Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка как средство подготовки к егэ»
Введение
Основным направлением современного образования является воспитание личности ,способной адаптироваться в любой жизненной среде. Следовательно ,коммуникативная функция становится важной ,важной для того ,чтобы не потеряться в сложной ситуации неопределенности ,чтобы общение становилось легкой нормой ,познающей общество и мир в целом. Задача выпустить ребенка из школы с необходимым набором знаний ,умений и качеств , позволяющих ему самостоятельно добывать новые нужные знания , собирать информацию , выдвигать гипотезы ,делать выводы , уметь саморазвиваться .
Нужную информацию мы всегда находим в текстах разных стилей и типов речи. М.М. Бахтин, известный филолог и литературовед , писал :»Где нет текста , там нет объекта для исследования и мышления . «С этим трудно не согласиться, ведь текст присутствует везде : с текстом мы познаем тайны Вселенной и тайны языка , с текстом зарождается и развивается нравственность и эстетический вкус ,с текстом связана вся творческая и повседневная жизнь .Поэтому именно текстоориентированный подход в обучении русскому языку и литературе так важен в современной школе , он ставит цели :
-реализация ФГОС среднего образования на уроках русского языка и литературы,
-формирование языковой и духовной культуры, умения правильно думать, мыслить , говорить и писать,
-воспитание бережного отношения к слову, соответствие нормам русского литературного языка,
-умение конструировать свои знания, формировать и решать проблемы обучения с учетом универсальных учебных действий ,
-формирование умений и навыков речевого, коммуникативного общения и кругозора учащихся.
Задачей данной работы является поделиться опытом работы в условиях реализации ФГОС среднего образования по формированию общенаучных умений, навыков как основы учебной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Глава 1.Технология текстоориентированного обучения.
Системно-деятельный подход к обучению нацеливает на использование разнообразных методов обучения в их системе и последовательности. В преподавании русского языка и литературы нельзя обойтись без самого важного и действенного текстоориентированного подхода в достижении образовательных целей.
Текстоориентированный подход-это совмещение методов, приемов и организация учебной деятельности , направленная на изучение и анализ текста как основной единицы языка.
Глава 2.Работа с текстом на уроках русского языка.
Текстоориентированный подход в изучении русского языка нацеливает весь учебный процесс к успешному написанию сочинения-рассуждения в 9-11 классах на итоговой аттестации. Ранее в курсе русского языка жанр сочинения-рассуждения не был так хорошо поставлен к изучению, поэтому несколько лет плодотворной работы привели к некоторым алгоритмам и методам работы, дающими неплохие результаты. В основе работы, как правило, текст с нравственной проблемой и правильными жизненными ориентирами для анализа и размышления в области истории , музыки, эстетики ,философии , что обогащает учеников ,дает им знания , которых они не имеют .Задания текста подразумевают грамотное чтение , переосмысление ,комплексный анализ.
Алгоритм работы над заданиями С-1, С-2, С-3 нацелены на написание сочинения-рассуждения в разных жанрах . Задание С-3, которое наиболее приемлемо для большей части учеников имеет такую схему работы : прочитал , увидел ,повторил , создал собственное .Важное место здесь принадлежит учителю , который должен показать , что тексты разные и сочинения могут быть написаны по-разному , иметь общий план представления работы над текстом учащиеся должны .В 8-9 классах при работе с такими текстами мы записываем план ,который нужно знать наизусть :
1. Тезис . Дать определение предоставленному понятию, прокомментировать его.
2. Доказательства. Привести пример из текста, раскрывающий понятие, проанализировать ситуацию текста.
Привести пример из жизни (можно на литературном материале), раскрывающий это же понятие , проанализировать ситуацию.
3.Вывод по теме сочинения.
Учащимся дается понятие о видах сочинения-рассуждения: сочинение-доказательство , сочинение-объяснение и сочинение-размышление .Все виды имеют общий план , но ряд особенностей текстов тоже учитывается при составлении своего продукта из-за особенностей представленного для анализа текста.
Не лишним будет знать, что сочинения-рассуждения могут быть написаны в жанре эссе, отзыва или рецензии. Рецензия-письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, публицистического, художественного произведения, спектакля, книги, фильма. Отзыв-речевое произведение, в котором обязательным является выражение своего личного отношения к прочитанному. Эссе-разновидность очерка научного, исторического, критического, где главную роль играют ассоциации, которые вызывают у автора какие-либо факты, раздумья, размышления о жизни, событиях в науке, литературе, искусстве. Здесь проводится масштабная работа по методике написания данных сочинений.
Успешной является работа по написанию сочинения с использованием клише к каждой конкретной части сочинения-рассуждения.
Актуальным методом использования клише его применение при пересказе текста, который часто применяется на занятиях при подготовке к устному экзамену по русскому языку, который подразумевает чтение текста, пересказ с добавлением цитаты, составление высказывания и ответы на вопросы.
Пример клише:
В самом начале текста---------------приводит высказывание,в котором говорится--------------------------------.Автор текста--------------сообщает--------------------------
Во втором абзаце говорится о---------------
Делая вывод, автор провозглашает------------,с которыми ------------------------
Для подготовки учащихся 11 класса к Е ГЭ по русскому языку при написании сочинения ,опирающимся после изменений только на текст,нужно правильно вы делить проблему текста