kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Весёлая грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Весёлая грамматика" составлена таким образом, чтобы способствовать закреплению учащимися материала, изученного на уроках русского языка, полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы.

Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Весёлая грамматика" »

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по «Весёлой грамматике» разработана как нормативно-правовой документ для организации внеурочной деятельности в 4 классе МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова.

Содержательный статус программы – модифицированная .Она определяет минимальный объем содержания курса и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по «Весёлой грамматике» согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова

Данная рабочая программа «Весёлая грамматика» – 4 класс разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  • концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • с требованиями к планируемым результатам начального общего образования.

Программа разработана учителем начальных классов Е.М. Кузнецовой на основе программы Л.В. Мищенковой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям 4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности. Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познаватель­ных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Мищенковой Л.В.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи курса:

познавательные:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.


развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

воспитательные:

  • воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Русский язык».

Принципы построения курса «Весёлая грамматика»:

  • непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития;

  • целостности образа мира, связанного с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями;

  • практической направленности;

  • учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;

  • прочности и наглядности;

  • охраны и укрепления психического и физического здоровья.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка.

Срок реализации программы «Весёлая грамматика» 4 класс – один учебный год (34 часа). Возраст детей: 9-10 лет.

Режим занятий: 1 ч. в неделю. Состав группы постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

В программе особое внимание уделено содержанию, которое учитывает первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность четвероклассников к дальнейшему образованию.

Отбор содержания в программе проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку.

Задачи курса:

познавательные:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.


развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

воспитательные:

  • воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Русский язык».

Принципы построения курса «Весёлая грамматика»:

  • непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития;

  • целостности образа мира, связанного с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями;

  • практической направленности;

  • учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;

  • прочности и наглядности;

  • охраны и укрепления психического и физического здоровья.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, приобретение навыков правописания и развития речи.

Планируемые результаты, достигаемые при изучении курса «Весёлая грамматика» в 4 классе

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения русского языка, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

  • положительное отношение к урокам русского языка, к учёбе, к школе;

  • понимание значения русского языка в жизни и деятельности человека;

  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

  • умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат;

  • знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др.;

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки и слова;

  • осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Ученик научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;

  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;

  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Ученик сможет научиться:

  • принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;

  • планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах», памятках);

  • выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные

Ученик научится:

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

  • устанавливать закономерность следования объектов и определять недостающие в ней элементы;

  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

  • проводить несложные обобщения и использовать знания в расширенной области применения;

  • понимать базовые, межпредметные, предметные понятия;

  • стремится полнее использовать свои творческие возможности;

  • осмысленно читать тексты в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в справочнике и в других источниках.

Ученик сможет научиться:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и «Справочными материалами»;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

Ученик научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать терминологию;

  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;

  • принимать участие в обсуждении фактов, стратегии успешной игры, высказывать свою позицию;

  • применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Ученик сможет научиться:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.






Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме материала изучаемого курса), а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты);

  • использование этих знаний умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Результаты изучения курса

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся по программе

«Веселая грамматика» распределяются по следующим уровням:

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний основ логики, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  • Второй уровень результатов – участие в школьных олимпиадах и других конкурсах.

  • Третий уровень результатов – участие в городских олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».





Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, конкурсы, викторины, комплексные работы).

Подведение итогов реализации программы

В конце каждого года обучения проводится тестирование-диагностика.

Участие обучающихся:

  • в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

  • декадах русского языка (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);

  • интеллектуальных играх (КВН, «парад умников», «брейн-ринг»).

Формы подведения итогов: учебно-исследовательская конференция, фестиваль исследовательских проектов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы «Весёлая грамматика» учитывается психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения «Весёлая грамматика» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по «Весёлой грамматике» осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не чаще одного раза в месяц в форме самостоятельной работы или диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по «Весёлой грамматике» проводится в письменной форме.

В начале и в конце года проводится тестирование-диагностика на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по «Весёлой грамматике» в четвертом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

97%-100%

отлично

77%-96%

хорошо

50%-76%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа определяет ряд задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные тексты

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание курса «Веселая грамматика» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, а успехи в его изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин.

Систематический курс «Веселая грамматика» представлен следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, морфеграфимика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Место курса «Веселая грамматика» в учебном плане.

В федеральном базисном плане на изучение русского языка в четвертом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, (всего – 34 ч).

Результаты изучения курса.

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:
  • Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие ми типов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: Регулятивные
  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

  • Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

  • Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя символы и термины.

  • Каждая учебная тема заканчивается рубрикой «Мишкина академия», содержание которой согласовано с целевыми установками, сформулированными на шмуцтитуле по теме, и служит для организации самоконтроля и самооценки по учебному материалу всей темы.

Познавательные
  • Осуществлять поиск нужной информации в источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также доступное пространство Интернет) и представлять собранную информацию в разных формах (пересказ, текст, таблица).

  • Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

  • Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов.

  • Уметь излагать своё мнение и аргументировать его.

  • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на материале четвертого года обучения.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.



Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • Принимать активное участие в работе пары и группы: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, договариваться о распределении ролей и обязанностей в совместной работе, вести диалог с одноклассниками, анализировать ход и результаты проделанной работы.

  • Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Содержание курса






№ п/п

Тема

Содержание

Дата

план

Дата

факт

Входная диагностика. И снова о русском языке…

Роль русского языка

в жизни общества, его красота и богатство.

3.09.

3.09.

Крылатые слова и афоризмы

Смысл понятий:

«крылатые слова» и «афоризмы»

10.09.

10.09.

Копилка занимательных заданий

Решение

занимательных задач

17.09.

17.09.

Игротека

Повторение:

в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки).

24.09.

24.09.

Об именах

История

возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.

1.10.

1.10.

О русских фамилиях


История

возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.

8.10.

8.10.

В поисках сбежавших головоломок

Решение

занимательных заданий

15.10.

15.10.

Игротека

Повторение:

история возникновения русских имен и фамилий

22.10.

22.10.

Мы играем в логогрифы

Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.

29.10.

29.10.

Учимся распознавать речевые ошибки

Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение

12.11.


Коллекция заморочек

Решение занимательных заданий

19.11.


Игротека

Повторение: логогрифы, речевые ошибки


26.11.


Ох уж эти фразеологизмы!

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами

3.12.


Работаем над рифмами

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме

10.12.


Словесные забавы

Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

17.12.


Игротека

Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами

24.12.


Продолжаем работу над фразеологизмами

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов

14.01.


Русские пословицы и поговорки

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы

21.01.


Ассорти для любителей русского языка

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий

28.01.


Игротека

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

4.02.


И снова о фразеологизмах

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

11.02.


Однородные члены предложения

Выделение однородных членов предложения

18.02.


Ошибочка

вышла!

Решение занимательных заданий

25.02.


Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень»

3.03.


Про омонимы и их разновидности

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.

10.03.


Еще немного фразеологизмов

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

17.03.


В стране Перевертундии

Решение занимательных заданий

7.04.


Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

14.04.


Что такое «паронимы»

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов

21.04.


Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами

28.04.


31 июня

Решение занимательных заданий

5.05.


Игротека

Повторение: паронимы, словарные слова, афоризмы и логогрифы.

12.05.


Повторяем…

Название рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки.

19.05.


Диагностика. Конкурс «Русский медвежонок».

Решение занимательных заданий.

26.05.











Календарно-тематическое планирование по «Весёлой грамматике» в 4 классе.

урока

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

Формы контроля

Дата план

Дата факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Входная диагностика.

И снова о русском языке…

Знания и умения, приобретённые в процессе изучения русского языка.

Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при диагностике, оценивать их и делать выводы.

Предметные: выявить знания и умения, приобретённые в процессе изучения русского языка за 3 год обучения, оценить свои учебные достижения, исправить допущенные ошибки.

Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (П). Мотивация учебной деятельности (Л). Определить последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата (Р). Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (К).

Оценка письменной работы.




2.

Крылатые слова и афоризмы.

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Работа со словарями. Развитие речи. Составление диалогов с употреблением в речи крылатых слов и афоризмов.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Узнавать в тексте крылатые выражения, определять значение по словарю.

Составлять сообщения на тему «Что я знаю о значениях

крылатых слов. Работать со словарём,

находить в

нём необходимую информацию о слове. Знакомиться со значением и написанием крылатых слов.

Оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: представления обучающихся о крылатых словах и их значении.

Метапредметные: осознавать познавательную задачу, решать её. Использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке (Л). Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы

Оценка устных ответов.



3.

Копилка занимательных заданий.

Расширять представление о пословицах и поговорках. Формировать умение отличать пословицу от поговорки.

Развитие речи: составление рассказов с употреблением в речи пословиц и поговорок на определённую тему.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте пословицы и поговорки, объяснять их значение. Отличать пословицу от поговорки

Оценивать результат своей деятельности.

Предметные: Дать представление о пословицах и поговорках; развивать умение различать их, объяснять их; обогащать речь обучающихся.

Метапредметные: Добывать знания, используя учебник и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л) Прогнозировать результат. (Р)

Умение оформлять свою мысль в устной или письменной форме (К).

Оценка устных ответов.



4.


Игротека.

Обобщение знаний о крылатых и вежливых словах ,пословицах, поговорках, проводимых в игровой и занимательной форме.

Формирование умения разгадывать русские народные загадки, кроссворды.

Развитие речи: объяснение смысла крылатых слов, пословиц и применение их в речи.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Различать пословицы и поговорки. Находить в них изученные орфограммы, обосновывать их написание.

Работать с рубрикой «Мишуткина академия».

Оценивать результат своей деятельности.

Предметные: Продолжить формирование навыков правописания крылатых и вежливых слов; развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других. (К)

Текущий



5.

Об именах.

Первоначальное представление о древнерусских и современных именах.

Разнообразие имен и их форм. Формирование умения разгадывать шарады.

Инсценирование веселых диалогов.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи.

Оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: Проверить знания по теме: «Правописание имен собственных»; разбирать предложение по членам предложения, разбирать слово по составу; самостоятельно анализировать слова и выбирать нужный вариант их написания; находить и исправлять ошибки; оформлять предложения на письме, применять правила.

Метапредметные: умение оформлять предложения на письме, применять правила; анализировать звучащие слова, делать выводы, выполнять работу самостоятельно (П). Положительное отношение к языковой деятельности, заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий(Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; проводить пошаговый контроль его выполнения (Р). Умение слушать (К).

Фронтальный опрос.




6.

О русских фамилиях.

Уточнение знаний об истории возникновения и способах происхождения русских фамилий. Формирование умения

разгадывать кроссворды и загадки.








Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи.

Оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: проверить знания по теме: «Правописание имен собственных»; разбирать предложение по членам предложения, разбирать слово по составу; самостоятельно анализировать слова и выбирать нужный вариант их написания; находить и исправлять ошибки; оформлять предложения на письме, применять правила.

Метапредметные: умение оформлять предложения на письме, применять правила; анализировать звучащие слова, делать выводы, выполнять работу самостоятельно (П). Положительное отношение к языковой деятельности, заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий(Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; проводить пошаговый контроль его выполнения (Р). Умение слушать (К).

Оценка устных ответов.



7.

В поисках сбежавших головоломок.

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. Работа со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов». Формирование умения работать с криптограммами и танграмами.




Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю».

Распознаватьсинонимы и антонимы, подбиратьк слову синонимы или антонимы.

Находитьслова, употреблённые в переносном значении.

Работатьсо «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов», находить в них необходимую информацию о слове.

Оцениватьрезультаты своей деятельности на уроке.

Предметные: Распознавать в речи синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении.

Метапредметные: Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л). Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К).

Оценка устных ответов.



8.

Игротека.

Обобщение знаний о правописании имен собственных, проводимое в игровой и занимательной форме.

Упражняться в правильном написании и образовании форм имен собственных.

Инсценирование веселых диалогов.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте имена собственные и объяснять их происхождение.

Отличать полное имя от короткого и уметь использовать в речи.

Оценивать результат своей деятельности.

Предметные: Продолжить формирование навыков правописания слов с изученными орфограммами; развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Ориентироваться в материале рабочей тетради, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других (К).


Оценка устных ответов.



9.

Мы играем в логогрифы.

Обобщение знаний о фразеологизмах, проводимое в игровой и занимательной форме.

Упражняться в правильном разгадывании логогрифов и правописании словарных слов.

Инсценирование весёлых диалогов.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Развивать умение расшифровывать логогрифы.

Находить в словах изученные орфограммы, объяснять их написание.

Развиватьартистические способности.

Работать с рубрикой «Мишуткина академия».

Оценивать результат своей деятельности.

Предметные:развивать умение замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащать речь обучающихся фразеологизмами.

Метапредметные: ориентироваться в материале рабочей тетради, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других (К).

Фронтальный опрос.



10.

Учимся распознавать речевые ошибки.

Повторение и уточнение представлений о распространенных типах речевых ошибок, их распознавание и устранение.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю».

Распознаватьтипы текстов.

Находитьв тексте повторяющиеся часто слова и словосочетания, неправильноупотреблённые местоимения, неверно построенные предложения и нарушение логической связи между частями текста.

Оцениватьрезультаты своей деятельности на уроке.

Предметные:работать над ошибками.

Уметь называтьтипы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания учебного материала.

Метапредметные:самостоятельное учиться выделять и формулировать познавательную цель;осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации. (П).

Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка качества и уровня усвоения материала (Р).

Учиться сотрудничать с учителем, сверстниками; контроль, коррекция и оценка действий партнёра. (К).

Оценка устных ответов.



11.

Коллекция заморочек.

Первоначальное представление об архаизмах и неологизмах. Значение и использование их в речи.

Развитие интереса к истории возникновения новых слов.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю».

Распознаватьархаизмы и неологизмы; подбирать

к архаизмамсоответствующие слова современного русского языка

(синонимы).

Находитьслова, употреблённые в переносном значении.

Работать со «Словарём синонимов».

Оценивать результаты своей деятельности на уроке

Предметные: распознавать в речи архаизмы и неологизмы, слова в прямом и переносном значении.

Метапредметные: осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л). Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К)

Оценка устных ответов.



12.

Игротека.

Обобщение и уточнение знаний о речевых ошибках. Работа с энциклопедическими изданиями.

Составление и разгадывание логогрифов.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю».

Работать с энциклопедическими

изданиями.

Оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: Знакомство обучающихся с энциклопедическими изданиями; умение ими пользоваться и находить полезную и нужную информацию.

Метапредметные: Осознавать познавательную задачу, решать её. Использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке (Л). Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы (К).

Оценка устных ответов.



13.

Ох уж эти фразеологизмы!

Распознавать и находить в тексте фразеологизмы, определять их значение; заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами.

Работать с энциклопедическими статьями.

Упражняться в правильном написании слов, с

изученными орфограммами.

Развивать речь:

составлять рассказы с употреблением в речи фразеологизмов.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю».

Работатьс энциклопедическими

изданиями.

Работать с рубрикой «Мишуткина академия».

Оценивать результаты своей деятельности.


Предметные:

Знакомство обучающихся с энциклопедическими изданиями; умение ими пользоваться и находить полезную нужную информацию.

Метапредметные:

Осознавать познавательную задачу, решать её. Использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке (Л). Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы (К).

Текущий




14.

Работа над рифмами.

Уточнение знаний об отличительныхпризнаках стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать понятия «рифма» и «ритм»

Отличать прозу от стихов.

Упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова.

Оцениватьрезультат своей деятельности.

Предметные: Составление четверостиший с использованием слов-рифмов.

Метапредметные: Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь (Р). Выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка и поэтической речи (К).

Оценка устных ответов.



15.

Словесные забавы.

Обобщение знаний о фразеологизмах,синонимах и антонимах.

Формирование умения разгадывать русские народные загадки, кроссворды.

Игры со словами «Спунеризмы» и «буриме»

Развитие речи:

объяснение смысла пословиц и употребление в речи.

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения

коммуникативной задачи.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове.



Предметные: работать со словарями синонимов и антонимов). Находить синонимы, ан­тонимы, фразеологизмы среди других слов в предложе­нии, тексте; подбирать к слову синонимы, антонимы.Распознавать среди данных пар слов антонимы, синонимы, фразеологизмы. Использовать фразеологизмы в речи, объ­яснять их значение. Составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Подбирать к слову антонимы (синонимы).

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания материала.

Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие. Классифицировать слова по тематическим группам. (П).

Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р).

Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками при совместной работе. Корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним, антоним. (К).



Оценка устных ответов



16.

Игротека.

Повторение и уточнение представлений о видах рифм (парные, перекрестные, опоясывающие).

Игры со словами.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать понятия «рифма» и «ритм»

Отличать прозу от стихов.

Упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова.

Оцениватьрезультат своей деятельности.

Предметные: Составление четверостиший с использованием слов-рифмов.

Метапредметные: Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь (Р). Выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка и поэтической речи (К).

Фронтальный опрос.



17.

Продолжаем работу над фразеологизмами.

Повторение и уточнение представлений об устойчивых словосочетаниях слов. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со «Словарём фразеологизмов».

Развитие интереса к происхождению слов.

Понятия:

устойчивое сочетание слов,

фразеологизм

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение.

Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со «Словарём фразеологизмов», находить нужную информацию

Предметные:дать представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развивать умение замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащать речь обучающихся фразеологизмами.

Метапредметные: добывать знания: используя рабочую тетрадь и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Прогнозирование результата (Р). Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (К)

Оценка устных ответов.



18.

Русские пословицы и поговорки.

Обобщение знаний об отличительных признаках пословиц и поговорок.

Формирование умения понимать скрытый смысл пословицы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте пословицы и поговорки, объяснять их значение. Отличать пословицу от поговорки.

Оценивать результат своей деятельности.


Предметные: дать представление о пословицах и поговорках; развивать умение различать их, объяснять их; обогащать речь обучающихся.

Метапредметные: добывать знания, используя учебник и свой жизненный опыт (П)Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.(Л) Прогнозировать результат.(Р)Умение оформлять свою мысль в устной или письменной форме (К).

Оценка устных ответов.



19.

Ассорти для любителей русского языка.

Что такое «палиндромы».

Решение занимательных заданий.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте речевые ошибки и исправлять их.

Работать над расшифровкой и составлением «палиндромов».

Оценивать результат своей деятельности.


Предметные: воспроизвести и уточнить представление обучающихся о речевых ошибках в тексте. Развивать умение составлять и разгадывать занимательные задания.

Метапредметные:уметь использовать освоенные знаково-символические действия для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Умение слушать и понимать речь других (К)

Фронтальный опрос.




20.

Игротека.

Расширять представление о пословицах и поговорках. Формировать умение отличать пословицу от поговорки.

Развитие речи: составление рассказов с употреблением в речи пословиц и поговорок на определённую тему

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте пословицы и поговорки, объяснять их значение. Отличать пословицу от поговорки

Оценивать результат своей деятельности.

Предметные:дать представление о пословицах и поговорках; развивать умение различать их, объяснять их; обогащать речь обучающихся.

Метапредметные: добывать знания, используя учебник и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л) Прогнозировать результат. (Р)Умение оформлять свою мысль в устной или письменной форме (К

Оценка устных ответов.



21.

И снова о фразеологизмах.

Повторение и уточнение представлений об устойчивых словосочетаниях слов. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица).

Работа со «Словарём фразеологизмов».

Развитие интереса к происхождению слов.

Понятия:

устойчивое сочетание слов,

фразеологизм

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение.

Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со «Словарём фразеологизмов», находить нужную информацию

Предметные:дать представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развивать умение замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащать речь обучающихся фразеологизмами.

Метапредметные: добывать знания: используя рабочую тетрадь и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Прогнозирование результата (Р). Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (К)

Оценка устных ответов



22.

Однородные члены предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Дать понятие «Однородные члены предложения». Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Распознавать однородные и второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознаватьоднородные и второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдатьинтонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Предметные:находить в предложении однородные члены предложения. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Уметь работать в малых группах. (Р).

Уметьвоспринимать устную и письменную формы информации (К).

Текущий



23.

Ошибочка вышла!

Решение занимательных заданий.

Уточнение понятий об именах ипрозвищах.

Развитие речи. Исправление речевых ошибок в сочинениях.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи.

Находитьв словах орфограммы и обосновыватьих написание.

Оцениватьрезультаты своей деятельности.

Предметные:продолжить формирование навыков правописания слов; развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Ориентироваться в материале рабочей тетради, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других (К).

Оценка устных ответов.



24.

Игротека

Уточнение представлений об однородных членах предложения и фразеологизмах.

История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень».

Решение занимательных заданий.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Предметные: определять, каким членом предложения являются однородные члены. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Метапредметные:поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. (П).

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами (Р).Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция и оценка действий партнёра. (К).

Фронтальный опрос.




25.

Про омонимы и их разновидности.

Что такое омонимы?

Знакомство с типами омонимов (омоформы, омографы, омофоны).

Работа со словарем омонимов.

Выполнять занимательные задания из раздела «Мишуткина академия»

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, омонимов и фразеологизмов), находить в них нужную информацию.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения

коммуникативной задачи.




Предметные: работать со словарями фразеологизмов и омонимов. Находить омонимы, фразеологизмы среди других слов в предложе­нии, тексте; подбирать к слову омонимы. Распознавать среди данных пар слов омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Использовать фразеологизмы в речи, объ­яснять их значение.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение.

Классифицировать слова по тематическим группам. (П).

Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р).

Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками при совместной работе. (К)



Оценка устных ответов.



26.


Еще немного фразеологизмов.

Работа со сло­варём фразеологизмов, уметь находить в нём нуж­ную информацию.

Обогащение словарного запаса. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Решение занимательных заданий.



Работать с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов), находить в них нужную информацию о слове.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения

коммуникативной задачи.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове).

Предметные: работать со словарями фразеологизмов и омонимов.Находитьомонимы, фразеологизмы среди других слов в предложе­нии, тексте; подбирать к слову омонимы. Распознавать среди данных пар слов омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Использовать фразеологизмы в речи, объ­яснять их значение. Составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие. Классифицировать слова по тематическим группам. (П).

Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р).

Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками при совместной работе. (К)

Оценка устных ответов



27.

В стране Перевертундии.

Решение занимательных заданий.

Работа со словарём и различными источниками. Толкование (современное) значения устаревших слов.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Предметные:распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях. Распознавать заимствованные слова и устаревшие слова. Объяснять лексическое значение слова.


Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:поиск и выделение необходимой информации из различных источников; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Классифицировать слова по тематическим группам.

Уметь работать в малых группах, предвосхищать и оценивать результат (Р).

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция и оценка свих действий (К).

Оценка устных ответов.



28.

Игротека.

Повторение: омонимы и их разновидность.

История происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак».

Выполнять задания из раздела «Мишуткина академия».

Работать с лингвистическими словарями: толковым, омонимов и фразеологизмов, находить в них нужную информацию.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения

коммуникативной задачи.




Предметные:работать со словарями толковым, омонимов и фразеологизмов.

Находитьомонимы, фразеологизмы среди других слов в предложе­нии, тексте; подбирать к слову омонимы. Распознавать среди данных слов фразеологизмы, устаревшие слова. Использовать фразеологизмы в речи, объ­яснять их значение.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания учебного материала.

Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие. Классифицировать слова по тематическим группам. (П).

Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р).

Уметь взаимодействоватьс учителем, одноклассниками при совместной работе.



Оценка устных ответов.



29.

Что такое «паронимы»?

Смысл понятия «паронимы».

Распознавать паронимы и находить их в тексте.

Инсценировка юморесок.


Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте речевые ошибки и исправлять их.

Работать над расшифровкой и составлением «паронимов».

Оценивать результат своей деятельности.




Предметные: Воспроизвести и уточнить представление обучающихся о речевых ошибках в тексте. Развивать умение составлять и разгадывать занимательные задания.

Метапредметные:Уметь использовать освоенные знаково-символические действия для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Умение слушать и понимать речь других (К)

Оценка устных ответов.



30.

Запоминаем словарные слова.

Игры со словарными словами.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад правописанием словарных слов и запоминать их написание.

Подбирать однокоренные слова с заданным значением.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями.

Оценивать результаты своей деятельности

Предметные: познакомить со словарными словами и их написанием.

Метапредметные: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Целеполагание как постановка учебной задачи (Р). Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания (К).

Оценка устных ответов



31.

31 июня.

Обобщение знаний об отличительныхпризнаках стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме.

Решение занимательных заданий.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова.

Работать с рубрикой «Мишуткина академия».

Оценивать результат своей деятельности.

Предметные: составление четверостиший с использованием слов-рифмов.

Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь (Р). Выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка и поэтической речи (К).

Текущий




32.

Игротека.

Повторение и уточнение представлений о паронимах, афоризмах и логогрифах.

Решение занимательных заданий.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить в тексте речевые ошибки и исправлять их.

Работать над расшифровкой и составлением паронимов и логогрифов.

Выполнять задания из рубрики «Мишуткина академия».

Оценивать результат своей деятельности.


Предметные: воспроизвести и уточнить представление обучающихся о паронимах, афоризмах и логогрифах. Развивать умение составлять и разгадывать занимательные задания.

Метапредметные:уметь использовать освоенные знаково-символические действия для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Умение слушать и понимать речь других (К)

Оценка устных ответов.



33.

Повторяем…

Повторение и уточнение названия рифм (парные, перекрестные, опоясывающие)

Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу.

Упражняться в умении определять и различать рифмы.

Сочинять (под руководством учителя) четверостишия.

Работать со словарем фразеологизмов.

Выполнять задания из рубрики «Мишуткина академия».

Адекватнооценивать результат своей деятельности.

Предметные:составление четверостиший с использованием различных видов рифм. Обогащать речь обучающихся фразеологизмами. Развивать умение находить речевые ошибки, исправлять их.

Метапредметные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П).

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Целеполагание как постановка учебной задачи (Р). Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания (К).

Оценка устных ответов.



34.

Диагностика

Конкурс

«Русский медвежонок».

Выявление уровня внимания, восприятия, воображения, памяти.

Выявление уровня

творческого и логического мышления.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при диагностике; оценивать его и делать выводы.

Предметные: Выявить знания и умения, приобретённые в процессе изучения курса «Весёлая грамматика» за 4 год обучения, оценить свои учебные достижения; исправить допущенные ошибки.

Метапредметные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (П). Мотивация учебной деятельности (Л). Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата (Р). Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (К).

Оценка письменной

работы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа кружка "Весёлая грамматика"

Автор: Кузнецова Елена Михайловна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235966


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства