kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной и важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это направлены усилия учителей-словесников на уроках и литературы, и языка. Однако ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и особенно с фразеологией. А ведь овладение фразеологическим богатством русского языка помогает в значительной степени повысить культуру речи учащихся, которая, к сожалению, недостаточно высока и оставляет желать лучшего.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся. »

Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся.



Одной и важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это направлены усилия учителей-словесников на уроках и литературы, и языка. Однако ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и особенно с фразеологией. А ведь овладение фразеологическим богатством русского языка помогает в значительной степени повысить культуру речи учащихся, которая, к сожалению, недостаточно высока и оставляет желать лучшего.

Золотым фондом русской фразеологии являются крылатые слова, т.е. меткие выражения, цитаты и афоризмы, широко используемые в живой речи наряду с пословицами и поговорками.

Так, например, при изучении комедии «Горе от ума» следует помнить, что эта комедия является выдающимся образцом фразеологического творчества не только в русской, но и в мировой литературе. Трудно найти другое подобное небольшое по объему произведение, которое дало бы такое обилие крылатых выражений (свыше 70), большинство из которых и по духу, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам: «Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолетов» и т.д.

Для правильного и уместного использования крылатых выражений в современной устной и письменной речи нужно учитывать два момента:

1.Необходимо знать литературный источник, из которого вышло крылатое выражение, конкретные условия его возникновения, чтобы правильно понять его первоначальный смысл.

2.Следует помнить, что крылатое выражение, как и все в мире, изменяется.

В современной литературной или разговорной речи крылатые выражения могут употребляться как в их первоначальном значении, так и с некоторыми отступлениями от их первоначальных значений.

Для того, чтобы помочь учащимся правильно и уместно использовать крылатые выражения, можно предложить им собственное небольшое исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению по такой схеме:

1.указать источник его возникновения;

2.дать трактовку его первоначального значения;

3.проиллюстрировать его употребление в публицистике, в художественных произведениях более позднего периода;

4.указать на варианты изменения данного выражения в современной речи;

5.придумать самим предложения с данным выражением.

В качестве пособия по повышению культуры речи учащихся можно использовать подборки наиболее распространенных крылатых выражений из произведений Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя с комментариями по предложенной схеме.

Как показывает опыт, такая работа вызывает интерес учащихся , что в значительной степени является гарантией успеха в работе над повышением культуры речи учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся.

Автор: Чу Светлана Владимировна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-linghvostranoviedchieskogho-podkhoda-v-mietodikie-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419222003"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект интегрированного урока русского языка в колледже "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "220275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434560933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства