Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" составлена на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы С. В. Иванова. Содержит пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы, перечень литературы и средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". »
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы С. В. Иванова «Русский язык» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XX1 века».- Москва, Вентана- Граф, 2010г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Данная программа включает следующие разделы:
-Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
-Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку;
-Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение);
-Календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Всего на курс "Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов (5ч в неделю).
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
• ознакомление учащихся с основными положениям науки о языке;
• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
• развитие устной и письменной речи учащихся;
• развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
-грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
-навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
-разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуации. значит, научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности,
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков в «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Уроки каждого блока перемежают друг друга объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т.п.
Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный индивидуальный подход к обучению.
Содержание программы (170ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57ч)
Фонетика (10ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (6ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением - имена существительные. Слова, называющие признаки - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова (19ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов.
Лексика (22ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка).
Правописание приставок: об-, от-, по-, под-, про-, за, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» (34ч)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
Повторение (5ч)
Резервные уроки (16ч)
(Курсивом обозначены темы для ознакомления, превышающие образовательный минимум, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения(дается учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.)
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе
Интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях
Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей
Понимание причин успехов в учёбе
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей
Этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков
Представление о своей этнической принадлежности
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
различать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-слово и предложение;
-слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
-предложения по цели высказывания;
-предлоги и приставки (на уровне правописания).
выделять, находить:
-корень, суффикс, приставку, окончание;
-лексическое значение слова в толковом словаре;
-многозначные слова, синонимы, антонимы;
-основную мысль текста.
решать практические задачи:
-составлять слово по заданной словообразовательной модели;
-подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
-исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей).
применять правила правописания:
-гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
-заглавной буквы в изученных случаях;
-безударных проверяемых гласных в корнях;
-звонких и глухих согласных в корне;
-словарных слов, определенных программой;
-разделительного мягкого знака.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи
Под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату
Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами
Принимать роль в учебном сотрудничестве
Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе
Строить сообщения в устной форме
Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Воспринимать смысл предъявляемого текста
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности)
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно)
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками
Воспринимать другое мнение и позицию
Формулировать собственное мнение и позицию
Договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя)
Строить понятные для партнёра высказывания
Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения
Перечень литературы и средств обучения
1.Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Под ред. С. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2.Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4.Русский язык в начальной школе: Контрольные работы. Тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана- Граф, 2005. (Оценка знаний).
5.Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1- 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2005.
6.Русский язык: Коментарии к урокам: 2 класс / Иванов С.В., Кузнецова М.И. / - М.: Вентана-Граф, 2006.
7.Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Дополнительные средства и литература
1.Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 класс, – М.: 5 за знания, 2005.Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
2.Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005.Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
3.Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.Авторы: В. В. Волина.
4.Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа.- 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2007.
5.Тим и Тома в Африке. Русский язык и математика. Обучающая игра (электронное издание)