Работа со словарями как средство развития речи учащихся.
Работа со словарями как средство развития речи учащихся.
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В связи с этим возникает необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со словарями как средство развития речи учащихся. »
О.А. Тимофеева
МОУ Красногуляевская СОШ
Работа со словарями как средство развития речи учащихся.
«Словарь – это вся вселенная
в алфавитном порядке» (А.Франс).
Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание назначение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В связи с этим возникает необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы.
В своей работе я использую различные словари: толковые словари; словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов; фразеологические словари и сборники крылатых слов; этимологические словари; орфографические и орфоэпические словари; словообразовательные словари; словари иностранных слов; словари, ориентирующие на практическое использование языка.
На уроках использую разные виды работы: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; этимологический анализ слова; задания типа вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.
Большое место в моей работе занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:
- обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов.
Некоторые практические советы, рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка учителям, желающим включить в свои занятия словари:
провести систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;
включать работу со словарями в каждый урок;
предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);
объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
составить один из несуществующих лексикологических словарей;
провести ролевую игру «Составляем словари»;
выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;
написать аннотацию на словарь (по выбору);
охарактеризовать построение словарной статьи;
найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;
составить этимологический кроссворд.
Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; задания типа вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.
Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения: – запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам и правильной постановкой ударения в нем;
– упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия; – составление предложений с новым словом в его разных значениях; – введение в орфографические упражнения новых слов; – творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказов, изложений, сочинений);
– ведение детских словарей.
В русском языке насчитывается сотни тысяч слов. Изучить в школе все, конечно, не представляется возможным. Перечень же слов для школы пока не определен, поэтому круг слов устанавливается учителем. При этом необходимо учитывать:
- разносторонность словаря (он должен охватывать разные сферы жизни); – отношение к мышлению и его развитию (понятия конкретные и отвлеченные, временные, пространственные и т. д.);
– по отношению к грамматическому строю (слова всех частей речи, их формы); – по тематико-стилистическим признакам это должны быть слова бытовые, нейтральные, исторические, научные.
При отборе слов необходимо учитывать:
– доступность словаря, но равняться не на самые легкие и элементарные; – определенная емкость словаря, которая устанавливается опытным путем; – последовательность в расширении словаря в пределах одной темы; – различия в темпах накопления словаря в зависимости от подготовленности, направленности и общего развития учащихся данного класса.
Для создания проблемных ситуаций на уроках русского языка использую языковой материал, который имеет форму этимологического текста.
Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать современных детей, для которых на первом месте стоит компьютер, чтением словарей. Как же это сделать? И здесь на помощь приходит Интернет с его многообразием он-лайн словарей. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у обучающихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.
Интернет-ресурсы к урокам с применением он-лайн словарей:
Русский язык: справочно-информационный портал
Официальные документы, мониторинг культуры речи, информация о существующих словарях и энциклопедиях русского языка, работы по русистике, учебники, календарь памятных дат, дискуссионный клуб по проблемам языка, занимательные конкурсы и т.д. Словари он-лайн. http://www.gramota.ru
Мир слова русского Коллекция афоризмов и крылатых выражений, текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Словари (лингвистический, энциклопедический, Даля и т.п.). Online тест и т.п. http://www.rusword.com.ua/rus/index.php
Русские электронные словари и справочная литература Интерактивные словари русского языка: Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь иностранных слов, Орфографический словарь, Русский семантический словарь и т.д. Служба русского языка: ответы на вопросы, редактирование текстов. http://www.slovari.ru/
Лингвистика: энциклопедия Описание языков, лингвистическая терминология, биографии ученых-языковедов. http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm
Словарь терминов по школьному курсу языкознания Словарь терминов по школьному курсу языкознания. Состоит из взаимосвязанных больших разделов: тематический словарь; общий алфавитный указатель. http://slovar.boom.ru/
Лингвистические словари Орфографический словарь русского языка для учащихся. Словарь фамилий. Указатель имен и понятий по древнерусскому исскуству. Словарь Интернет-терминов и т.п. http://dictionaries.rin.ru/
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Представленная выше система работы включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает потребность обращения к словарям. Работа по данной проблемной теме приносит положительные результаты:
2) ребята грамотно пишут сочинения, творческие работы, изложения, диктанты;
3) дети грамотно используют в своей речи словарные слова;
4) дети активно участвуют в олимпиадах;
Под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.
Слова, которыми ученик постоянно пользуется в своей речи, составляют его активный словарь; слова, которые в той или иной мере становятся знакомыми ученику, но не используются в его речи, составляют словарь пассивный. Деление слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как два эти разряда слов постоянно взаимодействуют между собой – из пассивного словаря ученика слова переходят в активный словарь.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Использованная литература:
Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – №5. С. 39–40.
Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.
Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - № 5. С. 8–15.
Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». – 1989. – №2. С. 34–36.
Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». – 1998. – №2. С. 32–35.
Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. – №5. – 2001.
Скороход Л.К. Словарная работа русского языка. – М.: ВЕЧЕ, 1990. – 96 с.