ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч.)
Культура речи и вопросы грамматической стилистики (1ч.)
Знать: вопросы грамматической стилистики, историю первой русской грамматики, историю «Российской грамматики» М.В.Ломоносова, разные типы современной современной грамматики.
Уметь: соединять теоретические знания и правила с живым материалом языка. Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Из истории наименований социального характера.(1ч.)
Знать: историю наименований социального характера, литературную норму в названиях «женских» профессий и должностей.
Уметь: соединять теоретические знания и правила с живым материалом языка.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Число в грамматике. (1ч.)
Знать: колебания в формах числа, особую форму собирательности, современную литературную норму.
Уметь: определять число в грамматике в соответствии с современной литературной нормой.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
О понятии падежа. (1ч.)
Трудности в падежной системе.
Знать: историю падежа, о трудностях в падежной системе.
Уметь: определять окончания в Р.п. и В.п. при глаголах с отрицанием, окончания в И.п. мн.ч.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Аббревиатура и грамматика. (1ч.)
Знать: судьбу сокращений и трудности оценок, правила употребления аббревиатуры.
Уметь: употреблять аббревиатуру как в устной , так и в письменной форме в соответствии с современной литературной нормой.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Склонение географических названий. (1ч.)
Знать: трудные случаи склонения географических названий.
Уметь: склонять географические названия.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Переход прилагательных в существительные. (1ч.)
Из истории образований.
Знать: о переходе прилагательных в существительные, историю образований.
Уметь: отличать прилагательные от имён существительных.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Стилистические нормы употребления синонимов. (1ч.)
Знать: стилистические нормы употребления синонимов.
Уметь: употреблять стилистические синонимы как в устной, так и в письменной речи.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Вид глагола. Чередование в глаголах. (1ч.)
Двувидовые глаголы.
Знать: вид глагола, чередование в глаголах, норму употребления двувидовых глаголов.
Уметь: различать двувидовые глаголы и употреблять их как в устной, так и в письменной речи.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Числительное. Даты. (1ч.)
Грамматические особенности обозначения дат.
Знать: грамматические особенности обозначения даты, письменную и устную норму употребления числительного даты.
Уметь: определять норму числительного даты.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Склонение числительных. (1ч.)
Современная литературная норма.
Знать: склонение числительных в соответствии в соответствии с современной литературной нормой.
Уметь: склонять числительные в соответствии с современной литературной нормой.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Орфоэпия. (2ч.)
Основные нормы
современного литературного
произношения и ударения
в русском языке.
Знать: основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Уметь: расставлять ударение в словах в соответствии с современной литературной нормой.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Отработка правильной дикции. (1ч.)
Произношение в кино и в театре.
Знать: основные нормы современного литературного произношения и ударения в кино и в театре.
Уметь: правильно произносить текст в соответствии с современной литературной нормой.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
Принципы русской орфографии. (1ч.)
Знать: принципы русской орфографии.
Уметь: объяснять правописание орфограмм.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Группы орфограмм. (1ч.)
Орфографические задачи.
Знать: виды орфограмм, их правописание.
Уметь: объяснять правописание орфограмм, решать орфографические задачи.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Группы орфограмм. (1ч.)
Знать: виды орфограмм, их правописание.
Уметь: объяснять правописание орфограмм.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Работа над совершенствованием орфографической зоркости.(1ч.)
Знать: виды орфограмм, их правописание.
Уметь: объяснять правописание орфограмм.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Русская лексика с точки зрения сферы её употребления.(1ч.)
Знать: русскую лексику с точки зрения сферы её употребления.
Уметь: объяснять использование лексических единиц в тексте.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Русская фразеология. (1ч.)
Крылатые слова. Афоризмы.
Знать: русскую фразеологию как один из разделов науки о русском языке, крылатые слова, афоризмы.
Уметь: использовать русскую фразеологию как один из разделов науки о русском языке, крылатые слова, афоризмы как в устной, так и в письменной речи.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Способы словообразования. (2ч.)
Выразительные словообразовательные средства.
Знать: способы словообразования, выразительные словообразовательные средства.
Уметь: использовать способы словообразования, выразительные слово-образовательные средства как в устной, так и письменной речи.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Морфология. (2ч.)
Знать: морфологические единицы языка.
Уметь: использовать морфологические единицы как в устной, так и в письменной речи.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Синтаксис и пунктуация. (2ч.)
Принципы русской пунктуации.
Знать: синтаксические и пунктуационные единицы языка.
Уметь: использовать синтаксические и пунктуационные единицы языка как в устной, так и в письменной форме.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Авторская пунктуация.(1ч.)
Знать: особенности авторской пунктуации.
Уметь: расставлять знаки препинания, учитывая авторскую пунктуацию.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Текст. Основные виды переработки текста. (1ч.)
Знать: основные типы текста, основные виды переработки текста.
Уметь: определять типы текста; работать с текстом, используя основные виды его переработки.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Функциональные стили речи. (1ч.)
Знать: функциональные стили речи.
Уметь: определять функциональные стили речи.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Художественно-изобразительные средства языка. (1ч.)
Знать: художественно-изобразительные средства языка.
Уметь: определять художественно-изобразительные средства языка в тексте.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Лингвистические словари и работа с ними. (1ч.)
Знать: виды лингвистических словарей.
Уметь: работать с лингвистическими словарями.
Применять: приобретённые знания и умения при выполнении письменных работ по русскому языку.
Основные вопросы теории искусства чтения. (2ч.)
Знать: основные вопросы теории искусства чтения.
Уметь: объяснять основные вопросы теории искусства чтения.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
Обращение к женщине.
Особенности в согласовании форм. (1ч.)
Знать: способы обращения к женщине, особенности в согласовании форм.
Уметь: обращаться к женщине, учитывая особенности в согласовании форм.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.