений
Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому
24.
Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом.
1
Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки
Рр.4
25.
26.
В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
Подготовка к написанию домашнего сочинения
1
1
Метапредметные: выработать умение выразительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя,
Предметные: выработать умение восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста
Личностные: знать историю рождения сюжета сказки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя.
Предметные: знать особенности творчества А. С. пушкина; уметь отбирать материал для характеристики героев.
Вн.чт3
Дом.соч.1
27.
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
1
Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос
Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки
28.
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание
1
Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет;
Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста
Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер
29.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
1
Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине;
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.
30.
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»
1
Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения
Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения
Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий
31.
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»
1
Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа;
Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина
Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения
32.
Реальное и фантастическое в сюжете повести
1
Личностные: знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения.
Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану .
33.
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов
1
Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды
34.
Урок- игра
по повестям сборника Н.В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий;
Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос
Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.
35.
«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
1
Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм
36.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
1
Личностные: знать содержание стихотворения
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные:уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями
37.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
1
Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы
Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы
38.
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение
1
Личностные: значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства.
Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.
Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя
39.
Герасим и Муму. Счастливый год.
1
Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.
Метапредметные: комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, составлять цитатный план.
Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,
определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.
40.
Осада каморки Герасима. Прощание Герасима с Муму.
1
Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он;
Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое
Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.
41.
Р.р. Подготовка к контрольному классному сочинению по теме: «Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие».
1
Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он;
Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое
Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
Рр.5
42.
Контрольное классное сочинение по теме: «Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие».
1
Личностные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы
Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя
КР 1
43.
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
1
Личностные: знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения
Метапредметные: планоровать свою деятельность под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос
Предметные:уметь определять, какие художествен ные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.
44.
Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
1
Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений
Предметные: уметь опериро вать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого
45.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
1
Личностные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений
Предметные: умение опериро вать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя
46-47
Странная дружба Жилина и Дины.
2
Личностные: Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогичес кой речью.
Метапредметные: комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи
Предметные:уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе.
48
РР Письменный ответ на вопрос по теме: «Жилин и Костылин: разные судьбы»
1
Личностные: совершенствовать навыки устного и письменного высказывания
Метапредметные: находить ответ на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»;
Рр.6
49.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
1
Предметные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного
Метаредметные: умение работатьс учебником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюст рацией
Предметные: передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации
50.
Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова
1
Предметные: умение опреде лять такие приемы юмористи ческой и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость худо-жественной детали, контраст -ность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуаль -ность речи
Метапредметные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение.
Предметные: характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.
51.
Образы природы в русской поэзии. Образ весны в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева.
1
Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать
Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразитель ности .
52.
Образ лета в стихотворениях И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева.
1
Личностные: знать план анализа лирического произведения
Предметные: уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст
53.
И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок.
1
Личностные: знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям;
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого
Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине;
54.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей.
1
Личностные: знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого
Предметные:наблюдать за художествен ными средствами, создающими образ одинокого ребенка;
55.
Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
1
Личностные: знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений;
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого
Предметные:уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения
56.
Путь Васи к правде и добру
1
Личностные: знать определение понятия «композиция»;
Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого, выработать умение пересказывать текст
Предметные:уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характе-ризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характе -ров героев, позицию автора и его отношение к изображае -мому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения
57.
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести
1
Личностные: Владеть монологической и диалогичес кой речью; выбирать и использо вать выразительные средства языка.
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказывать текст
Предметные: умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить.
58.
Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по теме: «Путь Васи к правде и добру».
1
Личностные: Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал
Предметные: выработать умение охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию
Дом.соч2
59.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина
1
Личностные: знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни
Предметные : уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый;
60.
Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»
1
Личностные понимание роли поэзии в жизни человека
Метапредметные:подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать.
Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка)
Сам.раб
61.
Рассказ о жизни и творчестве П.П.Бажова. «Медной горы Хозяйка»
1
Личностные: знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста
Предметные: умение отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать
62.
Язык сказа «Медной горы Хозяйка».
1
Личностные: знать язык сказа;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметные:уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану
63.
Реальность и фантастика в сказе «Медной горы Хозяйка».
1
Личностные: знать произведения П.П.Бажова;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметные: умение работать в группе; развивать творческие способности учащихся
Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметные: умение объяснять смысл названия сказки
65.
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».
1
Личностные: знать содержа ние сказки, отличие народной сказки от литературной
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметныые:умение отличать народную сказку от литературной
66.
Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
1
Личностные: знать сюжет рассказа
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и пере-сказа текста
Предметные: понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в пони -мании событий, изображенных в рассказе
67.
Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
1
Личностные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведе нием
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметные: умение видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст
68.
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
1
Личностные: знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки)
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметные: умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение
69.
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки
1
Личностные: знать сюжет сказки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять крите-рии для сравнения
Предметные: уметь характери зовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена
70.
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.
1
Личностные: знать роды и жанры литературы;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы
Предметные: знать понятия сопоставление, противопостав ление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)
71.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»
1
Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные:понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа.
72.
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».
1
Личностные: отличать язык Платонова от языка других писателей
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ
Предметные: уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений
73.
В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои
1
Личностные: знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев;
Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, ответа на вопросы, уме-ние комментировать текст, установление ассоциативных связей с произведением живописи
Предметные: уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авто- рскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы
74.
Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».
1
Личностные понимать роль природы в жизни человека
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы
Предмеиные: понимать отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в поним нии характера Васютки)
75.
Р.р. Написание классного сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».
1
Личностные: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ
умение составлять сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творчес кую энергию
Предметные: выработать умение охарактеризовать героев повести .
Рр.7
Кл.сочин.2
76.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»
1
Личностные: знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского.
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер.
Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности .
81.
Урок-рассуждение по теме « h Великая Отечественная война в жизни моей семьи»
1
Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)
Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
82.
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.
1
Личностные: знать автора стихотворения
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)
Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль
83.
Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)
1
Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)
Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
84.
Урок - творческая мастерская по произведению
Н.М.Рубцова «Родная деревня»
1
Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку
Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения .
Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку
Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему.
Вн.чт5
87,88
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Фрагменты романа в актёрском исполнении.
Подготовка к домашнему сочинению.
2
Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человечес кому труду, изображение труда как основы жизни
Дом.соч.3
89.
Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.
1
Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева»,
90.
Два мира сказки «Снежная королева»
1
Личностные: уметь рассказывать интересные события из жизни Андерсена, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте.
Предметные: доказывать, используя примеры из текста.
91
92
93.
94.
Урок-проект по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»
«Дивная сила искусства» (по сказке Х.К. Андерсена «Соловей»)
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Марк Твен. Слово о писателе. Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя.
1
1
1
1
Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой.
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом.
Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей
Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсенасказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте.
Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы);
95.
Итоговая контрольная работа
1
КР2
96.
Жизнь и заботы Тома Сойера
1
97.
Том Сойер и его друзья
1
Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте
Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.
98.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе).
«Сказание о Кише». Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.
1
Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писателем; умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте.
Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
99.
Обобщение изученного материале за курс 5 кл.
1
Личностные: знать изученные литературоведческие понятия, уметь применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками.
Предметные: уметь определять тему, идею, проблематику изученных произведений
100.
Систематизация знаний по произведениям и авторам, изученным в 5 классе.
Личностный: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий
Метапредметные планировать свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками .
Предметные:уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства.
101.
Систематизация знаний по произведениям и авторам, изученным в 5 классе.
1
Личностные: знать изученные литературоведческие понятия, уметь применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей
Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Предметные: уметь определять тему, идею, проблематику изученных произведений
102.
Подведение итогов года. Рекомендации на лето.
КЛ.С-2
Дом.с-3
КР-2
РР-9
ВН.ЧТ-4
1
Умение высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотно -шения героев), защищать иллюстрации к любимым произ -ведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения