Содержательный статус программы – модифицированная .Она определяет минимальный объем содержания курса и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по «Весёлой грамматике» согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова
Данная рабочая программа «Весёлая грамматика» – 4 класс разработана в соответствии:
Программа разработана учителем начальных классов Е.М. Кузнецовой на основе программы Л.В. Мищенковой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям 4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности. Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет.
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Мищенковой Л.В.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Режим занятий: 1 ч. в неделю. Состав группы постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.
В программе особое внимание уделено содержанию, которое учитывает первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность четвероклассников к дальнейшему образованию.
Отбор содержания в программе проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, приобретение навыков правописания и развития речи.
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, конкурсы, викторины, комплексные работы).
В конце каждого года обучения проводится тестирование-диагностика.
Формы подведения итогов: учебно-исследовательская конференция, фестиваль исследовательских проектов.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы «Весёлая грамматика» учитывается психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
В соответствии с требованиями Стандарта, работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
В начале и в конце года проводится тестирование-диагностика на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по «Весёлой грамматике» в четвертом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Место курса «Веселая грамматика» в учебном плане.
В федеральном базисном плане на изучение русского языка в четвертом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, (всего – 34 ч).
Результаты изучения курса.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Календарно-тематическое планирование по «Весёлой грамматике» в 4 классе.
№ урока | Тема | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Формы контроля | Дата план | Дата факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Входная диагностика. И снова о русском языке… | Знания и умения, приобретённые в процессе изучения русского языка. Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при диагностике, оценивать их и делать выводы. | Предметные: выявить знания и умения, приобретённые в процессе изучения русского языка за 3 год обучения, оценить свои учебные достижения, исправить допущенные ошибки. Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (П). Мотивация учебной деятельности (Л). Определить последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата (Р). Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (К). | Оценка письменной работы. | | |
|
2. | Крылатые слова и афоризмы. | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Работа со словарями. Развитие речи. Составление диалогов с употреблением в речи крылатых слов и афоризмов. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте крылатые выражения, определять значение по словарю. Составлять сообщения на тему «Что я знаю о значениях крылатых слов. Работать со словарём, находить в нём необходимую информацию о слове. Знакомиться со значением и написанием крылатых слов. Оценивать результаты своей деятельности. | Предметные: представления обучающихся о крылатых словах и их значении. Метапредметные: осознавать познавательную задачу, решать её. Использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке (Л). Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы | Оценка устных ответов. | | |
3. | Копилка занимательных заданий. | Расширять представление о пословицах и поговорках. Формировать умение отличать пословицу от поговорки. Развитие речи: составление рассказов с употреблением в речи пословиц и поговорок на определённую тему. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте пословицы и поговорки, объяснять их значение. Отличать пословицу от поговорки Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: Дать представление о пословицах и поговорках; развивать умение различать их, объяснять их; обогащать речь обучающихся. Метапредметные: Добывать знания, используя учебник и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л) Прогнозировать результат. (Р) Умение оформлять свою мысль в устной или письменной форме (К). | Оценка устных ответов. | | |
4. | Игротека. | Обобщение знаний о крылатых и вежливых словах ,пословицах, поговорках, проводимых в игровой и занимательной форме. Формирование умения разгадывать русские народные загадки, кроссворды. Развитие речи: объяснение смысла крылатых слов, пословиц и применение их в речи. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать пословицы и поговорки. Находить в них изученные орфограммы, обосновывать их написание. Работать с рубрикой «Мишуткина академия». Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: Продолжить формирование навыков правописания крылатых и вежливых слов; развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других. (К) | Текущий | | |
5. | Об именах. | Первоначальное представление о древнерусских и современных именах. Разнообразие имен и их форм. Формирование умения разгадывать шарады. Инсценирование веселых диалогов. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Предметные: Проверить знания по теме: «Правописание имен собственных»; разбирать предложение по членам предложения, разбирать слово по составу; самостоятельно анализировать слова и выбирать нужный вариант их написания; находить и исправлять ошибки; оформлять предложения на письме, применять правила. Метапредметные: умение оформлять предложения на письме, применять правила; анализировать звучащие слова, делать выводы, выполнять работу самостоятельно (П). Положительное отношение к языковой деятельности, заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий(Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; проводить пошаговый контроль его выполнения (Р). Умение слушать (К). | Фронтальный опрос. | | |
|
6. | О русских фамилиях. | Уточнение знаний об истории возникновения и способах происхождения русских фамилий. Формирование умения разгадывать кроссворды и загадки. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Предметные: проверить знания по теме: «Правописание имен собственных»; разбирать предложение по членам предложения, разбирать слово по составу; самостоятельно анализировать слова и выбирать нужный вариант их написания; находить и исправлять ошибки; оформлять предложения на письме, применять правила. Метапредметные: умение оформлять предложения на письме, применять правила; анализировать звучащие слова, делать выводы, выполнять работу самостоятельно (П). Положительное отношение к языковой деятельности, заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий(Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; проводить пошаговый контроль его выполнения (Р). Умение слушать (К). | Оценка устных ответов. | | |
7. | В поисках сбежавших головоломок. | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. Работа со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов». Формирование умения работать с криптограммами и танграмами.
| Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю». Распознаватьсинонимы и антонимы, подбиратьк слову синонимы или антонимы. Находитьслова, употреблённые в переносном значении. Работатьсо «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов», находить в них необходимую информацию о слове. Оцениватьрезультаты своей деятельности на уроке. | Предметные: Распознавать в речи синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении. Метапредметные: Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л). Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К). | Оценка устных ответов. | | |
8. | Игротека. | Обобщение знаний о правописании имен собственных, проводимое в игровой и занимательной форме. Упражняться в правильном написании и образовании форм имен собственных. Инсценирование веселых диалогов. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте имена собственные и объяснять их происхождение. Отличать полное имя от короткого и уметь использовать в речи. Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: Продолжить формирование навыков правописания слов с изученными орфограммами; развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: Ориентироваться в материале рабочей тетради, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других (К). | Оценка устных ответов. | | |
9. | Мы играем в логогрифы. | Обобщение знаний о фразеологизмах, проводимое в игровой и занимательной форме. Упражняться в правильном разгадывании логогрифов и правописании словарных слов. Инсценирование весёлых диалогов. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Развивать умение расшифровывать логогрифы. Находить в словах изученные орфограммы, объяснять их написание. Развиватьартистические способности. Работать с рубрикой «Мишуткина академия». Оценивать результат своей деятельности. | Предметные:развивать умение замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащать речь обучающихся фразеологизмами. Метапредметные: ориентироваться в материале рабочей тетради, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других (К). | Фронтальный опрос. | | |
10. | Учимся распознавать речевые ошибки. | Повторение и уточнение представлений о распространенных типах речевых ошибок, их распознавание и устранение. | Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю». Распознаватьтипы текстов. Находитьв тексте повторяющиеся часто слова и словосочетания, неправильноупотреблённые местоимения, неверно построенные предложения и нарушение логической связи между частями текста. Оцениватьрезультаты своей деятельности на уроке. | Предметные:работать над ошибками. Уметь называтьтипы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания учебного материала. Метапредметные:самостоятельное учиться выделять и формулировать познавательную цель;осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации. (П). Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Учиться сотрудничать с учителем, сверстниками; контроль, коррекция и оценка действий партнёра. (К). | Оценка устных ответов. | | |
11. | Коллекция заморочек. | Первоначальное представление об архаизмах и неологизмах. Значение и использование их в речи. Развитие интереса к истории возникновения новых слов. | Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю». Распознаватьархаизмы и неологизмы; подбирать к архаизмамсоответствующие слова современного русского языка (синонимы). Находитьслова, употреблённые в переносном значении. Работать со «Словарём синонимов». Оценивать результаты своей деятельности на уроке | Предметные: распознавать в речи архаизмы и неологизмы, слова в прямом и переносном значении. Метапредметные: осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л). Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К) | Оценка устных ответов. | | |
12. | Игротека. | Обобщение и уточнение знаний о речевых ошибках. Работа с энциклопедическими изданиями. Составление и разгадывание логогрифов. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать с энциклопедическими изданиями. Оценивать результаты своей деятельности. | Предметные: Знакомство обучающихся с энциклопедическими изданиями; умение ими пользоваться и находить полезную и нужную информацию. Метапредметные: Осознавать познавательную задачу, решать её. Использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке (Л). Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы (К). | Оценка устных ответов. | | |
13. | Ох уж эти фразеологизмы! | Распознавать и находить в тексте фразеологизмы, определять их значение; заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами. Работать с энциклопедическими статьями. Упражняться в правильном написании слов, с изученными орфограммами. Развивать речь: составлять рассказы с употреблением в речи фразеологизмов. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работатьс энциклопедическими изданиями. Работать с рубрикой «Мишуткина академия». Оценивать результаты своей деятельности. | Предметные: Знакомство обучающихся с энциклопедическими изданиями; умение ими пользоваться и находить полезную нужную информацию. Метапредметные: Осознавать познавательную задачу, решать её. Использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке (Л). Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы (К). | Текущий | | |
|
14. | Работа над рифмами. | Уточнение знаний об отличительныхпризнаках стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать понятия «рифма» и «ритм» Отличать прозу от стихов. Упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова. Оцениватьрезультат своей деятельности. | Предметные: Составление четверостиший с использованием слов-рифмов. Метапредметные: Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь (Р). Выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка и поэтической речи (К). | Оценка устных ответов. | | |
15. | Словесные забавы. | Обобщение знаний о фразеологизмах,синонимах и антонимах. Формирование умения разгадывать русские народные загадки, кроссворды. Игры со словами «Спунеризмы» и «буриме» Развитие речи: объяснение смысла пословиц и употребление в речи. | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове. | Предметные: работать со словарями синонимов и антонимов). Находить синонимы, антонимы, фразеологизмы среди других слов в предложении, тексте; подбирать к слову синонимы, антонимы.Распознавать среди данных пар слов антонимы, синонимы, фразеологизмы. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение. Составлять текст по рисунку и фразеологизму. Подбирать к слову антонимы (синонимы). Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания материала. Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие. Классифицировать слова по тематическим группам. (П). Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р). Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками при совместной работе. Корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним, антоним. (К). | Оценка устных ответов | | |
16. | Игротека. | Повторение и уточнение представлений о видах рифм (парные, перекрестные, опоясывающие). Игры со словами. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать понятия «рифма» и «ритм» Отличать прозу от стихов. Упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова. Оцениватьрезультат своей деятельности. | Предметные: Составление четверостиший с использованием слов-рифмов. Метапредметные: Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь (Р). Выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка и поэтической речи (К). | Фронтальный опрос. | | |
17. | Продолжаем работу над фразеологизмами. | Повторение и уточнение представлений об устойчивых словосочетаниях слов. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со «Словарём фразеологизмов». Развитие интереса к происхождению слов. Понятия: устойчивое сочетание слов, фразеологизм | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со «Словарём фразеологизмов», находить нужную информацию | Предметные:дать представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развивать умение замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащать речь обучающихся фразеологизмами. Метапредметные: добывать знания: используя рабочую тетрадь и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Прогнозирование результата (Р). Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (К) | Оценка устных ответов. | | |
18. | Русские пословицы и поговорки. | Обобщение знаний об отличительных признаках пословиц и поговорок. Формирование умения понимать скрытый смысл пословицы. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте пословицы и поговорки, объяснять их значение. Отличать пословицу от поговорки. Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: дать представление о пословицах и поговорках; развивать умение различать их, объяснять их; обогащать речь обучающихся. Метапредметные: добывать знания, используя учебник и свой жизненный опыт (П)Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.(Л) Прогнозировать результат.(Р)Умение оформлять свою мысль в устной или письменной форме (К). | Оценка устных ответов. | | |
19. | Ассорти для любителей русского языка. | Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте речевые ошибки и исправлять их. Работать над расшифровкой и составлением «палиндромов». Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: воспроизвести и уточнить представление обучающихся о речевых ошибках в тексте. Развивать умение составлять и разгадывать занимательные задания. Метапредметные:уметь использовать освоенные знаково-символические действия для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Умение слушать и понимать речь других (К) | Фронтальный опрос. | | |
|
20. | Игротека. | Расширять представление о пословицах и поговорках. Формировать умение отличать пословицу от поговорки. Развитие речи: составление рассказов с употреблением в речи пословиц и поговорок на определённую тему | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте пословицы и поговорки, объяснять их значение. Отличать пословицу от поговорки Оценивать результат своей деятельности. | Предметные:дать представление о пословицах и поговорках; развивать умение различать их, объяснять их; обогащать речь обучающихся. Метапредметные: добывать знания, используя учебник и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. (Л) Прогнозировать результат. (Р)Умение оформлять свою мысль в устной или письменной форме (К | Оценка устных ответов. | | |
21. | И снова о фразеологизмах. | Повторение и уточнение представлений об устойчивых словосочетаниях слов. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица). Работа со «Словарём фразеологизмов». Развитие интереса к происхождению слов. Понятия: устойчивое сочетание слов, фразеологизм | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со «Словарём фразеологизмов», находить нужную информацию | Предметные:дать представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развивать умение замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащать речь обучающихся фразеологизмами. Метапредметные: добывать знания: используя рабочую тетрадь и свой жизненный опыт (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Прогнозирование результата (Р). Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (К) | Оценка устных ответов | | |
22. | Однородные члены предложения. | Что такое однородные члены предложения? Дать понятие «Однородные члены предложения». Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Распознавать однородные и второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознаватьоднородные и второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдатьинтонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | Предметные:находить в предложении однородные члены предложения. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Метапредметные:поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Уметь работать в малых группах. (Р). Уметьвоспринимать устную и письменную формы информации (К). | Текущий | | |
23. | Ошибочка вышла! | Решение занимательных заданий. Уточнение понятий об именах ипрозвищах. Развитие речи. Исправление речевых ошибок в сочинениях. | Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи. Находитьв словах орфограммы и обосновыватьих написание. Оцениватьрезультаты своей деятельности. | Предметные:продолжить формирование навыков правописания слов; развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: Ориентироваться в материале рабочей тетради, находить нужную информацию; проводить классификацию орфограмм; решать орфографические задачи (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (Р). Умение слушать и понимать речь других (К). | Оценка устных ответов. | | |
24. | Игротека | Уточнение представлений об однородных членах предложения и фразеологизмах. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень». Решение занимательных заданий. | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. | Предметные: определять, каким членом предложения являются однородные члены. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Метапредметные:поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. (П). Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами (Р).Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция и оценка действий партнёра. (К). | Фронтальный опрос. | | |
|
25. | Про омонимы и их разновидности. | Что такое омонимы? Знакомство с типами омонимов (омоформы, омографы, омофоны). Работа со словарем омонимов. Выполнять занимательные задания из раздела «Мишуткина академия» | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, омонимов и фразеологизмов), находить в них нужную информацию. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Предметные: работать со словарями фразеологизмов и омонимов. Находить омонимы, фразеологизмы среди других слов в предложении, тексте; подбирать к слову омонимы. Распознавать среди данных пар слов омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение. Классифицировать слова по тематическим группам. (П). Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р). Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками при совместной работе. (К) | Оценка устных ответов. | | |
26. | Еще немного фразеологизмов. | Работа со словарём фразеологизмов, уметь находить в нём нужную информацию. Обогащение словарного запаса. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Решение занимательных заданий. | Работать с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов), находить в них нужную информацию о слове. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове). | Предметные: работать со словарями фразеологизмов и омонимов.Находитьомонимы, фразеологизмы среди других слов в предложении, тексте; подбирать к слову омонимы. Распознавать среди данных пар слов омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение. Составлять текст по рисунку и фразеологизму. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие. Классифицировать слова по тематическим группам. (П). Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р). Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками при совместной работе. (К) | Оценка устных ответов | | |
27. | В стране Перевертундии. | Решение занимательных заданий. Работа со словарём и различными источниками. Толкование (современное) значения устаревших слов. | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. | Предметные:распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях. Распознавать заимствованные слова и устаревшие слова. Объяснять лексическое значение слова. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Метапредметные:поиск и выделение необходимой информации из различных источников; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Классифицировать слова по тематическим группам. Уметь работать в малых группах, предвосхищать и оценивать результат (Р). Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция и оценка свих действий (К). | Оценка устных ответов. | | |
28. | Игротека. | Повторение: омонимы и их разновидность. История происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак». Выполнять задания из раздела «Мишуткина академия». | Работать с лингвистическими словарями: толковым, омонимов и фразеологизмов, находить в них нужную информацию. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Предметные:работать со словарями толковым, омонимов и фразеологизмов. Находитьомонимы, фразеологизмы среди других слов в предложении, тексте; подбирать к слову омонимы. Распознавать среди данных слов фразеологизмы, устаревшие слова. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение. Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания учебного материала. Метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие. Классифицировать слова по тематическим группам. (П). Уметь планировать этапы работы, определять ее цель. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. (Р). Уметь взаимодействоватьс учителем, одноклассниками при совместной работе. | Оценка устных ответов. | | |
29. | Что такое «паронимы»? | Смысл понятия «паронимы». Распознавать паронимы и находить их в тексте. Инсценировка юморесок. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте речевые ошибки и исправлять их. Работать над расшифровкой и составлением «паронимов». Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: Воспроизвести и уточнить представление обучающихся о речевых ошибках в тексте. Развивать умение составлять и разгадывать занимательные задания. Метапредметные:Уметь использовать освоенные знаково-символические действия для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Умение слушать и понимать речь других (К) | Оценка устных ответов. | | |
30. | Запоминаем словарные слова. | Игры со словарными словами. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдатьнад правописанием словарных слов и запоминать их написание. Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями. Оценивать результаты своей деятельности | Предметные: познакомить со словарными словами и их написанием. Метапредметные: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Целеполагание как постановка учебной задачи (Р). Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания (К). | Оценка устных ответов | | |
31. | 31 июня. | Обобщение знаний об отличительныхпризнаках стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме. Решение занимательных заданий. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова. Работать с рубрикой «Мишуткина академия». Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: составление четверостиший с использованием слов-рифмов. Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь (Р). Выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка и поэтической речи (К). | Текущий | | |
|
32. | Игротека. | Повторение и уточнение представлений о паронимах, афоризмах и логогрифах. Решение занимательных заданий. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте речевые ошибки и исправлять их. Работать над расшифровкой и составлением паронимов и логогрифов. Выполнять задания из рубрики «Мишуткина академия». Оценивать результат своей деятельности. | Предметные: воспроизвести и уточнить представление обучающихся о паронимах, афоризмах и логогрифах. Развивать умение составлять и разгадывать занимательные задания. Метапредметные:уметь использовать освоенные знаково-символические действия для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Оценка качества и уровня усвоения материала (Р). Умение слушать и понимать речь других (К) | Оценка устных ответов. | | |
33. | Повторяем… | Повторение и уточнение названия рифм (парные, перекрестные, опоясывающие) Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу. Упражняться в умении определять и различать рифмы. Сочинять (под руководством учителя) четверостишия. Работать со словарем фразеологизмов. Выполнять задания из рубрики «Мишуткина академия». Адекватнооценивать результат своей деятельности. | Предметные:составление четверостиший с использованием различных видов рифм. Обогащать речь обучающихся фразеологизмами. Развивать умение находить речевые ошибки, исправлять их. Метапредметные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П). Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (Л). Целеполагание как постановка учебной задачи (Р). Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания (К). | Оценка устных ответов. | | |
34. | Диагностика Конкурс «Русский медвежонок». | Выявление уровня внимания, восприятия, воображения, памяти. Выявление уровня творческого и логического мышления. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при диагностике; оценивать его и делать выводы. | Предметные: Выявить знания и умения, приобретённые в процессе изучения курса «Весёлая грамматика» за 4 год обучения, оценить свои учебные достижения; исправить допущенные ошибки. Метапредметные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (П). Мотивация учебной деятельности (Л). Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата (Р). Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (К). | Оценка письменной работы. | | |