kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над текстом художественного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Художественное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Вследствие вышесказанного работа над произведением делится на этапы:

1.первый этап – первичный синтез;

2.второй этап – анализ;

3. третий этап – вторичный синтез.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над текстом художественного произведения»

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Художественное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Вследствие вышесказанного работа над произведением делится на этапы:

1.первый этап – первичный синтез;

2.второй этап – анализ;

3. третий этап – вторичный синтез.

Первый этап – предполагает ознакомление учащихся с конкретным содержанием текста, выяснение эмоционального воздействия произведения.

Второй этап. На втором этапе проводится анализ текста с целью установления причинно-следственной связи в развитии сюжета, выяснения мотивов действующих лиц и их основных черт, раскрытие композиции произведения, выявление изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

Содержанием работы на третьем этапе является: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства. После такой работы можно провести творческие работы – сочинение, изложение.

Таким образом, связь с жизненным опытом учащихся осуществляется на протяжении всей работы над произведением. Но по мере углубления анализа, обогащение школьников мыслями и опытом автора, связь с жизненным опытом учащихся качественно изменяется. С одной стороны автор воздействует на ученика логической и эмоционально-образной стороной произведения. С другой, творчески перерабатывая произведение, ученик формирует свой взгляд на вещи и явления, не всегда тождественные авторскому взгляду.

1. Работу над произведением начинают с чтения его целиком. Текст читает учитель или заранее подготовленный ученик. Затем проводится беседа, которая преследует цель выяснить, какое впечатление произвело произведение на учащихся, заинтересовать детей в анализе текста и создать условия для активной работы на уроке. Учитель может сформировать вопросы так:

1.Какой момент рассказа вам показался самым интересным? Почему?

2.Какая часть рассказа вам запомнилась больше всего?

3.Какую картину вы наиболее ярко представляете, слушая рассказ?

4.Кто из героев вам особенно понравился?

5.Когда вам было особенно радостно (грустно)?

Положение о взаимосвязи между формированием навыка чтения и умением работать с текстом – одно из важных для учителя и определяет его подход к анализу произведения.

Вторым возможным методическим положением является взаимосвязанное рассмотрение содержания и изобразительные средства произведения.

Третье исходное положение комплексное осуществление образовательных и воспитательных задач в процессе работы над произведением.

Основные направления анализа текста: выяснение конкретного содержания, композиции произведения, мотивов поведения действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности произведений.

Видами работы с текстом в процессе анализа могут быть следующие:

  1. Выборочное чтение – чтение части текста в соответствии с заданием. Выборочное чтение применяется в комплексе с другими видами работ – с составлением характеристики героя, с раскрытием идеи произведения. Это нужно для развития творческого воображения детей, их речи и памяти.

  2. Ответы на вопросы своими словами – наиболее распространённый вид работы с текстом. Такой вид работы развивает умение рассуждать по поводу прочитанного.

  3. Постановка вопроса самими учащимися также результативный вид работы с текстом. Постановка вопросов по тексту может быть домашним заданием, что обеспечивает активность учащихся при проверке домашнего задания в классе.

  4. Для развития творческого воображения учащихся служит такой вид работы, как иллюстрирование текста, применяемое в 2-х вариантах: а) словесное; б) графическое.

Словесное рисование является своеобразным и довольно важным видом работы, считается одним из эффективных средств речевого развития учащихся.

Графическое рисование чаще всего может выполняться дома. По иллюстрациям учащихся на уроке проводится выборочное чтение, это позволяет закрепить связь слова и образа.

  1. К нужным видам работы над текстом относится пересказ. Виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, творческий.

  2. Составление плана произведения проводится с целью более сознательного и глубокого понимания содержания произведения. Обучение умению составлять план строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в определённой системе, начиная со 2-го класса.

Выяснение идеи – это стержень анализа художественного произведения. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа. Выяснив идею, учитель строит систему вопросов и заданий. Хотя в начальных классах учащиеся не знакомятся с темой и идеей произведения, даже этих терминов нет, но о чём рассказывает писатель в своём произведении и какова его главная мысль учащиеся могут выяснить проанализировав текст.

Идея в художественном произведении раскрывается через образ или систему образов, через поступки героев, их взаимоотношения.Потому то и необходимо выяс-

нить мотивы поведения действующих лиц, их отношения к фактам и событиям произведения. Через факты и события, отношение к действующим лицам автор показывает свою идейную позицию, раскрывает своё мировоззрение. В процессе работы над произведением, во время анализа формируется оценочное суждение учащихся, их мировоззрение. В следствии этого анализ должен проходить как непринуждённая беседа в которой как бы присутствует автор и его герои.

Чаще, обобщая конкретное содержание рассказа, учащиеся приходят к пониманию идеи, если в рассказе идея чётко сформулирована автором в одном-двух предложениях. Идея раскрывается двумя путями: а) от конкретного содержания к обобщённому выводу, б) от вывода к конкретным событиям.

После того, как текст предложен для знакомства, можно предложить учащимся найти слова (предложения), в которых выражена главная мысль, и сказать, в каких событиях заключается эта мысль. Это задание позволяет создать ситуацию поиска, заинтересовать в повторном чтении рассказа. Правильное эмоциональное восприятие рассказа является одним из важнейших условий для понимания идеи художественного произведения.

Размышления о том, почему произведение так названо тоже подводит к пониманию идеи, темы его.

Материал в книгах для чтения расположен с учётом идейно-тематического принципа.

Учитель разрабатывает систему уроков, учитывая общую идейно-тематическую основу произведений объединённых в один раздел. Учитель должен точно знать, какими знаниями учащиеся должны обогатиться, какие личностные качества будет воспитывать он в процессе чтения данного цикла произведений. Необходимо стремиться к целостному анализу произведения: работа над раскрытием идеи проходит одновременно с работой над особенностями действующих лиц, изобразительными средствами текста, навыком осознанного и выразительного чтения.

При подготовке к урокам чтения учитель должен исходить из следующих положений:

  1. В образе – персонаже автор обобщает свои жизненные наблюдения над человеческими характерами и в то же время образ конкретен. Поэтому учащиеся в процессе анализа должны воспринять действующие лица как представителя определённой общественной группы людей, определённой эпохи и одновременно как конкретного живого человека с характерными именно для него особенностями.

  2. В процессе раскрытия характерных черт героя произведения выделяются ведущие, главные черты. Чаще именно эта главная характерная черта объясняет мотивы поведения героя произведения, позволяет понять образ в целом. Но тем не менее рассматривать эту черту необходимо в связи с другими чертами, учить детей видеть героя во всей сложности и диалектической противоречивости черт.

  3. Пониманию учащимися образа – персонажа способствует выяснение авторского отношения к тому или иному герою. Если автор в произведениях выражает своё отношение к действующим лицам в оценочных суждениях, то учащиеся должны самостоятельно найти эти слова и доказать примерами из текста, почему автор так говорит, привести факты в подтверждение этой оценки.

  4. Важное условие эффективности работы над образом художественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к

образу – персонажу. Анализ образа – персонажа должен включать в качестве обязательного своего компонента выяснение собственного отношения учащихся к действующим лицам произведения. Этапность работы над образом – персонажем определяется с учетом психологических основ процесса восприятия художественного произведения учащимися.

На 1-м этапе – эмоциональное, часто немотивированное восприятие образа учащимися, конкретизация своего первоначального целостного восприятия на 2-м этапе, обобщённое мотивировано-оценочное суждение, к которому приходят учащиеся к 3-му этапу.

I этап – первоначальное восприятие текста, целостное впечатление о действующих лицах эмоционального плана.

II этап – тщательная работа с текстом, формирование умения учащихся подбирать материал о действующих лицах.

На заключительном III этапе работы учащиеся обобщают подобранный конкретный материал, составляют рассказ о герое, основные вопросы по которым подготавливаются учащиеся: 1) Кто он?, 2) внешний вид, 3) отношение к людям, к порученному делу, 4) твоё отношение к нему, обобщая материал о действующих лицах, учащиеся подводятся к идее произведения.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над текстом художественного произведения

Автор: Самиева Шоира Хаятовна

Дата: 17.10.2018

Номер свидетельства: 480935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Тема: «Работа над выразительными художественными средствами исполнения на калмыцкой домбре»"
    ["seo_title"] => string(89) "tiemarabotanadvyrazitielnymikhudozhiestviennymisriedstvamiispolnieniianakalmytskoidombrie"
    ["file_id"] => string(6) "306441"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458130540"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Работа над лирическим стихотворением. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabota-nad-lirichieskim-stikhotvorieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "157189"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421568988"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-umieniia-samostoiatiel-noi-raboty-s-tiekstom-opriedielieniie-tiemy-idiei-probliematiki-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "124183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414657122"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Памятка "Разные виды работы с текстом""
    ["seo_title"] => string(39) "pamiatka_raznyie_vidy_raboty_s_tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "405730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491067929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства