Урок "Ярмарка". Русский язык в 4-м классе
Цель урока: сформировать умения пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
Задачи:
- Формировать умения распознавать глагол и пользоваться им в тексте;
- Развивать языковое чутьё, эстетический вкус, внимание;
- Воспитывать интерес к такой богатой части речи, как глагол.
- Иметь представление о многозначности глагола.
- Знать морфологические данные глагола.
- Уметь пользоваться глагольной лексикой.
Оборудование: мультимедийная установка для просмотра слайдов, Арка “Ярмарка”, жетоны. Магнитофон, аудиозапись песни “Разноцветные ярмарки”, в исполнении В. Леонтьева, толковые словари, словарные слова, полоски бумаги и маркеры для словарной работы, оценочные листы на каждого ученика, круглые шоколадки в позолоченной фольге.
К проведению урока привлечены родители в качестве скоморохов.
Ход урока
I. Организационно- мобилизующее начало
1. Готовность класса к уроку.
2. Психологический настрой.
Создать ситуацию успеха на уроке.
Д.
Здравствуйте скажем руками.
Здравствуйте скажем глазами.
Здравствуйте скажем ртом:
“Здравствуйте!”
Станет радостней кругом.
У. Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
Слайд №1
Бывают чувства у людей?
У рыбок, птичек и зверей?
Влияет без сомненья
На всех нас настроение.
Слайд №2
II. Орфографическая минутка
Формировать умения определять орфограммы
Начевала тучька залатая
Нагруди утёса виликана.
Утром в путь она умчялась рано,
Па лазури весило играя.
Учащиеся определяют орфограммы, исправляют ошибки.
III. Минутка чистописания.
Формировать навыки правильного каллиграфического письма
Слайд №3
Игра “Угадай словечко”
Физминутка для пальчиков.
Чтобы нам добыть огонь,
(хлопки в ладоши)
Трём ладошку о ладонь.
(катаем ручку в ладошках)
Вдруг ладошка заискрилась
(стучат в кулачки)
И бумажка засветилась.
(хлопки в ладоши).
У.
Пусть это тепло согреет ваши сердечки.
Будьте добрее друг к другу и окружающим.
Напишем соединения букв и слогов.
Дети пишут 2 раза слово ярмарка различными видами соединений.
У. Какое слово вы увидели в наших соединениях?
- Что означает слово ярмарка?
- Подберите к этому слову синонимы.
(базар, рынок)
У. У нас сегодня тоже ярмарка.
Как вы думаете, что можно продавать и покупать на уроке русского яыка?
(знания)
Под звуки песни В.Леонтьева “ Разноцветные ярмарки” в класс входят скоморохи. У них на листах большими буквами написано слово Ярмарка из этих букв на доске аркой составляется это слово.
- Добрый день , гости званные, желанные!
Вы, купцы заморские, люди торговые.
Собрались мы на ярмарку на весёлую, на старинную. - Давай проходи и других приводи!
Хоть сам я не пригож
Но товар привёз хорош! - По всему белому свету
Пролегли от городов пути – дороженьки.
Как по этим путям – дороженькам идёт слава
Про язык русский, друга казахского. - А как ты думаешь, что, сидя в этом классе,
Можно о русском языке сказать? - Всё не всё, мало ли много!
На ярмарке всё можно!
Покупайте, продавайте!
И жетоны набирайте. - Тогда с аукциона и начнём!
Всем, кто приходит и всем, кто есть
Объявляем важную весть:
-Приехали к нам купцы заморские из далёкой сторонушки
Глагол продавать!
IV. Работа со словарём.
Развивать умения пользоваться толковым словарём.
Слайд №4
У. Коробейник сказал, что с аукциона и начнём.
Что такое аукцион? Это слово вы должны найти в толковых словарях.
( Дети по группам находят значение слова. Кто первый нашёл- тому жетон.)
У. Оценивать свою работу будете вы сами и гости – скоморохи по оценочным листам.
Какой вид работы и кто оценивает отмечен на листе.
Здесь у нас аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше. лучше знает,
Тот жетоны получает.
У. Товар на аукционе называется лотом.
Я продаю глагол, а вы его покупаете. Мы должны на уроке повторить всё,что знаем о глаголе.
Слайд №5
Глагол самая распространённая часть речи в русском языке. По исследованиям учёных установлено, что в устной речи содержится 80% глаголов, а в письменной- 70%. Т.е. на 1000слов- 800глаголы.
Итак! Продаём глагол!
Слайд №6
Лот №1
У. Что мы знаем о глаголе?
( Кто скажет последний признак глагола, тот получает жетон)
Лот №2
Слайд №7
V. Игра “ Поймай глагол”
Кто больше запомнит глаголов и запишет их.
Я страшное дело какой деловой!
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
На стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто пречисто весь двор подметаю,
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
(Учащиеся записывают глаголы по памяти)
У. Посоветуйтесь в парах, может кто пропустил глагол, допишите.
А теперь в группе сравните написанное.
У. Группа, написавшая больше глаголов получает жетон.
На ярмарке о любом товаре надо знать точные сведения, чтобы покупатель мог купить товар. Исследуйте свои глаголы. Что вы можете о них сказать?
(Указать время, лицо, число глаголов)
Ярмарка, ярмарка!
Веселись народ!
Глядите, не моргайте!
Рты не разевайте!
Ворон не считайте!
Подешевле покупайте!
VI. Словарная работа
Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Лот №3
Слайд №8
У.
Беда!
Провалились в колодец слова
Их достать – нелёгкое занятие.
Надо знать тех слов правописание!
Сп…сают
н…есут
посп…шил
хв…раю
л…ениться
т…щил
зап…сают.
Работа в группах
У. Надо достать слова из колодца, записав на бумажной ленточке маркером пропущенные буквы. Группа быстрее справившаяся с работой, вывешивает на доску свою ленточку. Затем записываете слова в тетрадь и подбираете проверочное слово. Одно из слов вы должны изменить по лицам.
VII. Физминутка.
Лот №4
Тары – бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад!
Забирайте на расхват!
Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!
Слайд №9
VIII. Задание на логическое мышление
Развивать логическое мышление.
Заморочки из бочки!
У. Сейчас мы поработаем с устойчивыми оборотами. Как сказать одним словом? Но чтобы это слово было глаголом?
(Каждой группе по 2 фразеологических оборота)
- Бежать, сломя голову…
- Повесить нос….
- Держать ухо востро…
- Водить за нос…
- Лодыря гонять…
- Бить баклуши…
- Сесть в галошу…
- Сесть на шею…
Слайд №10
У. Запишите пары глаголов из оборотов. Что это за глаголы? Дайте им характеристику.
У. У нас остались ещё “заморочки” в бочке.
- Для Родины своей ни сил , ни жизни не …. .
- Родина- мать, умей за неё … .
- В родном ауле и собака хвост трубой … .
- Любовь к Родине у семейного очага ….
У. Это устойчивые обороты? Тогда что это? Вставьте глаголы, дайте им характеристику.( Проверка)
У. Почему так говорят? Что вы знаете о нашей Родине?
Слайд №11
Наша страна большая. На территории Казахстана проживают люди более 100 национальностей. Народы нашей страны живут в дружбе и согласии. Мы- независимое государство! Мы гордимся своей страной!
IX. Изменение глаголов по временам.
Совершенствовать умения определять время глаголов.
Лот №5
У нас на ярмарке раздолье:
Неси что хочешь,
Всё продашь!
А покупатели довольны?
Распутай этот ералаш.
Слайд №12
У. Что делают звери и птицы?
На слайде вы видите зверей и птиц. Запишите, что может каждый из них. Описать вы должны трёх животных в разных временах
У. У каких глаголов можно определить род?
Что за товар!
И тот хорош!
И другой хорош!
Выбирай! Который хошь!
X. Обобщение.
Систематизация знаний учащихся по теме “Глагол”
Слайд №13 Мудрые мысли.”
У. Сегодня мы много записали глаголов, давали им характеристику. Чтобы эти знания прочно вошли в ваше сознание, потому что вы ещё много лет будете изучать эту часть речи, вплоть до окончания школы, а затем сдавать ЕНТ, я предлагаю вам заполнить тест.
XI. Итог урока.
Продавцы удалые,
Купцы богатые!
Давайте посмотрим, кто больше продал товара? Какой купец самый ловкий, быстрый да удачливый! ( Выставление оценок по оценочным листам. Жетоны обмениваются на “золото”
У. Наш урок подошёл к концу.
Что вам понравилось на уроке?
Какие трудности вы испытывали при работе?
Слайд №14
Спасибо вам, ребята за урок!
Спасибо вам, господа родители!
Спасибо вам , уважаемые гости за терпени