Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся.
Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся.
Одной и важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это направлены усилия учителей-словесников на уроках и литературы, и языка. Однако ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и особенно с фразеологией. А ведь овладение фразеологическим богатством русского языка помогает в значительной степени повысить культуру речи учащихся, которая, к сожалению, недостаточно высока и оставляет желать лучшего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся. »
Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся.
Одной и важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это направлены усилия учителей-словесников на уроках и литературы, и языка. Однако ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и особенно с фразеологией. А ведь овладение фразеологическим богатством русского языка помогает в значительной степени повысить культуру речи учащихся, которая, к сожалению, недостаточно высока и оставляет желать лучшего.
Золотым фондом русской фразеологии являются крылатые слова, т.е. меткие выражения, цитаты и афоризмы, широко используемые в живой речи наряду с пословицами и поговорками.
Так, например, при изучении комедии «Горе от ума» следует помнить, что эта комедия является выдающимся образцом фразеологического творчества не только в русской, но и в мировой литературе. Трудно найти другое подобное небольшое по объему произведение, которое дало бы такое обилие крылатых выражений (свыше 70), большинство из которых и по духу, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам: «Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолетов» и т.д.
Для правильного и уместного использования крылатых выражений в современной устной и письменной речи нужно учитывать два момента:
1.Необходимо знать литературный источник, из которого вышло крылатое выражение, конкретные условия его возникновения, чтобы правильно понять его первоначальный смысл.
2.Следует помнить, что крылатое выражение, как и все в мире, изменяется.
В современной литературной или разговорной речи крылатые выражения могут употребляться как в их первоначальном значении, так и с некоторыми отступлениями от их первоначальных значений.
Для того, чтобы помочь учащимся правильно и уместно использовать крылатые выражения, можно предложить им собственное небольшое исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению по такой схеме:
1.указать источник его возникновения;
2.дать трактовку его первоначального значения;
3.проиллюстрировать его употребление в публицистике, в художественных произведениях более позднего периода;
4.указать на варианты изменения данного выражения в современной речи;
5.придумать самим предложения с данным выражением.
В качестве пособия по повышению культуры речи учащихся можно использовать подборки наиболее распространенных крылатых выражений из произведений Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя с комментариями по предложенной схеме.
Как показывает опыт, такая работа вызывает интерес учащихся , что в значительной степени является гарантией успеха в работе над повышением культуры речи учащихся.