Программа факультативного курса по русскому языку и развитию речи "Путешествие в страну слов" 3, 4 класс
Программа факультативного курса по русскому языку и развитию речи "Путешествие в страну слов" 3, 4 класс
Цели программы: Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала. Содействовать развитию речи обучающихся, повышать уровень языкового развития. Сформировать готовность к социализации в окружающем мире благодаря правильному овладению речью и русским языком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку и развитию речи "Путешествие в страну слов" 3, 4 класс»
Программа факультативного курса
3, 4 классов
"Путешествие в страну слов"
(русский язык, развитие речи)
составила Ефимова Т. А.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Цели программы: Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала. Содействовать развитию речи обучающихся, повышать уровень языкового развития. Сформировать готовность к социализации в окружающем мире благодаря правильному овладению речью и русским языком.
Содержательная основа курса cоставлена на основе учебного пособия для учителей Н. Н. Ушаков "Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах" Просвещение, Москва, 1971; книг для учащихся Голуб И. Б., Н. Н. Ушаков "Путешествие по стране слов" Просвещение, Москва, 1992; Рудняньский "Как учиться?" Просвещение, Москва, 1992; "Секреты орфографии" Граник Г. Г., С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая Просвещение, Москва, 1991; "Тайны гениев" М. Казиник, Новый акрополь, Москва, 2015.
Основная идея заключается в удовлетворении познавательного интереса обучающихся в области русского языка при освоении материала повышенного уровня, развитии творческих способностей.
Общая характеристика содержания
Виды учебной деятельности: участие в работе кружка, исследовательская и проектная деятельность, самооценка, игры, драматизация.
Планируемый результат: сформированный интерес к русскому языку, к чтению научно-популярной, художественной литературы; высокий уровень социализации в окружающем мире; развитые умения исследовательской и проектной деятельности, планирование и самооценки своей и групповой работы.
Курс рассчитан на 2 учебных года с 3 по 4 класс по 2 часа в неделю на 30 учебных недель в учебном году.
Общие положения программы курса
Программа курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Учет возрастных особенностей проявляется в постепенном усложнении заданий, которые требуют от ребенка все более и более углубленного подхода к осмыслению и использованию личного опыта и приобретенных знаний и умений при решении учебных задач в условиях школьной жизни. Учет индивидуальных особенностей заключается в предоставлении каждому ребенку возможности: участвовать в организации, подготовке общественных праздников, конкурсов, связанных с изучением русского языка; обращаться (при необходимости) за помощью взрослых или одноклассников при выполнении заданий повышенной сложности и их оформлении; выполнять или не выполнять то или другое задание. Программа курса связана с содержанием учебного предмета «Русский язык», а также предлагает темы, выходящие за пределы программы (углубленный уровень). Эти темы способствуют формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания и о русском языке как языке межнационального общения. Занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему увидеть, как живет слово в тексте. В каждом учебном году курса можно выделить ведущее направление: 1 год (3 класс) - наблюдение над звуковой стороной слова, тематическая группировка слов, значение слова; 2 год (4 класс) - знакомство с происхождением слова, архаизмами и неологизмами. Темы "Родственные слова", " Части речи", "Состав слова" являются сквозными на протяжении всего курса. Общее направление занятий - наблюдение над содержательной стороной слова - позволяет попутно затронуть темы, выходящие за пределы школьной программы, например: историю письменности, книгопечатания.
Результаты освоения курса
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на русский язык как средство развития культуры народов, населяющих Россию; овладение первоначальными нормами и правилами речевого этикета; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях языка как средства изучения процессов и явлений окружающего мира; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Тематическое планирование.
3 класс
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1
В мире безмолвия и неведомых звуков
1
03.10.17
2
В мире безмолвия и неведомых звуков
1
05.10.17
3
Как обходились без письма?
1
10.10.17
4
Древние письмена
1
12.10.17
5
В страну слов. Первые встречи
1
17.10.17
6
В страну слов. Первые встречи
1
19.10.17
7
К тайнам волшебных слов.
1
23.10.17
8
К тайнам волшебных слов.
1
26.10.17
9
Выбор друзей в Стране Слов
1
07.11.17
10
Выбор друзей в Стране Слов
1
09.11.17
11
К несметным сокровищам Страны Слов
1
14.11.17
12
К несметным сокровищам Страны Слов
1
16.11.17
13
Чудесные превращения слов
1
21.11.17
14
Чудесные превращения слов
1
24.11.17
15
В гости к Алфавиту
1
28.11.17
16
В гости к Алфавиту
1
30.11.17
17
Кто - кто в алфавите живет?
1
05.12.17
18
Меня зовут фонема
1
07.12.17
19
К тайнам звуков и букв
1
12.12.17
20
К тайнам звуков и букв. Для всех ли фонем есть буквы.