kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа со словарями как средство развития речи учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В связи с этим возникает необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарями как средство развития речи учащихся. »

О.А. Тимофеева

МОУ Красногуляевская СОШ


Работа со словарями как средство развития речи учащихся.

«Словарь – это вся вселенная

в алфавитном порядке» (А.Франс).

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В связи с этим возникает необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы.

В своей работе я использую различные словари: толковые словари; словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов; фразеологические словари и сборники крылатых слов; этимологические словари; орфографические и орфоэпические словари; словообразовательные словари; словари иностранных слов; словари, ориентирующие на практическое использование языка.

На уроках использую разные виды работы: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; этимологический анализ слова; задания типа вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.

Большое место в моей работе занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:

-         обогащение словаря;

-         уточнение словаря;

-         активизация словаря;

-         устранение нелитературных слов.

Некоторые практические советы,  рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка учителям, желающим включить в свои занятия словари:

  • провести систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;

  • включать работу со словарями в каждый урок;

  • предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);

  • объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;

  • составить один из несуществующих лексикологических словарей;

  • провести ролевую игру «Составляем словари»;

  • выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;

  • написать аннотацию на словарь (по выбору);

  • охарактеризовать построение словарной статьи;

  • найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;

  • составить этимологический кроссворд.

Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; задания типа вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.

Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения:
–  запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам и правильной постановкой ударения в нем;

–   упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;
–  составление предложений с новым словом в его разных значениях;
– введение в орфографические упражнения новых слов;
– творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказов, изложений, сочинений);

– ведение детских словарей.

В русском языке насчитывается сотни тысяч слов. Изучить в школе все, конечно, не представляется возможным. Перечень же слов для школы пока не определен, поэтому круг слов устанавливается учителем. При этом необходимо учитывать:

- разносторонность словаря (он должен охватывать разные сферы жизни);
–    отношение к мышлению и его развитию (понятия конкретные и отвлеченные, временные, пространственные и т. д.);

–  по отношению к грамматическому строю (слова всех частей речи, их формы);
–   по тематико-стилистическим признакам это должны быть слова бытовые, нейтральные, исторические, научные.

При отборе слов необходимо учитывать:

–  доступность словаря, но равняться не на самые легкие и элементарные;
–  определенная емкость словаря, которая устанавливается опытным путем;
–  последовательность в расширении словаря в пределах одной темы;
–  различия в темпах накопления словаря в зависимости от подготовленности, направленности и общего развития учащихся данного класса.

Для создания проблемных ситуаций на уроках русского языка использую языковой материал, который имеет форму этимологического текста.

         Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать современных детей, для которых на первом месте стоит компьютер, чтением словарей. Как же это сделать? И здесь на помощь приходит Интернет с его многообразием он-лайн словарей. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у обучающихся  умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

Интернет-ресурсы к урокам с применением он-лайн словарей:

Русский язык: справочно-информационный портал 

Официальные документы, мониторинг культуры речи, информация о существующих словарях и энциклопедиях русского языка, работы по русистике, учебники, календарь памятных дат, дискуссионный клуб по проблемам языка, занимательные конкурсы и т.д. Словари он-лайн. 
http://www.gramota.ru  

Мир слова русского  
Коллекция афоризмов и крылатых выражений, текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Словари (лингвистический, энциклопедический, Даля и т.п.). Online тест и т.п.  
http://www.rusword.com.ua/rus/index.php 

Русские электронные словари и справочная литература 
Интерактивные словари русского языка: Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь иностранных слов, Орфографический словарь, Русский семантический словарь и т.д. Служба русского языка: ответы на вопросы, редактирование текстов.  
http://www.slovari.ru/ 

Лингвистика: энциклопедия  
Описание языков, лингвистическая терминология, биографии ученых-языковедов. 
http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm 

Словарь терминов по школьному курсу языкознания 
Словарь терминов по школьному курсу языкознания. Состоит из взаимосвязанных больших разделов: тематический словарь; общий алфавитный указатель. http://slovar.boom.ru/ 

Лингвистические словари  
Орфографический словарь русского языка для учащихся. Словарь фамилий. Указатель имен и понятий по древнерусскому исскуству. Словарь Интернет-терминов и т.п.  
http://dictionaries.rin.ru/ 

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Представленная выше система работы включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает потребность обращения к словарям. Работа по данной проблемной теме приносит положительные результаты:

1) игровые приемы стимулируют познавательную активность учащихся;

2) ребята грамотно пишут сочинения, творческие работы, изложения, диктанты;

3) дети грамотно используют в своей речи словарные слова;

4) дети активно участвуют в олимпиадах;

Под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.

Слова, которыми ученик постоянно пользуется в своей речи, составляют его активный словарь; слова, которые в той или иной мере становятся знакомыми ученику, но не используются в его речи, составляют словарь пассивный. Деление слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как два эти разряда слов постоянно взаимодействуют между собой – из пассивного словаря ученика слова переходят в активный словарь.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.


Использованная литература:

Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – №5. С. 39–40.

Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - № 5. С. 8–15.

Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». – 1989. – №2. С. 34–36.

Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». – 1998. – №2. С. 32–35.

Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. – №5. – 2001.

Скороход Л.К. Словарная работа русского языка. – М.: ВЕЧЕ, 1990. – 96 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа со словарями как средство развития речи учащихся.

Автор: Тимофеева Оксана Александровна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тема доклада: «Развитие речи учащихся в процессе обучения химии» "
    ["seo_title"] => string(78) "tiema-doklada-razvitiie-riechi-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "199223"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428545835"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства