kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути совершенствования урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития педагогической науки отечественными исследователями разработаны направления совершенствования процесса обучения детей в средних общеобразовательных учреждениях образования в условиях классно-урочной его организации.

Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования урока русского языка»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


На современном этапе развития педагогической науки отечественными исследователями разработаны направления совершенствования процесса обучения детей в средних общеобразовательных учреждениях образования в условиях классно-урочной его организации. Приведу главные.

1. Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.

2. Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.

3. Совершенствование на уроках методов и средств обучения, которые активизируют деятельность учащихся.

4. Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.

5. Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя).

6. Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.

7. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

8. Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.

9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм

10. Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем и учениками.

11. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.


Попробую обобщить наработанный учителями опыт усовершенствования урока русского языка на примере организационного этапа.

В педагогической практике часто можно наблюдать, что учитель долго не может успокоить учеников, когда начался урок. Причин подобной ситуации несколько, среди них: объективные – психологические особенности детей и субъективные – у детей в совершенстве не сформированы такие качества личности, как организованность и дисциплинированность.

Организация учащихся к уроку не должна отнимать много времени, впоследствии может вообще длиться меньше минуты, но должна характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психической энергии и работоспособности.

Организационный момент урока нацелен на подготовку учащихся к продуктивной работе. Для этого учитель должен уметь определить эмоциональный фон класса, при необходимости — усилить или скорректировать его. Процесс речевого взаимодействия учителя с учениками начинается с приветствия, которым учитель задает тон общению, заряжает позитивным настроением, передает свое доброжелательное отношение: «Доброе утро! Сегодня хорошая погода, и настроение у вас, вижу, тоже хорошее». Значение слова "вижу" означает, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у учеников. При этом можно использовать следующие модели: оптимизирующие («Рада вас видеть. Нас ждет сегодня необычный материал...», «Подобное мы уже делали, поэтому вы с этой задачей легко справитесь. Попробуем закрепить успех»), нейтральные («Проверьте готовность рабочих мест. Настройтесь на серьезную работу»)

Организационный этап каждого урока призван создавать атмосферу доверия и доброжелательности, обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологический настрой учащихся на нормальную работу. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Перефразируя выражение "Как назовешь корабль, так он и поплывет", на практике убедилась: как начнешь урок, так он и пройдет. Поэтому советую с самого начала урока создать рабочее настроение в классе, чтобы все обучающиеся почувствовали объективную потребность во внутренней готовности воспринять учебную информацию и действовать в ней. Учитель должен за считанные секунды оценить ситуацию, почувствовать психологическое состояние учащихся и выработать "стратегию" организации класса до урока. Чаще всего приходится действовать экспромтом. И здесь необходимо иметь при себе "боеприпасы". Таким арсеналом обладает каждый учитель. Это – слово, улыбка, взгляд. Главное - самому настроиться на положительный эффект.

Так как же можно начать урок? Предлагаю несколько вариантов начала урока, которые использую в своей практике:

* Поэтическое приветствие

Начните урок стихотворными строками. Например:


А) Прозвенел уже звонок:

Будем начинать урок.

Времени мы не теряем.

Работу скорее начинаем.


Б) Ну-ка, дети, поднимитесь!

Все приятно улыбнитесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок!


Подберите поэзию, которая создаст позитивный настрой, раскроет ученикам красоту слова.


Родной язык – народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком.

Стихи и проза, сказки и преданья,

Всё мило нам на языке родном.


Еще больший эффект будет иметь эпиграф к уроку, записанный на доске и прочитанный учителем или учениками.


*Музыкальное приветствие

Никаких слов, только музыка, которая настроит на урок, будет перекликаться с темой. Учитель может использовать мелодии русских народных песен, классическую музыку, даже современную популярную музыку.

* Рисуночное приветствие

Использую для этого смайлики. Есть несколько вариантов такого приветствия:

• Прикрепляю на доске смайл "Радость" и желаю всем ученикам хорошего настроения, легкого усвоения темы.

* Предлагаю ученикам выбрать "Смайл урока" среди предложенных.




Ученикам, выбравшим "грустные" или слишком веселые смайлы, советую настроиться на работу. Важно использовать этот прием и в конце урока, во время рефлексии. Ученики могут смайликом показать свои впечатления от урока, изменилось ли их настроение за время урока. Это позволит учителю проанализировать свои ошибки, найти индивидуальный подход к каждому ученику.

* Мини-тренинг или разминка

Современные ученики с интересом выполняют те виды учебной деятельности, которые дают им материал для размышлений, возможность проявлять инициативу и самостоятельность, требуют умственного напряжения, изобретательности и творчества. Ведь критическое мышление – это сложный процесс, который начинается с привлечения информации и заканчивается принятием решения.

Неотъемлемый элемент структуры уроков по использованию стратегии критического мышления – это разминка (или мини-тренинг). Она помогает создать психологический климат, способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению авторитета учителя, психологической разгрузке учеников, которые за день имеют 6-7 разных уроков), настраивает детей на активную и плодотворную индивидуальную, парную, групповую формы работы.

Реализация стратегии критического мышления в рамках классно – урочной системы обучения ограничивает разминку коротким промежутком времени от 3 до 5 минут. Но даже за этот период можно сделать многое. Нужно только критически оценивать возможности разминки, расширить ее функциональные границы.

В своей педагогической практике нередко использую разминки для мотивации обучения, для ненавязчивого формирования цели и задач урока.

Благодаря разминке создаются условия, при которых цель и задачи учебного процесса, определенные учителем, осознаются каждым учеником как личностно значимые. С психологической точки зрения разминка — это своеобразный способ избавиться от негатива, дискомфорта, почувствовать себя защищенной частью дружного коллектива. Разминка извне похожа на интересную игру, но несет в себе глубокую информацию, которая готовит почву для восприятия нового материала. Применяю мини-тренинги, когда вижу, что ученики пришли на урок слишком возбужденные, эмоциональные, не могут быстро "включиться" в работу. Предлагаю тренинг в непринужденной форме, быстром темпе, не заставляю всех выполнять задания. Но, как правило, дети привыкают к таким организационным моментам и активно участвуют в тренинге.

Предлагаю несколько вариантов таких разминок:

1) Мини-интервью

После приветствия даю четкую инструкцию: "Интервью за 1 минуту. Отвечаем прилагательными (наречиями, глаголами, словами с приставками –раз,- рас и т. д". Выбор вопросов и ответов зависит от языковой темы предыдущего урока, помогает применить на практике приобретенные знания. Например:

К теме "Прилагательное"

- Каким был предыдущий урок? (тяжелым, интересным…)

- Какой была перемена? (веселой, короткой…)

- С каким настроением вы пришли на урок?( хорошим, грустным, чрезвычайно веселым…)

- А какая сейчас должна быть обстановка на уроке, чтобы вы смогли усвоить новую тему? (рабочая)

- Итак, давайте создадим такую рабочую атмосферу.

К теме "Наречие"

- Как работалось вам на предыдущем уроке? (хорошо)

- В каком темпе выполняли домашнее задание на сегодняшний урок? (на скорую руку)

- Когда прозвенел звонок на урок? (недавно)

- Почему некоторые из вас опоздали на урок? (непреднамеренно)

- Как надо сейчас работать, чтобы догнать потерянные минуты урока?

(настойчиво, быстро, продуктивно)

2) "Имя с рисунком"

Все садимся в круг, а каждый ученик рисует на бумаге вещь, которая, как он считает, лучше всего его характеризует. Подписывает рисунок своим именем. Все по очереди демонстрируют рисунки группе и объясняют, почему выбрали этот образ. После презентации вешают все рисунки на стене в классе. Этот прием советую использовать на вступительных уроках в 5 классе или в рамках презентации проекта"Мое имя" в 6 классе

3) "Комплимент"

Урок начинается с того, что учитель подходит к первому ученику и говорит: «Ты мне нравишься, потому что ты очень добрый». Ученик поворачивается к соседу и продолжает комплимент: «Ты мне нравишься, потому что ты серьезный» и т.д. Как разновидность этого упражнения на занятиях по спецкурсу "Основы журналистики" практикую упражнение "Плюс-минус". Суть его в том, что ученики становятся в круг, первый ученик кладет руку на плечо соседа слева и называет не только положительную (+), но и отрицательную (-) черту характера, от которой необходимо избавиться

(обязательно в корректной форме). Например, "Ты смелый парень, но попробуй больше доверять окружающим". Ученики могут при желании не называть"минус" своего товарища, а если ученик не хочет услышать свой "минус", то после слова но говорит "Стоп". Сначала в классе часто слышится "стоп", но постепенно все стремятся выслушать мнение товарищей, пытаются исправить "минус". Рекомендую повторять такую разминку хотя бы через месяц. Считаю, что учащиеся таким образом приучаются к критике, но не оскорбляют при этом человеческое достоинство товарища.


4)"Психологическое наставление"

Вот какими могут быть варианты начала урока:


А " К успеху"

- Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на целый день. Для того, чтобы справиться на уроке с заданиями, будьте старательными и послушными. Задания наши такие (можно оформить как девиз урока):

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а рассуждать.

Дружно и плодотворно работать.


Б " Самонастройка"

- Положите руки на парту, закройте глаза и говорите:

Я смогу сегодня хорошо работать на уроке.

Я личность творческая.

Я желаю всем одноклассникам успехов на сегодняшнем уроке.


В „Поймай мое настроение”

Детям предлагается поработать в паре и договориться, кто начнет свои действия первым.

Дети выполняют действия, которые называет учитель.

- Улыбнитесь, „снимите” улыбку со своего лица ладонью и „бросьте” своему соседу. „Поймайте” улыбку, „украсьте” ею свое лицо.

- Изобразите на лице еще любую эмоцию, „подарите” ее своему товарищу.


Д " Девиз творческих и изобретательных"

Детям предлагается перед началом работы произнести следующие слова:

Выдумывай, пробуй, твори!

Ум, фантазию прояви!

Активным и внимательным будь

И про смекалку не забудь!


Важнейшими средствами, с помощью которых ребенок творит самого себя, развивает свой внутренний духовный мир, является игра и речь. В процессе игры ребенок знакомится с окружающим миром. С изучением языка ребенок приобретает систему коммуникаций, которая позволяет ему отойти от имеющегося мира и говорить о вещах, обособленных в пространстве и времени. Речь является мощным средством для обретения нового жизненного опыта, она побуждает ребенка к активности. Когда ребенок умеет правильно и грамотно выразиться, то он легко может завязать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми. Коммуникабельность и успеваемость ребенка в школе в значительной степени зависят от его умения высказаться, а также и от того, насколько хорошо он владеет языком и приносит ли ему радость общение с другими детьми.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пути совершенствования урока русского языка

Автор: Петрюк Светлана Николаевна

Дата: 24.10.2020

Номер свидетельства: 561124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства