Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной программы начального общего образования по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.ч.1. – 4–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 416с. – (Стандарты второго поколения), программы С.В. Иванова «Русский язык» («Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль». / С.В. Иванов. М.: Вентана- Граф, 2012.- 384 с. (Образовательная система «Начальная школа XXI века») на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП НОО, в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год.
Реализация рабочей программы позволит учащимся:
научиться осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомиться с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), из них 12 часов отведено на проведение контрольных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК «Начальная школа 21 века») »
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной программы начального общего образования по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.ч.1. – 4–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 416с. – (Стандарты второго поколения), программы С.В. Иванова «Русский язык» («Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль». / С.В. Иванов. М.: Вентана- Граф, 2012.- 384 с. (Образовательная система «Начальная школа XXI века») на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП НОО, в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год.
Реализация рабочей программы позволит учащимся:
научиться осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомиться с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), из них 12 часов отведено на проведение контрольных работ.
Цели и задачи курса
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у обучающихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. - М: Вентана-Граф, 2012.-176 с.
2. Кузнецова М. И. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь в 2-х ч. для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014г.-112 с
3. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам. – 2 –е изд., испр. М: Вентана-Граф, 2011.-272 с.
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Структура курса.
Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.
С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:
содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение;
содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешения: например, при изучении языковых единиц перед учениками не ставятся орфографические или речевые задачи и т. п.
Методический принцип «один урок — один объект — одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель — познакомить учащихся начальной школы с основами лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели — сформировать у учащихся начальной школы навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Орфография и пунктуация» и изучают орфограммы и пунктограммы.
Уроки блока «Развитие речи» также реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
Такое структурирование курса позволяет успешно не только реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных объектов изучения.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомлениес устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки обучающихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
- организации самостоятельной работы
- учебно-исследовательской деятельности
- развития критического мышления через чтение и письмо
- информационные
- проблемно-диалогового обучения
- организации группового взаимодействия.
Межпредметные связи:
- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)
- с уроками изобразительного искусства (написание предложений по иллюстрациям)
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой программа по русскому языку предусматривает 170 часов в год (5 часов в неделю, 34 рабочих недели). Данная рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Особенности организации контроляпо русскому языку.
Система оценивания знаний проводится согласно Уставу школы и Положению о текущей и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Контроль и оценка знаний учащихся осуществляется по сборнику С.В Иванова «Русский язык 1-4 классы : программа, планирование, контроль». – М.: Вентана-Граф, 2012.- 384 с. (Образовательная система «Начальная школа XXI века»).
Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:
Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.
Принцип дифференциации.
Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.
Специфические для учебного курса виды и формы контроля освоения обучающимися содержания:
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
диктантов,
грамматических заданий,
контрольных списываний,
изложений,
тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах; - неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); - наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки; - существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; - отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; - употребление слов в не свойственном им значении (в изложении). За одну ошибку в диктанте считаются: а) два исправления; б) две пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы, г) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель); б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении; г) недописанное слово. Недочеты: - отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы; - отсутствие красной строки; - незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались; в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Организация и проведение диктанта. Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут. Работы оцениваются по критериям «усвоил», «не усвоил". "Усвоил" ставится за диктант, в котором:
- нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.). - допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм. - допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. "Не усвоил" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим: главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений; умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе; умение приводить свои примеры на данное правило или определение. "Усвоил" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки); если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки). "Не усвоил" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок) . Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами. Объем словарных диктантов во 2 классе 8 - 10 слов, Оценивание словарных диктантов: "Усвоил" ставится за безошибочное выполнение работы; если допущена 1 ошибка, 1 исправление; если допущено 2 ошибки, 1 исправление; "Не усвоил" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков. Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме.
Содержание программы
2 класс (170 ч.)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
1.1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения
Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. Правописание (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (34 ч)
3.1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов.Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (5ч)
V. Резервные уроки (16ч)
Учебно – тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Практические работы
Контрольные работы
Характеристика деятельности учащихся
1.
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
57 ч
1.1
Фонетика и графика.
10 ч
Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Анализировать тексты с установкой на поиск допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с опорой на знание о звуковом и графическом облике слова.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой. Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова.
Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Группировать слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге).
Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт.
Определять способ обозначения звука [й’] в приведённых словах, находить объект по заданным основаниям (слова, в которых буква е обозначает один звук). Устанавливать позиции в слове, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.
Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции.
Осуществлятьсамоконтроль: соотносить написанный текст с печатным. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в произнесении слов, различающихся одним звуком.
Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Наблюдать оглушение звонких согласных в конце слова. Обобщать результаты наблюдений, доказывать необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагать способ её выполнения. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова.
Характеризовать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Осуществлятьсамоконтроль при написании разделительного ь.
Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах. Определять ударный звук в слове. Отрабатыватьалгоритм порядка действий при списывании. Наблюдать различие между словами, различающимися местом ударения. Составлять пары слов, различающихся только местом ударения.
1.2
Орфоэпия.
Слово и предложение.
6 ч
1
Сравнивать слова и «не слова», формулировать на основе сравнения признаки слова (единство звучания, написания и значения). Понимать информацию, представленную в виде схем, устанавливать различия между схемами; по результатам наблюдения обобщать информацию о слове (единство звучания и значения)
Задаватьвопросы к словам (что? какой? и т. п.). Находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, называющие явления природы). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить слова, отвечающие на вопросы что? кто?Формулировать цель урока после обсуждения правила. Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Группировать слова по заданным основаниям.
Наблюдать различие между звуком, словом и предложением. Сопоставлять интонационное оформление предложений. Знакомиться с признаками предложения: цель высказывания, интонация, знаки препинания в конце предложений.
Состав слова.
19 ч
1
Различать разные слова и формы одного и того же слова. Употреблять слова в предложении в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт). Формулировать вывод на основе наблюдения. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова.
Наблюдать за связью слов в предложении. Анализировать предложенные группы слов и формулировать на основе анализа выводы. Использоватьалгоритм выделения нулевых окончаний. Наблюдать за изменением форм глагола.
Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова».
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач.
Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказыватьпредположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов.
1.4
Лексика.
22 ч
1
Высказыватьпредположение о причинах появления многозначных слов. Сопоставлять значения многозначного слова. Опознавать слова в переносном значении.
Высказыватьпредположение о необходимых условиях для понимания значения многозначного слова.
Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Аргументировать свой выбор. Сравнивать слова в синонимическом ряду и выявлять различия между словами. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение. Высказыватьпредположение о цели использования ряда синонимов в предложенном тексте.
Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Группировать пары слов по заданному основанию. Использовать антонимы в тексте.
Наблюдать за использованием омонимов. Осуществлятьпоиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказыватьвзаимопомощь (работа в группе). Находить омонимы. Дополнять таблицу. Выявлять особенности омонимов, найденных в тексте.
Высказыватьпредположение о появлении новых слов в русском языке.
Восстанавливать значение слова по приведённым толкованиям его частей. Понимать текст и обнаруживать слова, значения которых неизвестны. Заканчивать предложения, используя слова для справок. Осуществлятьпоиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Составлять текст, используя заданные слова.
Наблюдать за устаревшими словами и их современными синонимами, высказыватьпредположение о причинах исчезновения некоторых слов. Контролировать собственные действия при объяснении значения устаревших слов. Соотносить устаревшие слова с их современными синонимами.
Сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Устанавливать значение фразеологизмов. Наблюдать за словами в составе фразеологизмов. Знакомиться с фразеологическим словарём. Соотносить фразеологизмы с их значением. Наблюдать за фразеологизмами-синонимами, подбирать фразеологизмы к словам. Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
Использовать правило написания сочетаний жи — ши, осуществлятьсамоконтроль использования правила. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при использовании правила написания сочетаний жи — ши.
Объяснять различие в звуко-буквенном составе записанного слова. Осуществлятьсамоконтроль при использовании правила написания сочетаний ча — ща, чу — щу. Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании.
Осуществлятьсамоконтроль и взаимный контроль при составлении и правильной записи слов с буквосочетаниями чу — щу.
Обосновывать невозможность выполнения предложенного задания. Объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса.
Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Использовать правила переноса слов и осуществлятьсамоконтроль.
Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре); контролировать действия партнёра.
Планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. Подбирать проверочные слова к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в корне слова и в позиции конца слова. Высказыватьпредположение в результате наблюдения. Анализировать предложенный в учебнике алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выбирать слова по заданным признакам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Подбирать проверочные слова.
Использовать алгоритм проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» при записи слов. Находить, подбирать и классифицировать слова по заданным основаниям.
Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов.
Различать приставки с буквами о, а. Самостоятельно устанавливать критерии объединения слов, группировать слова по заданному основанию. Объяснять причины допущенных ошибок, доказывать правильное написание.
Контролировать свои действия при использовании алгоритма написания слов с ъ и ь. Осуществлять взаимный контроль и оказыватьвзаимопомощь (работа в паре).
Устанавливать тип орфограммы во всех частях слова и выбирать соответствующий способ проверки. Анализировать алгоритм работы над ошибками и контролировать свои действия при его использовании. Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова. Обосновывать применение разных способов работы над ошибками.
3.
«Развитие речи»
34ч
Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «не текст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Понимать текст. Высказыватьпредположение о связи предложений в тексте. Устанавливать соответствие/несоответствие заголовка и текста. Аргументировать свою точку зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки к текстам.
Сравнивать варианты окончания исходного текста. Доказывать, почему предложенное окончание текста не соответствует авторскому замыслу. Заканчивать текст.
Начинать текст, опираясь на предложенный заголовок. Выявлять нарушения в тексте, исправлять допущенные ошибки. Восстанавливать начало и окончание текста.
Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину. Восстанавливать порядок предложений в тексте.
Наблюдать за структурой текста. Разделять текст на абзацы. Преобразовывать основную мысль текста и основную мысль каждого абзаца в предложение.
Находить ключевые слова текста и каждого абзаца. Составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами. Кратко пересказывать текст, выделяя ключевые слова. Восстанавливать текст по ключевым словам, заглавию и основной мысли.
Составлять план предложенного текста. Исправлять неправильно составленный план. Контролировать собственные действия при сравнении плана и текста.
Определять тип текста, составлять его план и подбирать заголовки. Кратко пересказывать содержание текста. Создавать текст по заданным основаниям
4.
Повторение
5 ч
Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту.
Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания.
Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании.
Выделять и обозначать части слова. Уточнять лексическое значение слов. Осуществлятьпоиск необходимой информации в толковом словарике.
5
Резервные уроки.
Фонетика и графика
Слово и предложение
«Правописание»
«Развитие речи»
16 ч
1ч
1ч
13ч
1ч
Всего:
170ч
12
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень учебно-методического обеспечения.
ПРИКАЗ № 275-од от 02.05.2014г. об утверждении перечня учебников для использования
в образовательном процессе в 2014/15 учебном году.
Для учащихся:
Учебник Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./Под ред. С.В. Иванова. М: Вентана-Граф, 2012.-176 с.
Рабочая тетрадь:Кузнецова М. И.Пишем грамотно: Рабочая тетрадь в 2-х ч. для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб.; - М.: Вентана-Граф, 2014г.-48с.
Тетрадь для контрольных работ 2 класс: для учащихся образовательных учреждений. В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. - М.: Вентана–Граф, 2014г.- 64 с.
Для учителя;
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам. – 2 –е изд., испр. М: Вентана-Граф, 2011.-272 с.
Иванов С.В. «Русский язык 1-4 классы : программа, планирование, контроль». – М.: Вентана-Граф, 2012.- 384 с.
Специфическое оборудование:
- алфавит;
- таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой)
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- настольные развивающие игры;
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение:
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);