kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом на уроках русского языка как средство подготовки к егэ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены  доступные элементы работы стекстом на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка как средство подготовки к егэ»

Введение

Основным направлением современного образования является воспитание личности ,способной адаптироваться в любой жизненной среде. Следовательно ,коммуникативная функция становится важной ,важной для того ,чтобы не потеряться в сложной ситуации неопределенности ,чтобы общение становилось легкой нормой ,познающей общество и мир в целом. Задача выпустить ребенка из школы с необходимым набором знаний ,умений и качеств , позволяющих ему самостоятельно добывать новые нужные знания , собирать информацию , выдвигать гипотезы ,делать выводы , уметь саморазвиваться .

Нужную информацию мы всегда находим в текстах разных стилей и типов речи. М.М. Бахтин, известный филолог и литературовед , писал :»Где нет текста , там нет объекта для исследования и мышления . «С этим трудно не согласиться, ведь текст присутствует везде : с текстом мы познаем тайны Вселенной и тайны языка , с текстом зарождается и развивается нравственность и эстетический вкус ,с текстом связана вся творческая и повседневная жизнь .Поэтому именно текстоориентированный подход в обучении русскому языку и литературе так важен в современной школе , он ставит цели :

-реализация ФГОС среднего образования на уроках русского языка и литературы,

-формирование языковой и духовной культуры, умения правильно думать, мыслить , говорить и писать,

-воспитание бережного отношения к слову, соответствие нормам русского литературного языка,

-умение конструировать свои знания, формировать и решать проблемы обучения с учетом универсальных учебных действий ,

-формирование умений и навыков речевого, коммуникативного общения и кругозора учащихся.

Задачей данной работы является поделиться опытом работы в условиях реализации ФГОС среднего образования по формированию общенаучных умений, навыков как основы учебной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Глава 1.Технология текстоориентированного обучения.

Системно-деятельный подход к обучению нацеливает на использование разнообразных методов обучения в их системе и последовательности. В преподавании русского языка и литературы нельзя обойтись без самого важного и действенного текстоориентированного подхода в достижении образовательных целей.

Текстоориентированный подход-это совмещение методов, приемов и организация учебной деятельности , направленная на изучение и анализ текста как основной единицы языка.

Глава 2.Работа с текстом на уроках русского языка.

Текстоориентированный подход в изучении русского языка нацеливает весь учебный процесс к успешному написанию сочинения-рассуждения в 9-11 классах на итоговой аттестации. Ранее в курсе русского языка жанр сочинения-рассуждения не был так хорошо поставлен к изучению, поэтому несколько лет плодотворной работы привели к некоторым алгоритмам и методам работы, дающими неплохие результаты. В основе работы, как правило, текст с нравственной проблемой и правильными жизненными ориентирами для анализа и размышления в области истории , музыки, эстетики ,философии , что обогащает учеников ,дает им знания , которых они не имеют .Задания текста подразумевают грамотное чтение , переосмысление ,комплексный анализ.

Алгоритм работы над заданиями С-1, С-2, С-3 нацелены на написание сочинения-рассуждения в разных жанрах . Задание С-3, которое наиболее приемлемо для большей части учеников имеет такую схему работы : прочитал , увидел ,повторил , создал собственное .Важное место здесь принадлежит учителю , который должен показать , что тексты разные и сочинения могут быть написаны по-разному , иметь общий план представления работы над текстом учащиеся должны .В 8-9 классах при работе с такими текстами мы записываем план ,который нужно знать наизусть :

1. Тезис . Дать определение предоставленному понятию, прокомментировать его.

2. Доказательства. Привести пример из текста, раскрывающий понятие, проанализировать ситуацию текста.

Привести пример из жизни (можно на литературном материале), раскрывающий это же понятие , проанализировать ситуацию.

3.Вывод по теме сочинения.

Учащимся дается понятие о видах сочинения-рассуждения: сочинение-доказательство , сочинение-объяснение и сочинение-размышление .Все виды имеют общий план , но ряд особенностей текстов тоже учитывается при составлении своего продукта из-за особенностей представленного для анализа текста.

Не лишним будет знать, что сочинения-рассуждения могут быть написаны в жанре эссе, отзыва или рецензии. Рецензия-письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, публицистического, художественного произведения, спектакля, книги, фильма. Отзыв-речевое произведение, в котором обязательным является выражение своего личного отношения к прочитанному. Эссе-разновидность очерка научного, исторического, критического, где главную роль играют ассоциации, которые вызывают у автора какие-либо факты, раздумья, размышления о жизни, событиях в науке, литературе, искусстве. Здесь проводится масштабная работа по методике написания данных сочинений.

Успешной является работа по написанию сочинения с использованием клише к каждой конкретной части сочинения-рассуждения.

Актуальным методом использования клише его применение при пересказе текста, который часто применяется на занятиях при подготовке к устному экзамену по русскому языку, который подразумевает чтение текста, пересказ с добавлением цитаты, составление высказывания и ответы на вопросы.

Пример клише:

В самом начале текста---------------приводит высказывание,в котором говорится--------------------------------.Автор текста--------------сообщает--------------------------

Во втором абзаце говорится о---------------

Делая вывод, автор провозглашает------------,с которыми ------------------------

Для подготовки учащихся 11 класса к Е ГЭ по русскому языку при написании сочинения ,опирающимся после изменений только на текст,нужно правильно вы делить проблему текста




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с текстом на уроках русского языка как средство подготовки к егэ

Автор: Николаева Ирина Николаевна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 530031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства