kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка рабочей программы по учебному предмету Биология 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по учебному предмету Биология 5 класс, под редакцией И.Н.Пономарёвой. Соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по учебному предмету Биология 5 класс »

Главное управление образования администрации г. Красноярска

Территориальный отдел по Ленинскому району

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»



Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР директор школы

___________Е.В.Андрющенко _________О.В.Роянова

«____» ______2015г. «___» _______2015г.

Рассмотрено на заседании МО

№ протокола ____________

«___»_______2015г.

Руководитель МО ___________







Рабочая программа

учебного предмета



____________________Биология______________________

наименование учебного предмета (курса)


_____________5 класс________________

(класс)


_______2015-2016 учебный год

(срок реализации программы)


Сосотавлена на основе программы "Биология 5-9 классы" для общеобразовательных учреждений (авторы И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко и др.) 2012 г.






Васильева Наталья Николаевна











г.Красноярск

2015 год


Пояснительная записка.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Рабочая программа составлена на основе программы "Биология 5-9 классы" для общеобразовательных учреждений (авторы И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко и др.) по учебникам , выпускаемым издательским центром "Вентана-Граф"( авторы учебников Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. и др.). Соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Цель: объяснять особенности строения, жизнедеятельности и многообразия живых организмов в условиях различного природного местообитания и биологического разнообразия

Задачи;

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использование лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (34 часа).

Результаты освоения курса биологии. требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за сою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, сознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, сознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словварях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в свих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- формирование прелдставлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Учебно-тематический план.


Наименование разделов

количество часов

1

Биология — наука о живом мире.

8

2

Многообразие живых организмов.

12

3

Жизнь организмов на планете Земля.

8

4

Человек на планете Земля

6


итого

34


Содержание учебного материала:

Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч). Человек и природа. Наука о живой природе. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология. Свойства живого.Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Увеличительные приборы.Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы. Великие естествоиспытатели.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.


Лабораторная работа 1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа 2

«Знакомство с клетками растений».

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч). Царства живой природы.
Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации. Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Значение бактерий в природе и для человека.

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. Растения. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники.

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа 4

«Наблюдение за передвижением животных».

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч). Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни. Экологические факторы среды.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений. Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ. Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч). Как появился человек на Земле.
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы. Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» .

























Список учебно-методической литературы


Основная литература для учителя:

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.А. Корнилова, И.В.Николаев, Л.В Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2014.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс.- М.:Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения);

5.ФГОС БИОЛОГИЯ. Программа 5–9 классы. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2012.


Основная литература для учащихся:

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.А. Корнилова, И.В.Николаев, Л.В Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2014.



Дополнительная литература для учителя:

1. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-11 классы (авторская линия И.Н. Пономарёвой). – С-Пб.: Паритет, 2006.

2. Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии по разделам 6-9 классов. - СПб.: СПб ГУПМ, 1996.

3. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Акимушкин И.И. Занимательна биология -М.: Молодая гвардия;1972.

2. Биология. Энциклопедия для детей- М.:Аванта+, 1994.

3. Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008.

4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, грибы, лишайники, животные.6-7кл. Вопросы. Задания. Задачи – М.: Дрофа,

2010.

5. Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

6. Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

8. Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

9. Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.km.ru/education

http://school-collection.edu.ru



Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения.

Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и лабораторных занятий, демонстрационные таблицы.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, плоский экран, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, выход в Интернет.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов, муляжи биологических объектов, гербарии, готовые препараты, живые растения, скелеты животных, коллекции горных пород). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения проверочных работ.














Тематическое планирование



№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты учебного материала

Дата

предметные умения

метапредметные результаты

личностные УУД

Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)

1

Наука о живой природе

Рассматривают

и

поясняют

иллюстрации

учебника. Приводят

примеры

знакомых

культурных растений

и

домашних

животных.

Дают определение

науки

биологии.

Называют

задачи,

стоящие

перед

учёными биологами


научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний, знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Личностными результатами являются следующие умения:

. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

.


2

Свойства живого

Характеризуют свойства живых организмов. Сравнивают проявление свойств живого и неживого. Анализируют стадии развития организмов.

Формулируют вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний, определять основные методы биологических исследований


Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



3

Методы изучения природы

Различают и характеризуют методы изучения живой природы. Осваивают способы оформления результатов исследования

научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; характеризовать методы биологических исследований

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



4

Увеличительные приборы

Лабораторная раб № 1«Изучение устройства увеличительных приборов»


Объясняют назначение увеличительных приборов. Различают виды луп, узнают их увеличение. Изучают устройство микроскопа, овладевают правилами работы с микроскопом. Сравнивают увеличительные приборы. Получают навыки работы с микроскопом при изучении готовых препаратов. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лаборат оборудованием

Предметные: научатся соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы



5

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная раб № 2 «Знакомство с клетками растений».


Выявляют части клетки на рисунках учебника, характеризуют их значение. Сравнивают животную и растительную клетки. Различают ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризуют их строение и функции. Наблюдают части и органоиды клетки в микроскоп, описывают их. Различают отдельные клетки в ткани. Обобщают и фиксируют результаты, делают выводы

Предметные: научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы


результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.



6

Химический состав клетки

Различают неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объясняют значение для организма. Наблюдают демонстрацию опытов учителем, анализируют их результаты, делают выводы. Анализируют представленную на рис. Учебника информацию о результатах опыта, работая в парах

научатся называть основные органические и неорганические (минеральные) вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и неорганических (минеральных) веществ вклетке.


7

Процессы жизнедеятельности клетки

Оценивают значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризуют биологическое значение « обмена веществ». Объясняют сущность процесса деления клетки, анализируют его основные события. Устанавливают последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументируют вывод: клетка - живая система (биосистема)

научатся называть и объяснять основные процессы в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.


8

Великие естествоиспытатели.

Проверочная работа №1 по теме «Биология-наука о живом мире»

Анализируют информацию учителя об ученых. Выделяют области науки, в которых работали ученые, оценивают сущность их открытий. Формулируют вывод о вкладе ученых в развитие биологии и его значении для человечества. Рисуют схему строения клетки. Обсуждают проблемные вопросы темы, аргументируют свою точку зрения. Оценивают достижения по изучению темы свои и одноклассников

научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; применять полученные знания в практической работе


Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

9

Царства живой природы

Объясняют сущность термина «классификация». Определяют предмет науки систематики. Различают основные таксоны классификации – «царство» и «вид». Характеризуют вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливают связь между царствами живой природы по схеме, приведенной в учебнике. Выделяют отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

научатся называть основные признаки представителей царств живой природы, признаки живых организмов, среды их обитания; определять принадлежность объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных

РегулятивныеУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Личностными результатами являются следующие умения:

. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Характеризуют особенности строения бактерий. Описывают разнообразные формы бактерий на рисунке учебника. Различают понятия: автотрофы, гетеротрофы, прокариоты, эукариоты. Характеризуют процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивают и оценивают роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.


научатся различать изученные объекты в природе, называть основные признаки бактерий


11

Значение бактерий в природе и для человека

Характеризуют важную роль бактерий в природе. Устанавливают связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объясняют термин «симбиоз». Выявляют наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивают его значение для природы. Различают бактерии по их роли в природе и в жизни человека. Характеризуют полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставляют вред и пользу бактерий, делают выводы о значении бактерий.

научатся определять роль бактерий в природе и в жизни человека; называть средства борьбы с болезнетворными бактериями


12

Растения

Характеризуют главные признаки растений. Различают части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигая предположения об их функциях. Сравнивают цветковые и голосеменные растения (сходство, различия). Характеризуют мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определяют термин «спора». Выявляют на рисунке учебника различия между растениями разных групп. Сопоставляют свойства растительной и бактериальной клеток, делают выводы. Характеризуют значение растений разных групп в жизни человека.

Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи


13

Лабораторная работа 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

Различают и называют части побега цветкового растения. Определяют расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризуют особенности строения хвоинок на побеге. Устанавливают местоположение шишки. Сравнивают значение укороченных и удлиненных побегов у хвойных растений. Фиксируют результаты в тетради. Формулируют общий вывод о многообразии побегов. Соблюдают правила работы в кабинете биологии и обращении с лаборат. оборудованием

научатся различать и называть части побега цветкового растения, определять расположение почек на побеге цветкового растения, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы



14

Животные

Распознают одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризуют простейших по рисункам учебника, описывают их различие, называют части их тела. Сравнивают строение тела амебы с клеткой эукариот, делают выводы. Называют многоклеточных животных из учебника. Различают беспозвоночных и позвоночных животных. Объясняют роль животных в жизни человека и в природе. Характеризуют факторы неживой природы, влияющие на животных.

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи


15

Лабораторная работа 4

«Наблюдение за передвижением животных»

Готовят препарат культуры инфузорий. Изучают живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдают за движением животных, отмечают скорость и направление движения, сравнивают передвижение 2-3 особей. Формулируют вывод о значении движения для животных. Фиксируют результаты в тетради. Соблюдают правила работы в кабинете биологии и обращении с лаборат. оборудованием

научатся изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы



16

Грибы

Устанавливают сходство грибов с растениями и животными. Описывают внешнее строение тела гриба, называют его части. Определяют место представителей царства Грибы среди эукариот. Называют знакомые виды грибов. Характеризуют питание грибов. Различают понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», поясняют их примерами

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах


17

Многообразие и значение грибов

Характеризуют строение шляпочных грибов. Подразделяют шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывают строение плесневых грибов по рис. учебника. Объясняют термины «антибиотик» и пенициллин». Распознают съедобные и ядовитые грибы по таблицам и на рисунках учебника. Участвуют в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объясняют значение грибов для человека и для природы.

научатся устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи


18

Лишайники

Выделяют и характеризуют главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Различают типы лишайников на рис. учебника. Анализируют изображение внутреннего строения лишайника. Выявляют преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризуют значение лишайников в природе и в жизни человека

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах


19

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Определяют значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывают на примерах ценность биоразнообразия для сохранения равновесия в природе. Объясняют необходимость охраны редких видов и природы в целом.

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи


20

Проверочная работа № 2 «Многообразие живых организмов».


Определяют значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывают на примерах ценность биоразнообразия для сохранения равновесия в природе. Оценивают свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

научатся определять значение животных и растений в природе и в жизни человека, применять полученные знания в практической работе




Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

21

Среды жизни планеты Земля

Характеризуют особенности условий сред жизни на Земле. Характеризуют организмы-паразиты по рис. учебника. Приводят примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объясняют их воздействие на организм хозяина.

научатся называть среды жизни организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и крите-рии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Личностными результатами являются следующие умения:

. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.




22

Экологические факторы среды

Различают понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризуют действие различных факторов на организмы, приводят примеры собственных наблюдений. Аргументируют деятельность человека в природе как антропогенный фактор.

научатся различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор»; характеризовать действие различных факторов на организмы


23

Приспособления организмов к жизни в природе

Выявляют взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объясняют причины сезонных изменений у организмов, приводят примеры собственных наблюдений. Характеризуют приспособленность растений и животных к среде обитания по рисункам учебника.

научатся выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов


24

Природные сообщества

Определяют понятие «пищевая цепь». Анализируют элементы круговорота веществ на рис. учебника. Объясняют роль различных организмов в круговороте веществ. Различают понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризуют разные природные сообщества. Объясняют роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

научатся определять понятие «пищевая цепь», анализировать элементы круговорота веществ; объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.


25

Природные зоны России

Определяют понятие «природная зона». Распознают и характеризуют природные зоны России по карте в учебнике. Различают и объясняют особенности животных разных природных зон. Объясняют роль Красной книги в охране природы, приводят примеры редких растений и животных, охраняемых государством.

научатся называть среды жизни организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; черты приспособленности живых организмов к определенным условиям


26

Жизнь организмов на разных материках

Характеризуют и сравнивают расположение и размеры материков Земли по карте в учебнике. Объясняют понятие «местный вид». Характеризуют особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называют примеры флоры и фауны материков по рис. учебника. Анализируют свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивают роль человека в сохранении местных видов на Земле.

научатся определять основные среды жизни организмов, материки Земли, их обитателей; черты приспособленности живых организмов к определенным условиям, сравнивать условия обитания на различных материках


27

Жизнь организмов в морях и океанах

Описывают разнообразие живого мира в морях и океанах по рис. учебника. Выделяют существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объясняют причины прикрепленного образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

научатся называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, сравнивать различные среды обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям, наблюдать за живыми организмами


28

Проверочная работа № 3 «Жизнь организмов на планете Земля».


Оценивают значение планктона для других живых организмов по рис. учебника. Характеризуют условия обитания на больших глубинах океана. Аргументируют приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисуют (моделируют) схему круговорота веществ в природе. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Строят схему круговорота веществ с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивают свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

научатся характеризовать жизнь организмов на планете Земля; применять полученные знания в практической работе


Тема 4. Человек на планете Земля (8 ч)

29

Как появился человек на Земле

Характеризуют внешний вид раннего предка человека, сравнивают его с обезьяной и современным человеком. Выделяют особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывают особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливают связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризуют существенные признаки современного человека. Объясняют роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывают, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и крите-рии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Личностными результатами являются следующие умения:

. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



30

Как человек изменял природу

Анализируют по карте пути расселения человека на материках Земли. Приводят доказательства воздействия человека на природу. Выявляют причины сокращения лесов, объясняют ценность лесопосадок. Аргументируют необходимость охраны природы. Обосновывают значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека


31

Важность охраны живого мира планеты

Называют животных, истребленных человеком. Объясняют причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводят примеры. Характеризуют запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе


32

Сохраним богатство живого мира

Аргументируют ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивают роль деятельности человека в природе. Характеризуют состояние редких видов животных, занесенных в Красную книгу. Объясняют значение Красной книги, заповедников. Приводят примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектируют мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Оценивают свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материал

научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе


33

Контрольная работа "Биология - наука о живом мире"

Систематизируют и обобщают знания по темам курса биологии 5 класса. Используют учебные действия для формулировки ответов. Анализируют содержание выбранных на лето заданий

научатся применять полученные знания в практической и самостоятельной работе


34

Экскурсия

«Весенние явления в природе»

Наблюдают и фиксируют природные явления, делают выводы. Систематизируют и обобщают знания о многообразии живого мира. Соблюдают правила поведения в природе.

научатся наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы








График проверочных работ


Название

Планируемые сроки

1

Проверочная работа №1 по теме 1 «Биология-наука о живом мире»

2

Проверочная работа №2 по теме 2 «Многообразие живых организмов»

3

Проверочная работа №3 по теме 3 «Жизнь организмов на планете Земля»

4

Контрольная работа







Перечень лабораторных работ


Название

Планируемые сроки

1

Л.р. №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»


2

Л.р. №2 «Знакомство с клетками растений»


3

Л.р.№3 «Знакомство с внешним строением растений»,


4

Л.р.№4 «Наблюдение за передвижением животных».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка рабочей программы по учебному предмету Биология 5 класс

Автор: Васильева Наталья Николаевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по  природоведению 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117658"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412865271"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства