Пути работы над усвоением правописания словарных слов
Пути работы над усвоением правописания словарных слов
Пути работы над усвоением правописания словарных слов
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоения ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Правильность написания слов в устной форме устанавливается устным комментированием, орфографическим произношением.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные и словарные диктанты.
Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического). При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучаются в этом учебном году, но и те, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, которые являются более эффективными для прочного запоминания словарных слов.
У каждого учителя своя система по усвоению правописания словарных слов.
На уроках русского языка работа над словами словарика проводится как общий элемент урока со всеми учащимися класса как в устной, так и в письменной форме
Виды и формы работы над словами словарика:
- Написать (перечислить) названия птиц (животных, учебных вещей).
- Кто больше напишет (назовёт) слов на тему сад (огород).
- Назвать (написать) слова с мягким знаком на конце слова (в середине).
- Написать (назвать) слова, отвечающие на вопрос кто? что?
- Написать (назвать) имена существительные м.р., ж.р., ср.р.
- Написать (назвать) имена существительные 1, 2, 3склонения.
-Написать (подобрать) родственные слова город, класс.
- Образование новых слов при помощи суффиксов: - ок; -ик.
- Составить предложение с данными словами – ветер, капуста, осина товарищ.
- Заменить предложение одним словом, составить с этим словом свое предложение.
(Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути работы над усвоением правописания словарных слов»
Пути работы над усвоением правописания словарных слов
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоения ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Правильность написания слов в устной форме устанавливается устным комментированием, орфографическим произношением.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные и словарные диктанты.
Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического). При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучаются в этом учебном году, но и те, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов,которые являются более эффективными для прочного запоминания словарных слов.
У каждого учителя своя система по усвоению правописания словарных слов.
На уроках русского языка работа над словами словарика проводится как общий элемент урока со всеми учащимися класса как в устной , так и в письменной форме
Виды и формы работы над словами словарика:
- Написать (перечислить) названия птиц (животных, учебных вещей).
- Кто больше напишет (назовёт) слов на тему сад (огород).
- Назвать (написать) слова с мягким знаком на конце слова (в середине).
- Написать (назвать) слова, отвечающие на вопрос кто? что?
- Написать (назвать) имена существительные м.р., ж.р., ср.р.
- Написать (назвать) имена существительные 1, 2, 3склонения.
-Написать (подобрать) родственные слова город, класс.
- Образование новых слов при помощи суффиксов: - ок; -ик.
- Составить предложение с данными словами – ветер, капуста, осина товарищ.
- Заменить предложение одним словом, составить с этим словом свое предложение.
(Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности.)
- Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст. В гости иду к моему другу петуху.
Встретил я лисицу.
Он пригласил меня.
Куда путь держишь?
Здравствуй, лисичка-сестричка!
Лексические упражнения.
На данных упражнениях дети учатся объяснять значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
- Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
Капуста, помидор, солома, морковь;
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
- По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа».
- Назовите одним словом:
Сентябрь, октябрь, ноябрь …
Понедельник, вторник, среда…
Крупное промышленное предприятие (завод)
- Выбери наиболее подходящее слово. Запиши.
Из( ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.
М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
Выборочный диктант
1.Сорока, ворона, воробей – птицы. 2.Рабочие идут на завод.3. Под берёзой сидел заяц. 4.Учитель вошёл в класс. 5.Пенал,карандаш и тетрадь - письменные принадлежности. 6. Совхоз собрал хороший урожай пшеницы.7. Астана – большой ,красивый город. 8. Дежурный собирает тетради. 9.Ребята пошли на экскурсию.
Зима
Наступила зима. Трещат морозы .Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.
Миша – школьник
Миша – ученик первого класса. Папа купил ему портфель. Он положил в портфель учебники, тетради, пенал. В пенале карандаши. Миша – прилежный ученик.
Огород
При школе есть огород. Там растут разные овощи. Растёт морковь, капуста, огурцы. Ребята ухаживают за ними. Хорош будет урожай!
Дети выписывают словарные слова.(Огород, овощи, морковь, капуста, огурцы, ребята, урожай)
Написание проверяют по словарю. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями с соседом по парте, это внесёт разнообразие в работу.
Ответить на вопросы:
1.Кто живёт в лесу?
2.Кто следит за чистотой в классе?
3.Что даёт нам корова?
4.Куда идут рабочие?
5.Что выпускает завод?
6.Кто верный друг человека?
7.Какие овощи растут на грядке?
Задание выполняется по – разному:
- 3 – 4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в тетради.
- Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.
- Учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы (словарные слова).
Дописать предложения
1.Весело чирикает…(воробей).
2. В лесу живут …и ….(заяц и медведь).
3.В конуре живёт … (собака).
4.Дети катаются на …(коньках).
5.Совхоз собрал богатый урожай …(пшеницы, картофеля, капусты).
6.Столица нашей Родины - …( Астана).
7.На грядках растут…(морковь, капуста, огурцы).
8.Мы изучаем …(русский язык).
9.С севера подул холодный …(ветер).
10 Мы поедем в …(Астану).
Задание выполняется по – разному:
- На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.
- Слова для вставок пишутся на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
- Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
Загадка.
С людьми дружит,
Дом сторожит
(собака).
Без рук, без ног,
А рисовать умеет
(мороз).
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег (молоко).
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка
(месяц).
Мал, не велик,
Чирик – чирик
(воробей)
Кто в сарае стоит,
Жвачку жует, молоко дает
(корова).
Черный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет
(карандаш).
Без окон, без дверей,
Полна горница людей
(огурец).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет
(сорока).
Сто одежек –
И все без застежек
(капуста).
Железный нос в землю врос,
Копает, землю разрыхляет
(лопата).
шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью.
(ботинки)
Тянется нитка, среди нив петляя, Лесом, перелесками Без конца и края. Ни её порвать, Ни в клубок смотать.
(дорога)
Десять мальчиков живут
В зеленом чуланчике
(горох).
Шагае6шь – впереди лежит.
Оглянешься – домой бежит
(дорога).
Орехи в земле,
Листья на земле
(картофель).
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг, то овраг
(лестница).
Где это бывает:
Человек стоит,
Лестница шагает?
(метро)
Голова железная,
А сам деревянный
(молоток).
Никто не пугает,
А вся дрожит
(осина).
Чудо – птица – алый хвост –
Полетела в стаю звезд
(ракета).
В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь –...
( аптека)
По песку идет гора, Воду пьет по два ведра. Зверь горбатый, добродушный, И в пустыне очень нужный. (Верблюд)
Едет конь стальной, рычит, Сзади плуги волочит.
( трактор)
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое?
( ромашка)
В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят.
(помидор
Стоит Егорка В красной ермолке, Кто ни пройдет - Всяк наклонится. (земляника)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь. Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (ветер)
Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Ночью распевает: Время считает.
(петух)
АПТЕКА
Четыре ножки, Одно тело и две спинки, На одной из спинок - Перинка для Иринки. (кровать)
в
Игры.
Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игры. Ведь именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младших
школьников, представляет для них наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.
Лото.
В комплект лото входит несколько больших карточек, расчерченных на клетки, в каждой их которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием. Непроверяемое написание в слове можно выделить каким–либо образом. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам – отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.
Правила игры:
Ученики получают по 1 большой карточки. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова – отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.
Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших карточках вместо выделенных букв делаются пропуски, которые ученики будут заполнять простым карандашом. Для того чтобы не наступило такого момента, когда ученики потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), необходимо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.
«Первый слог потерялся»
…рока (сорока) …ток (восток)
…род (народ)
…рова (корова ) …рошо(хорошо)
…род (народ,город)
…лото (болото) …нал(пенал) …рона(ворона)
…вод (завод)
…мос (космос)
…пад (запад)
…рох (горох)
Цепочка слов.
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Например: Береза – адрес – суббота – альбом – метро – огород – декабрь -рисунок - Казахстан - Наурыз – завод – деревня – ягода – Астана - апельсин – народ – долото – орех – хорошо – осина – аллея – ягнёнок – коллектив – верблюд – дорога - аромат – традиция - яблоко – овёс – сирень – ноябрь - родина
Написать (назвать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.
Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает ученикам под каждой буквой написать 3 – 4 словарных слова, начинающихся с этих букв.
Получается такая запись:
К Л М С
карандаш лестница мороз собака
капуста лопата молоко сирень
картина лисица молоток сапоги
квартира линейка магазин солдат
комната лимон метро спасибо
Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.