Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающегося 9 класса с задержкой психического развития, 7.1»
РАБОЧАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для обучающегося 9 класса с задержкой психического развития, 7.1
на 2023-2024 учебный год
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка
Общее назначение программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования
Содержательный раздел
Основные требования к результатам АОП:
2.2.1.Предметный результат,
2.2.2.Метапредметный результат,
2.2.3.Личностный результат.
Организационный раздел
Учебный план по предмету
Тематическое планирование
Система контрольно-измерительных материалов
Целевой раздел
Общее назначение программы.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР направлена на обучение данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и разностороннее развитие личности учащегося.
поставлены следующие коррекционно-развивающие задачи:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
развитие умения планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Специалистами представлены рекомендации педагогам: (рекомендации представлены - программы АООП-коррекционные задачи и рекомендации)
-
-
Адаптированная программа основного общего образования для обучающегося 9 класса с ОВЗ по учебному предмету «Русский язык» учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2011.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
- Адаптирование образовательного процесса в соответствии с особенностями развития обучающихся с ЗПР.
- Стимулирование интереса обучающегося к познавательной и учебной деятельности.
- Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане в 9 классе: 102 часа, 3 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса
русского языка; ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования
1. Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
-обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать,
-сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
-допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя,
нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения для детей с ЗПР могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
Чтение и развитие речи
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы, вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V класс– 45-60слов; VI –70-80 слов; VII – IX – 90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
V-IX классы:
«5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает в основном правильно, бегло;
- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он;
- читает по слогам;
- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
- не делит текст на части;
- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
- затрудняется в чтении текста по слогам;
- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл
прочитанного;
- не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;
- не знает наизусть стихотворения.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» — 78 – 89 %;
«4» — 60 – 77 %;
«3» — 42 – 59 %;
«2»- менее 40 %.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
— “5” – если все задания выполнены;
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Содержательный раздел
Основные требования к результатам АОП:
2.2.1.Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей, лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2.2.2. Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
3) владение разными видами чтения;
4) адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
5) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
6) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
7) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
8) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
9) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
10) умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
11) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
12) владение различными видами монолога и диалога;
13) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
14) способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
15) способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
16) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
17) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
18) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
2.2.3. Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Организационный раздел
Учебный план
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
Международное значение русского языка (1 ч)
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (18ч)
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи (4 ч)
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения (11ч)
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.
Сложноподчиненные предложения (28ч.)
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными.
СПП с несколькими придаточными (8ч.) Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения (8ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи (9ч.)
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование формата ГИА
Общие сведения о языке (4ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Итоговый контрольный диктант.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (8ч)
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Контрольное выборочное изложение по тексту. Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.
Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, по плану/по факту; тема, дата).
№ п/п
Тема урока
Кол-во уроков
Дата
план
факт
1
Международное значение русского языка.
1
5.09
2
Фонетика. Графика. Орфография.
1
7.09
3
Лексика и фразеология. Орфография.
1
8.09
4
Морфемика. Словообразование.
1
12.09
5
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Орфография.
2
14.09
15.09
6
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
2
19.09
21.09
7
Р.р. Текст.
1
22.09
8
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
1
26.09
9
Работа над ошибками.
1
28.09
10
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
1
29.09
11
Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
1
6.10
14
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
3
10.10
12.10
13.10
15
Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».
1
17.10
16
Анализ ошибок контрольной работы.
1
19.10
17
Р.р Рецензия .
1
20.10
18
Строение сложноподчинённого предложения.
1
24.10
19
Средства связи частей сложноподчинённого предложения.
1
26.10
20
Указательные слова в сложноподчинённом предложении.
1
27.10
21
Место придаточных предложений в СПП.
1
7.11
22
Основные группы СПП по их значению.
1
9.11
23
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
2
10.11
14.11
24
Р.р. Сжатое изложение по тексту публицистического стиля.
1
16.11
25
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
2
17.11
21.11
26
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
1
23.11
27
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
1
24.11
28
Сложноподчинённые предложения с придаточными места.
1
28.11
29
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
1
30.11
30
Р.р. Сжатое изложение.
1
1.12
31
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.
1
5.12
32
Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края.
1
7.12
33
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели.
1
8.12
34
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
1
12.12
35
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки.
1
14.12
36
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.
1
15.12
37
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
1
19.12
38
Систематизация изученного по теме «СПП с придаточными обстоятельственными».
1
21.12
39
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».
1
22.12
40
Работа над ошибками.
1
26.12
41
Р.р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА).
1
9.01
42
Написание сжатого изложения (сайт ФИПИ).
1
11.01
43
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
1
12.01
44
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
3
16.04
18.01
19.01
45
Р.р. Сочинение о жизни современной молодёжи.
1
23.01
46
Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
1
25.01
47
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
1
26.01
48
Бессоюзные сложные предложения.
1
30.01
49
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
1.02
50
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
2
2.02
6.02
51
Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
8.02
52
Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
9.02
53
Р.р. Проект «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений».
1
13.02
54
Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.
1
15.02
55
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».
1
16.02
56
Работа над ошибками.
1
20.02
57
Р.р Реферат.
1
22.02
58
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
3
27.02
1.03
2.03
59
Тестирование по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них».
1
6.03
60
Анализ тестирования.
1
9.03
61
Р.р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?»
1
13.03
62
Анализ сочинения.
1
15.03
63
Р.р Сжатое изложение.
1
16.03
64
Анализ изложения.
1
20.03
65
Авторские знаки препинания.
1
22.03
66
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
1
23.03
67
Русский литературный язык и его стили.
1
3.04
68
Р.р. Сжатое изложение (по материалам ГИА).
1
5.04
69
Фонетика. Графика. Орфография.
1
6.04
70
Лексикология. Фразеология. Орфография.
1
10.04
71
Р.р. Сжатое изложение.
1
12.04
72
Морфемика. Словообразование. Орфография.
1
13.04
73
Орфографический анализ текста.
1
17.04
74
Контрольная работа в формате ОГЭ (тесты).
1
19.04
75
Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
1
20.04
76
Морфология. Глагол, причастие, деепричастие.
1
24.04
77
Наречие. Слова категории состояния.
1
26.04
78
Предлог. Союз. Частица.
1
27.04
79
Синтаксический анализ текста.
1
3.05
80
Р.р. Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»
1
4.05
81
Контрольный тест (по материалам ГИА).
1
10.05
82
Анализ ошибок контрольного тестирования.
1
11.05
83
Употребление знаков: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.
1
15.05
84
Употребление знаков: запятая.
1
17.05
85
Употребление знаков: точка с запятой.
1
18.05
86
Употребление знаков: двоеточие.
1
22.05
87
Употребление знаков: тире.
1
24.05
88
Употребление знаков: скобки, кавычки.
1
25.05
89
Средства языковой выразительности речи .
1
29.05
90
Комплексный анализ текста.
1
31.05
Всего: 102 ч.
Система контрольно-измерительных материалов (тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки проверочных работ, критерии и нормы оценки знаний обучающихся).
Входная контрольная работа
Выполнить фонетический, морфемный, морфологический разбор выделенных слов и синтаксический разбор предложений. Написать над словами части речи.
1. Офицеры приезжавшие из армии рассказывали подробности героических боев русских войск на подступах к Смоленску и при защите самого города. 4
2.Язык Пришвина – язык народный. 4
3. Что же ты моя старушка приумолкла у окна. 4
4. Я люблю3 осень холодную3 и скромную2 с первыми инеями2 ковыльной сединой3 трав1 и тоненькими2 голосами синиц. 4
Контрольная работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по итогам 1-го полугодия.
Тучу передернуло синим пламенем, и загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. Дождь, подчиняясь грому, стал временами идти сильнее и шуметь по листве, а потом останавливался.
Сквозь тучи пробилось солнце. Старый парк в Михайловском и низкие берега реки Сороти запылали рыжей глиной и блеском мокрой травы.
Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, её окружали огромные подушки пепельных туч. Радуга была похожа на арку, установленную на границе заповедной земли.
С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. В этих местах Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром волосами. Поэт слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, они стесняли его душу и, наконец, слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы.
Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль данного текста.
3. Выполните синтаксический разбор предложения 1 предложения 1 абзаца.
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»
Задания:
списать предложения;
расставить знаки препинания;
выполнить указанные цифрами разборы;
указать сложноподчиненные предложения.
Мы встретили3 учительницу которая1 учила нас в начальных3 классах.
Отец потребовал2 чтобы1 я поехал с ним.
В то время как весь класс наводил2 порядок3 Антон играл в компьютер.
Контрольная работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по итогам года
Приближение грозы
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее.
Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещало её. Изредка вдалеке вспыхивала молния и слышался слабый гул, постепенно усиливавшийся, приближавшийся и переходивший в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
Грамматическое задание
1. Определите стиль и тип речи данного текста.
2. Выпишите из первого абзаца СПП, определите вид придаточной части, составьте схему
3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия (по выбору)
Сочинение-рассуждение
Составить 10 связных предложений на любую из тем:
1. Погода за последний год сильно изменилась
2. Берегите подснежники!
3. Какой след оставит во мне школа.
4. Есть ли настоящая дружба.
5. Напишу, о чем мне хочется.
Изложение с творческим заданием
Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. Растения наполняют атмосферу кислородом, накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца. Конечно,
зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. Но до сих пор живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. Но во главе всего сущего стоит человек. Он часто
решает, кому жить, а кому в жизни отказано. Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, чем могут кормиться. Человек давно изучил эти места
и первым тянется к добыче, разрушает среду, где привычно и благополучно живут звери, птицы, рыбы. Так разрушаются основы нашего общего Дома. Всё меньше остаётся журавлей, глухарей, перепёлок. И так везде на Земле. Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов. В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. Растут площади жарких пустынь
и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах
малые реки.
Планету Земля нам надо беречь. Никто не ждёт нашей высадки на другие планеты. А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом. По-прежнему дарит нам радость жизни, идущую от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни на нашей планете.
(По В. Пескову)
(247 слов)
Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В. Пескова.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Что значит беречь природу?
Изложение с творческим заданием
Литература, открывая мир с помощью слов, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открывать книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления: мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? Ведь с каждой прочитанной книгой, распахнувшей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. Через литературу человек становится Человеком. Вот почему одни книги мы читаем «для дела», а другие – для души. И не случайно Лев Толстой о достоинстве книги судил по тому, сколько раз её можно перечитать.
Есть «громкие» книги, знаменитые, прославленные, внесённые в почётный послужной список русской литературы. Их читать интересно, но когда прочтёшь, перечитывать не хочется. А есть «тихие» книги. В них всё спокойно, неторопливо, и, кажется, ничего особенного не происходит. Но в них чувствуешь себя так уютно, как в хорошем, гостеприимном доме, из которого не хочется уходить, в котором хочется остаться жить навсегда. Все герои становятся для тебя живыми, родными. И когда закрываешь последнюю страницу, тут же опять открываешь первую, чтобы не расставаться с ними. Такие книги хочется иметь дома, при себе, всегда, каждый день, чтобы в минуту отчаяния, растерянности, грусти открывать их на любой странице и вновь чувствовать себя уютно, спокойно, уверенно.
(Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононова)
235 слов
Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему нужно читать книги?
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку
для учащихся с ЗПР в 5-9 классах
Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:
Вид диктанта
Нормы оценок (количество ошибок)
«5»
«4»
«3»
«2»
Контрольный
1 негрубая орфографическая
+
1 негрубая пунктуационная
+
1 дисграфическая
2орфографических
+
2 пунктуационных
+
3 дисграфических
ИЛИ
1 орфографическая +
4 пунктуационных
+ 3 дисграфических
6 орфографических +
4 пунктуационных
+
4 дисграфических
ИЛИ
5 орфографических + 5 пунктуационных
+
4 дисграфических
ИЛИ
7 орфографических
+
7 пунктуационных
+
5 дисграфических
8 орфографических
+
8 пунктуационных
+
6 дисграфических
Словарный
0
1-2
3-6
от 7
Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок.
Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления; все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в переносе слов;
буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);
в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок;
в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений:
Примерный объем текста
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Подробное изложение (количество слов)
100-130
130-170
170-220
220-300
300-350
Классное сочинение (количество страниц)
0,5-1
1-1,5
1,5-2
2-3
3-4
Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
первая ставится за содержание и речевое оформление;
вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Фактические ошибки
Логические ошибки
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
- нарушение последовательности в высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- раздробление одной микротемы другой микротемой;
- несоразмерность частей;
- высказывания или отсутствие необходимых частей; - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки:
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей);
смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки:
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);
синтаксические:
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);
нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);
пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).
в) ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений:
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.
Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании
Допускается:
1 негрубая орфографическая,
1 пунктуационная,
1 грамматическая,
1 логопедическая ошибка
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографических +
3 пунктуационных +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки.
ИЛИ
1 орфографическая +
3 пунктуационных +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки.
ИЛИ
0 орфографических +
4 пунктуационные +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки
«3»
Имеются существенные отклонения
от заявленной темы.
Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.
Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста.
Допущено нарушение последовательности изложения.
Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов.Стиль работы не отличается выразительностью.
Допускаются:
0 орфографических +
5-7 пунктуационных
(с учетом повторяющихся
и негрубых) +
4 логопедических
ошибки.
ИЛИ
6 орфографических +
7 пунктуационных +
4 грамматических +
ошибки
«2»
Работа не соответствует заявленной теме.
Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических
д)
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.