Просмотр содержимого документа
«"Путешествуем в слово" программа факультативного курса»
Программа факультативного курса
ПУТЕШЕСТВУЕМ В СЛОВО
6 – 7 классы
(17 часов)
Составитель:
Гапонова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы І-ІІI ступеней № 6 города Тореза, специалист высшей категории, старший учитель.
Программа курса «Путешествуем в слово» построена на нетрадиционном подходе к изучению школьного курса русского языка, вводит в школьную практику изучение раздела этимологии, что позволяет учащимся развить знания о материальной и духовной культуре русского народа.
Цель проведения факультативных занятий – заинтересовать школьников таким разделом лингвистики как этимология, научить их объяснять происхождение разных слов в русском языке (названий быта, крылатых фраз, фразеологизмов, народных пословиц и поговорок).
Автор (составитель) Гапонова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы І-ІІI ступеней № 6 города Тореза, специалист высшей категории, старший учитель.
Пояснительная записка
Программа факультативного курса по русскому языку «Путешествуем в слово» адресована учителям-языковедам, учащимся 6-7 классов общеобразовательных школ или школ с углублённым изучением лингвистических дисциплин.
Программа позволяет в большей степени реализовать принцип компетентностно ориентированного обучения, углубляет содержание курса русского языка, значительно расширяет возможности учащегося в выборе собственной образовательной траектории, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.
Программа факультатива вводит в школьную практику изучение раздела этимологии, не получившего должного отражения в программно - методических материалах по русскому языку, но востребованных современными школьниками и учителями в связи с установкой на коммуникативно-деятельностный подход к образованию.
Цель работы факультатива:
Стимулировать интерес школьников к изучению родного языка;
Расширять знания учащихся по языку, формировать лингвистическую компетенцию школьников;
Активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
Совершенствовать умения школьников работать колективно, в группах, самостоятельно.
Задания факультатива:
познакомить с начальными сведениями по этимологии как лингвистической дисциплине;
воспитывать стойкий интерес к происхождению и истории слов родного языка;
формировать умение пользоваться этимологическими справочниками и словарями;
формировать умение четко и последовательно выражать свои мысли, формулировать ответ на лингвистическую тему в научном стиле;
обогащать и активизировать словарный запас учеников
способствовать всестороннему развитию личности каждого школьника.
На факультативных занятиях ученики должны осознать роль и значение родного языка для развития человека. Этому же способствует использование межпредметного материала (история, литература, иностранные языки, изобразительное искусство ), разнообразные виды работ (соревнования, игровые и ролевые задания творческого характера, языковые загадки, шарады и тому подобное). Основными формами и методами работы на факультативных занятиях является рассказ учителя, интерактивные беседы с учениками, самостоятельная работа по исследованию происхождения слов и фразеологизмов, подготовка сообщений, моделирование ситуаций, работа со словарями, справочниками и другими источниками информации, практические и семинарские занятия.
На факультативных занятиях следует применять проблемное изложение материала, частично поисковый, исследовательский методы обучения. Учитывая возрастные особенности учеников и запас их знаний, учитель должен не только сообщать новые для детей знания, но и формулировать посильную для их понимания проблему, показывать пути её решения, подтверждать выводы удачными примерами. Ученики должны постепенно осознать способы решения проблемы, ознакомиться с основами эвристического мышления, способами творческой, поисковой работы.
Важно также показать пути развития и обогащения родного языка, рас-крыть ученикам богатство, образность родного слова, показать сокровища русского языка.
Результаты своих исследований ученики могут представить в виде самостоятельно составленных языковых викторин, выпусков стенгазет, альманахов, подготовки радиопередач языкового содержания, презентаций.
Программа факультатива рассчитана на учебный год (17 часов, 0,5 часов в неделю).
Учебно-тематический план
Название разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Вступление.
1
1
Раздел 2. Этимология.
14
8
6
Раздел 3. Итоги.
2
1
1
Всего
17
10
7
Программа факультативного курса «Путешествуем в слово»
для учащихся 6 – 7 классов
№
Название раздела, темы
Содержание учебного материала
Количество часов
Требования к уровню общеобразовательной подготовки
учащихся
1.
«Грамоте учиться -всегда пригодится»
Понятие о происхождении, лексическом и грамматическом значении слова «грамота», о становлении грамотности среди народов нашей страны, знакомство со значением фразеологизмов, содержащих слово «грамота», с отрывками из литературных произведений, рассказывающих об обучении грамоте, даёт толкование слову «азбука», узнаёт об Иване Фёдорове.
1
Учащийся:
формулирует понятие «грамота», называет качества, характеристики «грамотности», пересказывает своими словами услышанное и прочитанное, употребляя пословицы и поговорки, использует в речи выразительные и уместные словосочетания из ряда синонимических, разные по строению и цели высказывания предложения, в том числе пословицы, крылатые выражения, выступает с сообщением на изученную тему, подбирая примеры, подтверждающие
2
Этимология как раздел языкознания.
Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем. Этимологический анализ как выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение источника и времени появления слова, установление способа его образования от соответствующей производящей основы. Этимологический корень - корень, выделяемый по отношению к прошедшим эпохам развития языка.
1
Учащийся:
свободно владеет лингвистическими понятиями «этимология», «этимологический анализ», «этимологический корень», даёт указание относительно исконного или заимствованного характера слова, какого его наиболее древнее значение и какой признак был положен в основу того или иного названия.
3
Этимологические словари русского языка
Практическое занятие.
Задача этимологического словаря – разъяснение происхождения слов того или иного языка, получение ответа на вопрос, откуда именно заимствованы иноязычные слова. «Этимологический словарь русского языка» А.Преображенского, этимологический словарь русского языка М.Фасмера, «Краткий этимологический словарь руського языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской, «Этимологический словарь русского языка» под ред. Н.М.Шанского, «Этимологический словарь русского языка» Г.П.Цыганенко.
1
Учащийся:
перечисляет самые известные этимологические словари русского языка, называет фамилии учёных-лингвистов, которые занимались этимологией и являются составителями этимологических словарей, пользуется этимологическими словарями и находит необходимые лингвистические знания в них.
4
Русские фамилии
Практическое занятие.
Происхождение слова «фамилия» - от лат. семья. Кто первый придумал фамилию? Когда сложились на Руси фамилии? Работа со списком фамилий, определение исходного слова, от которого происходит определённая фамилия.
1
Учащийся:
Знает этимологию слова «фамилия», знаком с материалом, рассказывающем о формировании фамилий на Руси, устанавливает этимологический корень известных русских фамилий, умеет
5
О происхождении собственных имён.
Практическое занятие.
Ономастика - специальная наука, изучающая собственные имена. Происхождение имён собственных из существительных нарицательных. Замена «языческих» имён христианскими. Первоначальное значение наших имён. Имена славянского и нерусского происхождения, толкование их значений.
1
Учащийся:
владеет понятием «ономастика», знает основные пути происхождения имён собственных в русском языке, умеет на изученном материале построить связное высказывание, объясняет значение имён собственных
6
Имя дома твоего
Общеупотребительная лексика и предметы, которые она называет. Происхождение общеизвестных слов, которыми пользуемся ежедневно: слова, обозначающие отношения родства, предметы быта, одежды, продуктов питания.
1
Учащийся:
знает лингвистический термин « общеупотребительная лексика», знакомится с происхождением слов, обозначающих родственные отношения, предметы домашнего обихода, узнаёт первоначальное значение этих слов, находит эти слова, употреблённые в различных лексических значениях в литературных текстах.
7
Знаете ли вы, что
Происхождение, значение слов, обозначающих названия денежных единиц: «рубль», «копейка», «гривна», «алтын», «четвертная», «червонец». Примеры из литературных произведений с названиями денежных единиц. Правильное употребление при чтении и устном объяснении слов со значением денежных единиц.
1
Учащийся:
знакомится с происхождением, значением и употреблением современных денежных единиц «рубль», «гривна», «копейка», узнаёт о названии и значении устаревших слов со значением «денежная единица»
8
В стране фразеологических оборотов
Фразеологизмы как устойчивые выражения в языке. Фразеологические идиомы со словами «рука» и «голова» и их лексическое значение. Фразеологизмы из других языков, соответствующие русским. Фразеологические словари.
1
Учащийся:
повторяет сведения о фразеологизмах как устойчивых выражениях в языке, учится различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, расширяет свой словарный запас, знакомится с происхождением фразеологизмов
9
Красна речь пословицей
Практическое занятие.
Пословица – это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом. Поговорка – образное иносказательное выражение. Общее и различное в пословицах и поговорках. Происхождение пословиц и поговорок. «Польза и красота» этих призведений устного народного творчества. Употребление пословиц и поговорок в разговорной и литературной речи.
1
Учащийся:
Расширяет багатство язикового словаря путём привлечения в свою речь пословиц и поговорок, в которых отразилась мудрость народа, знакомится с происхождением пословиц, составляет тематические группы пословиц и поговорок, находит в изученных литературных произведениях выражения, ставшие пословицами и поговорками.
10
Из собственных в нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные, углубление этих лингвистических понятий. Путь некоторых нарицательных имён существительных к собственным. Предупреждение ошибок в употреблении имён существительных нарицательных и собственных.
1
Учащийся:
узнаёт о судьбе собственных имён, которые дали названия однородным предметам, т.е. стали нарицательными, находит интересные примеры в истории слов, рассказывает их и делает лингвистическое обобщение.
11
Близкие родственники
Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Развитие словарного запаса, устаревшие слова, которые имеют старославянские корни. Старославянизмы в художественных произведениях.
1
Учащийся:
знакомится с понятием «старославянизм» в современном русском языке, находит «старославянские корни» в современных русских словах, составляет цепочки слов «старославянизм - современное русское слово».
12
Слова-пришельцы
Углубление понятия «заимствованная лексика». «Слова - пришельцы», которые давно проникли в русский язык и сей час кажутся коренными русскими. Уместное использование заимствованных слов. Словари иностранных слов.
1
Учащийся:
открывает происхождение слов, которые давно проникли в русский язык и считаются «исконно русскими», но имеют иноязычное происхождение.
13
Слова из мира животных и их новые значения
Названия животных птиц, рыб, насекомых в русском языке используются для характеристики человека, для наименования разного рода вещей и приспособлений. Интерпретация слов «орёл», «сокол», «конь», «лошадь», «петух», «змея и змей», «морж» в речи и в литературе.
1
Учащийся:
расширяет кругозор, показывая на примерах, как названия животных, птиц, рыб, насекомых используются для характеристики человека, для наименования разного рода вещей и приспособлений, которые его окружают.
14
Почему не иначе?
Объяснение некоторых этимологических процессов в современном русском языке: откуда в слове ишь мягкий знак, «сдоровье» - почему так писали в старину, что такое ч в слове стричь, почему в слове лестница пишется буква т, где корень в слове солнце.
1
Учащийся:
объясняет написание того или иного слова, раскрывая этимологическое происхождение слова, анализирует лингвистические процессы, которые происходили со словом.
15
Откуда эти названия?
Практическое занятие.
Этимологическое виртуальное путешествие. Происхождение географических названий : Москва, Киев, Минск, Русь, Азия, Европа, Африка, Австралия, Америка, Антарктида, Арктика.
1
Учащийся:
знает происхождение рассмотренных географических наименований, может по этому вопросу построить связный последовательный ответ.
16
Сколько слов в русском языке?
Практическое занятие.
Работа со словарями, литературными текстами, которые помогут учащимся определится с ответом на вопрос: сколько слов русском языке.
1
Учащийся:
должен решить интереснейший вопрос языкознания о числе слов в том или ином современном языке, ответиь на вопрос, сколько же слов знает человек.
Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касткин и др., Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
Сергеев В.Н. Новые старые значения слов: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 кл.сред.шк .- М.: Просвещение, 1987
Словарь-справочник. Этимологические тайны русской орфографии. – Оренбург, 2002
Современный русский язык. Учеб. для студентов пед.институтов по спец. №2101 «Русский язык и литература» В 3-х частях Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография/ Н.М.Шанский, В.В.Иванов М.:Просвещение, 1987.
Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. В 3-х тт. Теория и некоторые частные ее приложения. Т.1. – М., 2005.
Топоров В.Н. О некоторых аспектах этимологии / Этимология. – М., 1984.
Трубачёв О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т.2. – М., 2007
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т./Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1986
Федосюк Ю. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь.- М.: Дет.лит., 1980
Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя.- М.Просвещение, 1985
Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского язика. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1971
Шелепова Л.И. Русская этимология: Теория и практика: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, испр., доп. – М., 2007
Шустер-Шевц Х. Место и проблематика этимологического исследования (по материалам славянских языков) // Этимология 1967. М.: «Наука», 1969. С. 71-79.
Этимологический словарь славянских языков (под ред. О.Н. Трубачева), тт. 1–15. М., 1974–1988
Якобссон Г. Этимология и семантика на примере нескольких древнерусских слов // Этимология 1964. М.: «Наука», 1965. С. 13–25
Электронные ресурсы
http://www.lib.com.ua/ Для учеников, учителей – электроная библиотека
http://mirslovarei.com Для учеников, учителей – мир словарей: словари и энциклопедии.
ПЕДАГОГиЧеская ПРЕсСАhttp://pedpresa.com/
Вики-ресурсы
http://eduwiki.uran.net.ru – ВикиОбразование – сетевое объединение участников учебно-воспитательного процесса
http://ru.wikipedia.org. – Википедия (англ. Wikipedia) – это открытая многоязычная вики-энциклопедия
Образовательные ресурсы
http://metodportal.net – Методичний портал. Специализированный ресурс, предназначенный для учителей.
http://www.bankportfolio.ru – банк интернет-портфолио учителей.
http://shkola.ua – Учебный портал Школа.ua. Раздел портала «Учителям» представляет методическую и учебную литературу для педагогов.
http://www.koncpekt.org.ua – Все для учителя. На сайте собраны материалы в помощь учителю-практику.
Приложение 1
Темы творческих работ
Этимология названий бытовых предметов и реалий окружающей среды.
Исконные названия вещей домашнего потребления (одеяло, еда.)
Происхождение названий транспортных средств (автобус, машина, корабль, самолет), средств общения (телеграф, телефон).
Происхождение названий животных (белка, собака, корова, верблюд. )
Этимология названий растений (тюльпан, помидор, подсолнух, бобы, акация, ежевика, календула.)
Происхождение терминов искусства (драма, комедия, опера, трио, балет, мольберт, колорит).
Происхождение названий спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, эстафета, олимпиада, цейтнот, гамбит, пенальти.)
Подготовка устного журнала «Спортивные игры: происхождение названий»
Этимология понятий торговли (базар, магазин, ярмарка, магазин, гастроном, универмаг).
Этимология слов, широко употребляемых в школьной жизни (школа, парта, тетрадь, директор, учитель, ученик, урок.)
Происхождение и значение известных ученикам лингвистических терминов (фонетика, орфоэпия, префикс, корень…)
Приложение 2
Образцы заданий
Объясните значения следующих существительных, образовавшихся от собственных имён : будёновка, мичуринец, стахановец, толстовка, макинтош, лодырь, дизель и т.д.
Все эти онегины, печорины, обломовы были действительно «лишними людьми». Почему в этом предложении фамилии написаны с малой буквы?
Многие строки из басен И.А.Крылова стали пословицами и поговорками. Продолжите список :
У сильного всегда бессильный виноват.
Услужливый дурак опаснее врага.
Худые песни соловью в когтях у кошки.
О каком человеке говорят :
Из семи печей хлеб едал.
Был под конём и на коне.
Прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы.
Из воды сухим выйдет.
Щи из топора сварит.
Малый не промах.
Он себе на уме.
Его на мякине не проведешь.
Объяснить словосочетания: грамотный человек, грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертёж, грамотный ученик.
Определить значение фразеологизмов: филькина грамота, китайская грамота.
В каком значении употреблено слово грамота?
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С.Пушкин)
Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А.С.Пушкин)
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
Объяснить пословицу : «Писать – то я пишу, а читать в лавочку ношу»
Дополните список фразеологизмов со словом рука: рука об руку, набить руку, золотые руки, рука волю давать, дать руку на отсечение, на руках носить, взять себя в руки, дело из рук валится, как рукой сняло, на все руки мастер, на руку не чист, не с руки, правая рука, рукой подать, сбыть с рук, руки наложить на себя, руки марать, сойти с рук, рука руку моет, не покладая рук, сидеть сложа руки, умыть руки.
Дополните список фразеологизмов со словом голова: человек с головой, горячая голова, быть на голову выше, в первую голову, выдать с головой, повесить голову, голова кругом идёт, из головы вон, как снег на голову, ломать голову, поднять голову, с больной головы на здоровую, потерять голову, с ног до головы, сложить голову.
Вспомнить и составить по двум данным словам пословицы и поговорки.
Подберите к старославянизмам русские слова с тем же корнем: гласный, деяние, прохлада, мрачный, прибрежный, воззвание, позлащённый, влачить, стража, обрада.
Что означають выделенные слова в следующих выражениях: беречь как зеницу ока, выучить «отселе и доселе»,сию минуту, предать забвенью, стоит, как изваяние, на лоне природы, со всем тщанием, узы дружбы, чаяния народа.
Объясните что значит этот «металл» в людях: стальная воля, железные мускулы, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слёзы, серебряный голос, оловянные глаза, луженая глотка, бронзовая кожа.
Подберите синонимы к фразеологическим сочетаниям: ставить точку над «i», обвести вокруг пальца, сесть в лужу, стричь под одну гребёнку, навострить лыжи, держать язык за зубами, узелок на память, зарубить на носу.
Прочитать пословицы. Предложить учащимся ответить на вопросы словами пословиц.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамота не злом, а правдой сильна. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Для чего нужна человеку грамота?
Чем «сильна» грамота?
Какой совет дают пословицы?
Подобрать 5-6 устойчивых сочетаний с повторяющимися словами.
Для справок. С минуты на минуту, око за око, зуб за зуб, из года в год, со дня на день, в конце концов.
Игра «Кто быстрее?». Подобрать по 10 фразеологизмов с общим для них словом (существительным нога, нос, язык, ухо, зуб и т.д.)
Раскрыть смысл пословиц.
Труд всегда даёт, а лень только берёт. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Где обман, там правды нет.
Игра по подбору пословиц и поговорок, связанных с временами года (или отдельными месяцами).