kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Произведения устного народного творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование устного народного творчества на уроках русского языка позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности и даёт возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Произведения устного народного творчества»

ТЕМА: ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА


Аннотация


В данной работе рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, касающиеся к теме устного народного творчества при развитии речи учащихся.

В введении дана характеристика и определение таким понятиям, что самого начала речь возникает как средство общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира.

Основная часть содержит материалы, которые отвечает по содержанию темы. В содержании работы проанализированы условия успешности развития речи, виды малых жанров устного народного творчества в развитие речи.

Использование устного народного творчества на уроках русского языка позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности и даёт возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.









Cодержание

1. Введение.

2. Основная часть.

2. 1. Использование произведений устного народного творчества в развитии речи учащихся.

2. 2. Виды малых жанров устного народного творчества.

2. 3. Роль устного народного творчества в развитии детей.

3. Заключение и рекомендации.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.



































Введение

Устное народное творчество – драгоценное духовное наследие каждой наций, созданное веками. По значению устное народное творчество приближается к художественной литературе. Во всех его жанрах слово – главный способ выражения.

Возникает вопрос о различиях между литературой и фольклором. Фольклор отличается от литературы своим жизненным содержанием, идейным смыслом и художественностью. В основных жанрах фольклора сохранены синкретики искусства. Кроме того, некоторые жанры фольклора не встречаются в письменной литературе.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

Актуальность нашей работы- развитие речи определяется практической необходимостью в совершенствовании методики работы над произведениями фольклора в школе. Объектом исследования является совместная деятельность учителя и учащихся в процессе использования произведений фольклорного жанра на уроках чтения в школе.

Цель работы состоит в выявлении методических условий, разработке, обосновании и экспериментальной проверке системы творческих заданий, способствующих формированию у школьников представления о произведениях фольклорного жанра.

С самого начала речь возникает как средство общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё более усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Работа по развитию речи многогранна. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добывается успехов в обучении и воспитании.

Основная часть

2. 1. Использование произведений устного народного творчества в развитии речи учащихся.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитание детей. Оно оказывает огромные значение на развитии и обогащение речи учащихся. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества– потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений.

Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза – дерева. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх.

Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, ведро), об орудиях труда (топор, пила, коса), небесных светилах (солнце, луна, звёзды), явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки.

В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например, Золотое солнышко”, “Земелюшка добра”, “курочка - рябушечка”, “светлые берёзы”. Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.

Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к совершенствованию речи, особенно в сомостоятельной деятельности.

При ознакомлении с устным народным творчеством ребёнок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребёнок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно чётко и слова, переносить эти навыки в обычную разгаворную речь. Этому способствуют читоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.

Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.

Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стохотворения, используя различные виды предложений последовательно излагать свои мысли при раззказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.

Гипотеза исследования: процесс изучения загадки как малого фольклорного жанра на уроках чтения вначальной школе может быть более эффективным если:

      • изучить литературу о специфики жанра загадки;

      • проанализировать учебные программы по чтению для начальной школы;

      • выявить уровень представлений детей о понятии загадка”, о загадке как жанре литературы;

      • обучить выявлению жанровых особенностей загадки, приёмов построения в ней художественных образов;

      • обучить методике отгадывания загадки;

      • использовать полученные знания в самостоятельном литературном творчестве. Для достижения данной цели и проверки гипотезы решаются следующие задачи:

      • дать литературоведческую характеристику загадке как малого фольклорного жанра;

      • уточнить роль и место работы над загадкой в структуре обучения чтению в начальной школе;

      • определить уровень умений и навыков учащихся в работе над загадкой;

      • разработать систему заданий и упражнений работы над загадкой как малым фольклорным жанрам;

      • экспериментально проверить эффективность системы формирования представлений о загадке как малом жанре фольклора.

Теоретика – методологической основой исследования явились положения психологии, педагогики, лингвистики и методика преподавания чтения в национальной школе. В процессе исследования были использованы следующие методы:

  • анализ лингвометодической и психолого– педагогической литературы по теме исследования;

  • наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

  • экспериментальный метод (проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента);

  • статистический метод (количественная обработка результатов экспериментального исследования).

2. 2. Виды малых жанров фольклора

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка «фольклор» – это народное значение, мудрость. То есть устное народное творчество – все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьёзные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопроваждают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Например, когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге;

Топ, топ, топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ

Потешка- песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потемки, как пестушки, сопровождаю развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме пробудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку новые гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Сорока»

Сорока-ворона

Кашу варила

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала

Прибаутка (от слова баять-то есть рассказывать) стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку. Например,

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела

Пословицы- малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Хлеб-всему голова.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Семеро одного не ждут

Сытый голодному не товарищ

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Краткость – сестра таланта

Поговорка – это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски свойствам, фактам, вещам и ситуациям. Например,

«ломать голову» (усердно думать в поисках решения)

-Целый день ломаю голову, где же я ошибся?

«кот наплакал» (очень мало)

-Ходил получать зарплату, а зарплаты кот наплакал

«делать из мухи слона» (преувеличивать значение фактов)

-Ты делаешь из мухи слона

«остаться м носом» (быть обманутым)

-Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино с носом

«когда рак на горе свистнет» (никогда)

-я подарю тебе эту машину, когда кар на горе свистнет

Пословица – это целое предложение со смыслом, а поговорка – лишь красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление. Поговорка – просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить, другими словами.

Заклички - один из видов развлекательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила

Руки, ноги отморозила.

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка- элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации с читалки очень важен ритм.

Аты-баты, мысолдаты, Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили, Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.

Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это.

Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки еще называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции.

Цыплята и курица, пьют чай на улице.

Тише, мыши. Тише мыши.

Кто сидит на нашей крыше.

Загадка– как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явление, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описываются через другой на основе схожих черт: «Висит груша – нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребёнка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогают ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литература, развивает и обогащает речь. Систематическая работа над пословицей очень многое даёт учащимся. Они учатся собирать народные изречения, относить их к определённой теме, анализировать их смысл, понимать их, использовать их в речи по ситуациям.

2. 3. Роль устного народного творчество в развитии детей

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Огромное значение на развитие речи ребёнка влияют произведения устного народного творчества.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мыли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания. Следует помнить. Что пословицы воспитывают у учащихся чувства доброты, милосердия, уважения к русскому народу, создавшему такие пословицы.

Скороговорки учат чётко, быстро правильно говорить, хотя остаются в тоже время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова: на дворе трава, на траве дрова.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счёт многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том, что такое переносное значение слова. Разгадывание загадок помогает ребёнку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение чётко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребёнка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Слушая сказки, дети глубако сочувствуют персонажам, протестует против зла. Сказки пробуждают в ребёнке чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопережение, желание защитить помочь. Из сказки ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Таким образом, помогая ребёнку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребёнка.

На уроках русского языка я подбираю пословицы в качестве речевого материала для закрепления грамматических тем, особенно при изучении темы «Имена существительные». Ведь во всех пословицах и поговорках участвуют имена существительные. Например, Хлеб – всему голова. Терпенье и труд – рядом идут. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мир, что огород: всё в нём растёт.  Хлеб питает тело, а книга питает разум. Отец сына не на худо учит. Книга – лучший товарищ. Молчание - золото. Дом без книг – голова без мыслей. Землю солнце красит, а человека – труд. Счастье – дороже богатства. От школьного порога – к знаниям дорога.

Тема «Как выразить просьбу, совет, приказ»

Сперва подумай, а потом скажи. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не оставляй друга в беде. Не ищи правду в других, коли в тебе её нет. Добро помни, а зло забывай. Живи своим трудом, а не чужим добром. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Держи ноги в тепле, а голову - в холоде. Готовь сани летом, а телегу – зимой. Кончил дело – гуляй смело. Родина – мать, умей её защищать. Уважай учителя как родителя.

Тема «Имена прилагательные»

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Мудрым никто не родился, а научился. Братская любовь крепче каменных стен. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. Доброе дело на век. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Ласковое слово – что весенний день. Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает. Хорошую речь – хорошо и слушать.

Тема «Глагол».

Дом построить – не шапку на голову надеть. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Глаза боятся, а руки делают. Любишь кататься, люби и саночки возить. Век живи – век учись. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Кто много читает, тот много знает. Взялся за дело, доведи его до конца. Поспешишь – людей насмешишь. Мир строит, а война разрушает. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

Тема «Имена числительные».

Семеро одного не ждут. Одна пчела немного мёду натаскает. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Пословиц и поговорок в русском языке много и тематика их разнообразна. Каждый педагог может подобрать свой материал к любой изучаемой теме в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач к конкретному занятию.
Приемы работ с пословицами и поговорками.
1. «Собери пословицу».

Из данных слов  собрать пословицу:

товарища, а, погибай, выручай, сам.

дело, гуляй, смело, сделал.
испортишь, не, кашу, маслом.
2. «Исправь пословицу».
Исправление речевой ошибки: 
Смелый побеждает, трус погибаeт.
Одна у человека мать, один у него и Родина.

Правда в огне горит, и в воде тонет..
3. «Соедини начало и конец пословицы».
В левом столбике даны первые части пословиц и поговорок, в правом  столбике вразброс даны вторые части:

Любишь кататься,                а телегу зимой.
Готовь сани летом,                          кто ничего не делает.    
Тот не ошибается,                          люби и саночки возить.
4. «Закончи пословицу».
Учитель произносит часть пословицы, а по второй задаёт вопрос. Учащиеся должны вспомнить пословицу и сказать её полностью:

Человек от лени болеет,  а как труд влияет на человека?
Золото добывают из земли, а знания откуда?
Чтоб в почёте быть, как надо к труду относиться?
5. «Подбери фразу к пословице».
Пословицы записываются столбиком, а рядом фразы. Нужно соотнести смысл фразы с пословицами и подобрать фразу к пословице, которая выражает ту же мысль.
Пословицы:
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Работа без ума никому не нужна.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Фразы:
Непродуманная работа бесполезна.
Чтобы вкусно покушать, нужно хорошо поработать.
От безделья и время тянется долго.
7. «Сделай правильный выбор».
Даётся пословица без последнего слова, нужно выбрать из предложенных вариантов:
Дорогу осилит…   а) спортсмен, б) путешественник, в) идущий.
Не всё золото, что… а) закопано, б) на ушах, в) блестит.
Смелость города …   а) знает, б) берёт, в) награждает.
8. «Назови общую тему пословиц».
Даются пословицы, детям нужно назвать тему, которой они объеденены.

С книгой жить, век не тужить

Книга – ключ к знаниям.

Книги читать – скуки не знать. (Тема «Книги»)

9. «Поиск соответствий»

При использовании приёма «Поиск соответствий» от обучающихся требуется определить соответствие слова или выражения предложенному описанию, это хороший приём для закрепления смысла понятий.


Постоянная и систематическая работа в узбекской школе много даёт учащимся. Они учатся находить народные изречения в учебниках русского языка, классифицировать их по темам, анализировать смысл, понимать их, использовать их в речи по ситуациям. Это обогащает их речь, повышает общий уровень, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, народу, создавшему такие мудрые изречения.

Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка. Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников.… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к нему привыкли и тем самым, очевидно обесценили. Основной задачей учителя является: научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Но как?         Педагоги и психологи прошлого считают, что именно фольклор    является богатейшим материалом для развития речи младшего школьника.  






Заключение и рекомендации


Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания учащихся их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у учащихся формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению русской речью.

Развитие речи всегда являлась фиксатором знаний учащихся в области изучаемого языка и в этой роли она составляет важную часть учебного процесса, особенно необходимую при обучении учащихся, для которых рассказ или пересказ услышанного, или прочитанного является привычной опорой запоминания материала.

Речь в результате всего должна точно, логично, выразительно, доступно передавать то, что замыслил автор того или иного высказывания. Русский язык является одним из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, учащиеся должны уметь выбирать точные и нужные слова для пересказа прочитанного. Все люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом. При общении происходит взаимодействие по меньшей мере двух личностей.

Общение– важнейший фактор не только становления и самосовершенствования человека, но и его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение – универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря общению человек приобретает свой неповторимый набор личностно – деловых качеств.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли.


Список использованной литературы


1. Методика развития речи на уроках русского языка. Т. А. Ладыженская М.1980г.

2. Методика развития речи школьников М. Р. Львов.

3. Учебное пособие по русскому языку М. Э. Рожнова, У. Т. Яминова.

4. Журнал Преподавание языка и литературы” №2 2016

5. Журнал Преподавание языка и литературы” №3 2016

6. Методическое пособие для учителей. Русский язык. 5-класс Ю. Ю. Мусурманова 2016г.

7. Учебник. Русский язык 5-класс Ю. Ю. Мусурманова Ташкент 2016г.


18


Просмотр содержимого презентации
«Произведения устного народного творчества»

Произведения устного народного творчества

Произведения устного народного творчества

Использование устного народного творчества на уроках русского языка позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности и даёт возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность .

Использование устного народного творчества на уроках русского языка позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности и даёт возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность .

Запоминание устного народного творчества оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире.

Запоминание устного народного творчества оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире.

Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности фольклорных произведений. В переводе с английского языка « фольклор » – это народное значение, мудрость.
  • Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности фольклорных произведений.
  • В переводе с английского языка « фольклор » – это народное значение, мудрость.
Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопроваждают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.  Например Большие ноги Шли по дороге; Топ, топ, топ Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ, топ, топ, топ
  • Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопроваждают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
  • Например
  • Большие ноги
  • Шли по дороге;
  • Топ, топ, топ
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке
  • Топ, топ, топ, топ
Потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки помогают привить ребенку новые гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. «Сорока» Сорока-ворона Кашу варила Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала
  • Потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки помогают привить ребенку новые гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
  • «Сорока»
  • Сорока-ворона
  • Кашу варила
  • Деток кормила:
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • А этому не дала
Прибаутка (от слова баять-то есть рассказывать) стихотворная, короткая, веселая история, которую рассказывает мама своему ребенку. Например, Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела
  • Прибаутка (от слова баять-то есть рассказывать) стихотворная, короткая, веселая история, которую рассказывает мама своему ребенку. Например,
  • Сова, совинька, сова,
  • Большая голова,
  • На колу сидела,
  • В стороны глядела,
  • Головой вертела
Пословицы - малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.  Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Семеро одного не ждут За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь Краткость – сестра таланта
  • Пословицы - малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Семеро одного не ждут
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
  • Краткость – сестра таланта
Поговорка – это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. «ломать голову» (усердно думать в поисках решения) «кот наплакал» (очень мало) «делать из мухи слона» (преувеличивать значение фактов) «остаться с носом» (быть обманутым)
  • Поговорка – это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется.
  • «ломать голову» (усердно думать в поисках решения)
  • «кот наплакал» (очень мало)
  • «делать из мухи слона» (преувеличивать значение фактов)
  • «остаться с носом» (быть обманутым)
Пословица – это целое предложение со смыслом, а поговорка – лишь красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
  • Пословица – это целое предложение со смыслом, а поговорка – лишь красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Аты-баты, мы солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили, Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.
  • Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
  • Аты-баты, мы солдаты,
  • Аты-баты, на базар.
  • Аты-баты, что купили,
  • Аты-баты, самовар.
  • Аты-баты, сколько стоит?
  • Аты-баты, три рубля.
  • Аты-баты, он какой?
  • Аты-баты, золотой.
Скороговорка – стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.  1.Цыплята и курица, пьют чай на улице. 2.Тише, мыши. Тише мыши.
  • Скороговорка – стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
  • 1.Цыплята и курица, пьют чай на улице.
  • 2.Тише, мыши. Тише мыши.

Кто сидит на нашей крыше .

Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадки –полезное упражнение для ума. «Висит груша – нельзя скушать» (лампа).  «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик»
  • Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадки –полезное упражнение для ума.
  • «Висит груша – нельзя скушать» (лампа).
  • «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик»

(ножницы).

Используя в своей речи жанры фольклора , дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания. Они воспитывают у учащихся чувства доброты, милосердия, уважения и т.д

Используя в своей речи жанры фольклора , дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания. Они воспитывают у учащихся чувства доброты, милосердия, уважения и т.д

Помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Произведения устного народного творчества

Автор: Жумаев Шухрат Бобоназарович

Дата: 10.10.2020

Номер свидетельства: 559542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытый урок: " Устное народное творчество " "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "140498"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962068"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Образ кошки в устном народном творчестве" "
    ["seo_title"] => string(52) "proiekt-obraz-koshki-v-ustnom-narodnom-tvorchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "105665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402901953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Былины как жанр устного народного творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "byliny-kak-zhanr-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "119789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413525072"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Открытый урок по чтению "Устное народное творчество. Загадки." 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-chtieniiu-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zaghadki-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104134"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402670516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства