На современном этапе развития педагогической науки отечественными исследователями разработаны направления совершенствования процесса обучения детей в средних общеобразовательных учреждениях образования в условиях классно-урочной его организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования урока русского языка»
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
На современном этапе развития педагогической науки отечественными исследователями разработаны направления совершенствования процесса обучения детей в средних общеобразовательных учреждениях образования в условиях классно-урочной его организации. Приведу главные.
1. Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.
2. Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.
3. Совершенствование на уроках методов и средств обучения, которые активизируют деятельность учащихся.
4. Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.
5. Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя).
6. Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.
7. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
8. Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.
9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
10. Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем и учениками.
11. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.
Попробую обобщить наработанный учителями опыт усовершенствования урока русского языка на примере организационного этапа.
В педагогической практике часто можно наблюдать, что учитель долго не может успокоить учеников, когда начался урок. Причин подобной ситуации несколько, среди них: объективные – психологические особенности детей и субъективные – у детей в совершенстве не сформированы такие качества личности, как организованность и дисциплинированность.
Организация учащихся к уроку не должна отнимать много времени, впоследствии может вообще длиться меньше минуты, но должна характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психической энергии и работоспособности.
Организационный момент урока нацелен на подготовку учащихся к продуктивной работе. Для этого учитель должен уметь определить эмоциональный фон класса, при необходимости — усилить или скорректировать его. Процесс речевого взаимодействия учителя с учениками начинается с приветствия, которым учитель задает тон общению, заряжает позитивным настроением, передает свое доброжелательное отношение: «Доброе утро! Сегодня хорошая погода, и настроение у вас, вижу, тоже хорошее». Значение слова "вижу" означает, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у учеников. При этом можно использовать следующие модели: оптимизирующие («Рада вас видеть. Нас ждет сегодня необычный материал...», «Подобное мы уже делали, поэтому вы с этой задачей легко справитесь. Попробуем закрепить успех»), нейтральные («Проверьте готовность рабочих мест. Настройтесь на серьезную работу»)
Организационный этап каждого урока призван создавать атмосферу доверия и доброжелательности, обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологический настрой учащихся на нормальную работу. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
Перефразируя выражение "Как назовешь корабль, так он и поплывет", на практике убедилась: как начнешь урок, так он и пройдет. Поэтому советую с самого начала урока создать рабочее настроение в классе, чтобы все обучающиеся почувствовали объективную потребность во внутренней готовности воспринять учебную информацию и действовать в ней. Учитель должен за считанные секунды оценить ситуацию, почувствовать психологическое состояние учащихся и выработать "стратегию" организации класса до урока. Чаще всего приходится действовать экспромтом. И здесь необходимо иметь при себе "боеприпасы". Таким арсеналом обладает каждый учитель. Это – слово, улыбка, взгляд. Главное - самому настроиться на положительный эффект.
Так как же можно начать урок? Предлагаю несколько вариантов начала урока, которые использую в своей практике:
* Поэтическое приветствие
Начните урок стихотворными строками. Например:
А) Прозвенел уже звонок:
Будем начинать урок.
Времени мы не теряем.
Работу скорее начинаем.
Б) Ну-ка, дети, поднимитесь!
Все приятно улыбнитесь.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок!
Подберите поэзию, которая создаст позитивный настрой, раскроет ученикам красоту слова.
Родной язык – народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и преданья,
Всё мило нам на языке родном.
Еще больший эффект будет иметь эпиграф к уроку, записанный на доске и прочитанный учителем или учениками.
*Музыкальное приветствие
Никаких слов, только музыка, которая настроит на урок, будет перекликаться с темой. Учитель может использовать мелодии русских народных песен, классическую музыку, даже современную популярную музыку.
* Рисуночное приветствие
Использую для этого смайлики. Есть несколько вариантов такого приветствия:
• Прикрепляю на доске смайл "Радость" и желаю всем ученикам хорошего настроения, легкого усвоения темы.
* Предлагаю ученикам выбрать "Смайл урока" среди предложенных.
Ученикам, выбравшим "грустные" или слишком веселые смайлы, советую настроиться на работу. Важно использовать этот прием и в конце урока, во время рефлексии. Ученики могут смайликом показать свои впечатления от урока, изменилось ли их настроение за время урока. Это позволит учителю проанализировать свои ошибки, найти индивидуальный подход к каждому ученику.
* Мини-тренинг или разминка
Современные ученики с интересом выполняют те виды учебной деятельности, которые дают им материал для размышлений, возможность проявлять инициативу и самостоятельность, требуют умственного напряжения, изобретательности и творчества. Ведь критическое мышление – это сложный процесс, который начинается с привлечения информации и заканчивается принятием решения.
Неотъемлемый элемент структуры уроков по использованию стратегии критического мышления – это разминка (или мини-тренинг). Она помогает создать психологический климат, способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению авторитета учителя, психологической разгрузке учеников, которые за день имеют 6-7 разных уроков), настраивает детей на активную и плодотворную индивидуальную, парную, групповую формы работы.
Реализация стратегии критического мышления в рамках классно – урочной системы обучения ограничивает разминку коротким промежутком времени от 3 до 5 минут. Но даже за этот период можно сделать многое. Нужно только критически оценивать возможности разминки, расширить ее функциональные границы.
В своей педагогической практике нередко использую разминки для мотивации обучения, для ненавязчивого формирования цели и задач урока.
Благодаря разминке создаются условия, при которых цель и задачи учебного процесса, определенные учителем, осознаются каждым учеником как личностно значимые. С психологической точки зрения разминка — это своеобразный способ избавиться от негатива, дискомфорта, почувствовать себя защищенной частью дружного коллектива. Разминка извне похожа на интересную игру, но несет в себе глубокую информацию, которая готовит почву для восприятия нового материала. Применяю мини-тренинги, когда вижу, что ученики пришли на урок слишком возбужденные, эмоциональные, не могут быстро "включиться" в работу. Предлагаю тренинг в непринужденной форме, быстром темпе, не заставляю всех выполнять задания. Но, как правило, дети привыкают к таким организационным моментам и активно участвуют в тренинге.
Предлагаю несколько вариантов таких разминок:
1) Мини-интервью
После приветствия даю четкую инструкцию: "Интервью за 1 минуту. Отвечаем прилагательными (наречиями, глаголами, словами с приставками –раз,- рас и т. д". Выбор вопросов и ответов зависит от языковой темы предыдущего урока, помогает применить на практике приобретенные знания. Например:
К теме "Прилагательное"
- Каким был предыдущий урок? (тяжелым, интересным…)
- Какой была перемена? (веселой, короткой…)
- С каким настроением вы пришли на урок?( хорошим, грустным, чрезвычайно веселым…)
- А какая сейчас должна быть обстановка на уроке, чтобы вы смогли усвоить новую тему? (рабочая)
- Итак, давайте создадим такую рабочую атмосферу.
К теме "Наречие"
- Как работалось вам на предыдущем уроке? (хорошо)
- В каком темпе выполняли домашнее задание на сегодняшний урок? (на скорую руку)
- Когда прозвенел звонок на урок? (недавно)
- Почему некоторые из вас опоздали на урок? (непреднамеренно)
- Как надо сейчас работать, чтобы догнать потерянные минуты урока?
(настойчиво, быстро, продуктивно)
2) "Имя с рисунком"
Все садимся в круг, а каждый ученик рисует на бумаге вещь, которая, как он считает, лучше всего его характеризует. Подписывает рисунок своим именем. Все по очереди демонстрируют рисунки группе и объясняют, почему выбрали этот образ. После презентации вешают все рисунки на стене в классе. Этот прием советую использовать на вступительных уроках в 5 классе или в рамках презентации проекта"Мое имя" в 6 классе
3) "Комплимент"
Урок начинается с того, что учитель подходит к первому ученику и говорит: «Ты мне нравишься, потому что ты очень добрый». Ученик поворачивается к соседу и продолжает комплимент: «Ты мне нравишься, потому что ты серьезный» и т.д. Как разновидность этого упражнения на занятиях по спецкурсу "Основы журналистики" практикую упражнение "Плюс-минус". Суть его в том, что ученики становятся в круг, первый ученик кладет руку на плечо соседа слева и называет не только положительную (+), но и отрицательную (-) черту характера, от которой необходимо избавиться
(обязательно в корректной форме). Например, "Ты смелый парень, но попробуй больше доверять окружающим". Ученики могут при желании не называть"минус" своего товарища, а если ученик не хочет услышать свой "минус", то после слова но говорит "Стоп". Сначала в классе часто слышится "стоп", но постепенно все стремятся выслушать мнение товарищей, пытаются исправить "минус". Рекомендую повторять такую разминку хотя бы через месяц. Считаю, что учащиеся таким образом приучаются к критике, но не оскорбляют при этом человеческое достоинство товарища.
4)"Психологическое наставление"
Вот какими могут быть варианты начала урока:
А " К успеху"
- Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на целый день. Для того, чтобы справиться на уроке с заданиями, будьте старательными и послушными. Задания наши такие (можно оформить как девиз урока):
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно и плодотворно работать.
Б " Самонастройка"
- Положите руки на парту, закройте глаза и говорите:
Я смогу сегодня хорошо работать на уроке.
Я личность творческая.
Я желаю всем одноклассникам успехов на сегодняшнем уроке.
В „Поймай мое настроение”
Детям предлагается поработать в паре и договориться, кто начнет свои действия первым.
Дети выполняют действия, которые называет учитель.
- Улыбнитесь, „снимите” улыбку со своего лица ладонью и „бросьте” своему соседу. „Поймайте” улыбку, „украсьте” ею свое лицо.
- Изобразите на лице еще любую эмоцию, „подарите” ее своему товарищу.
Д " Девиз творческих и изобретательных"
Детям предлагается перед началом работы произнести следующие слова:
Выдумывай, пробуй, твори!
Ум, фантазию прояви!
Активным и внимательным будь
И про смекалку не забудь!
Важнейшими средствами, с помощью которых ребенок творит самого себя, развивает свой внутренний духовный мир, является игра и речь. В процессе игры ребенок знакомится с окружающим миром. С изучением языка ребенок приобретает систему коммуникаций, которая позволяет ему отойти от имеющегося мира и говорить о вещах, обособленных в пространстве и времени. Речь является мощным средством для обретения нового жизненного опыта, она побуждает ребенка к активности. Когда ребенок умеет правильно и грамотно выразиться, то он легко может завязать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми. Коммуникабельность и успеваемость ребенка в школе в значительной степени зависят от его умения высказаться, а также и от того, насколько хорошо он владеет языком и приносит ли ему радость общение с другими детьми.