kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Учись писать грамотно" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Учись писать грамотно" 5 класс»

КГУ «Специализированная школа-лицей №34 для одаренных детей» управления образования ВКО








ПРОГРАММА

По работе с одарёнными детьми


Школа одарённого ребенка

русский язык


«Учись писать грамотно»

5 класс






Учитель: Никитина Н. И

Магистр филологии

Количество часов – 34 (1 час в неделю)









Усть-Каменогорск

2013/14 учебный год





Пояснительная записка

История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.

Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.

Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным. Существенно поможет в этом настоящее пособие.

Программа курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.

Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского языка»., М., «Просвещение», 2002г.

Цель курса: расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи.

Задачи курса: обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».

Методы и приемы: С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 11-12 лет. Дети принимаются по желанию заниматься дополнительно изучением русского языка и развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 34 часа.

Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.

Формы прведения занятий: Лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.

Виды контроля: Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет. Защита исследовательской работы.

 Актуальность: Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Изложенный в программе материал может быть использован не только на занятиях шора, но и на уроках, особенно при изучении «скучных» тем. Игры и игровые задания способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.

В программе представлены 34 темы, которые содержат примерный текст сообщения (беседы) по теме, а также упражнения и игры. Резервные уроки.

Игровые занятия под общим названием «Умники и умницы» - это комплексы заданий, позволяющие на определенных этапах закреплять и повторять то, что было выучено прежде.

Занятия проводятся с постоянным составом детей в количестве 10 - 15 человек 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения. В дальнейшем предполагается продолжение работы с учащимися 6, 7-8, 9, 10-11 классов.

Список использованной литературы

1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1963.

2. Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.

3. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.

5. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.6. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
















Содержание курса

1.Язык и речь – чудо из чудес. Основные принципы русской орфографии

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно.

Основные принципы русской орфографии.


2.Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые ударением. Непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова

Развитие орфографической зоркости путем тренировочных упражнении.


3.Решение олимпиадных заданий

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Наиболее трудные орфографические правила.

4.Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные словаВыполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.

5. О славянах и других народах

Славяне селились на обширных землях; это повлияет и на наш язык (богатство лексики, полногласие, звучность). О количестве гласных и согласных звуков.

В русском языке много слов, заимствованных из других языков.



6.Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



7. Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

Выполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.



8.Звукопись. Правописание слов с приставками пре- и при-

Слова создаются при помощи звуков. Отдельный звук речи, если он не используется как слово (союз, предлог, частица, междометие), ничего не значит, не имеет никакого смысла. Скороговорки. Шипящие. Правописание приставок – пре и –при.


9.Письмо - величайшее изобретение человека

Письмо относится к величайшему изобретению человека. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове.



10.Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.





11.Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова

Выполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.



12. Алфавит. Буквы о – ё после шипящих в корне слова

Основной материал: русское слово азбука – синоним слова алфавит. Метаграммы. Раскинем умом. Тренировочные упражнения на правописание буквы о- ё после шипящих в корне слова.


13. Тренировочные упражнения. Диктант

Упражнения по правилам. Диктант с самопроверкой.


14.«Хитрый» звук йот

Основная часть: Среди всех согласных звуков русского языка выделяется один, отличающийся от других тем, что у него нет своего определенного обозначения, своей буквы. Приятное соседство согласных. Раскинем умом. Фокусы мягкого знака (ь).


15. Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



16. Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова

Выполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.



17. Чудеса с парными согласными

Основная часть: звонкие, глухие согласные; непроизносимые согласные;

Слившиеся звуки. В русском языке буква щ и сочетания согласных шч, жч, стч, зч обозначают один и тот же звук – долгий мягкий согласный [ш']; Шипучий диктант.


18.Решение олимпиадных заданий. Проекты

Подготовка детей к участию в олимпиадах. Памятка по оформлению проекта. Темы исследовательских работ.


19. «Пульс» в слове. Строение слога

Основная часть: Три особенности русского ударения. Раскинем умом. Строение слога.

Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога.



20. Полногласие. Буквы и – ы после ц

Основная часть: полногласие, неполногласие. В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. Буквы и – ы после ц. Устный орфографический разбор.


21. Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



22. Жизнь слова. Правописание сложных слов, соединительные гласные

Теоретичексий материал. Происхождение слов раскрывает перед нами целые картины из жизни наших предков. Составление алгаритма правописания сложных слов с соединительной гласной.


23.Игра «Умники и умницы по пройденному материалу. Проекты (1 часть)

Игра по изученным правилам. Защита проектов 1 часть.


24.Пунктуация. Диктант

Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов. Диктант.


25. Словообразование: смотри в корень!

При первом знакомстве с языком главное внимание обращают не столько на звуковой состав слов, сколько на морфемы – минимальные значимые части слов (имеющие значение).

Определите слова с корнем – вод– по их значению. Тренировочные упражнения.


26. Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



27.Словообразование: служебные морфемы

Суффиксы и приставки многое могут рассказать нам о слове. От репетиции до концерта: пиставка ре и приставка кон. Тренировочные упражнения.


28.Словообразование: приставки

Значение приставок. Употребление глаголов «одень», «надеть». Полезная гаплология. Происхождение слов.


29.Решение олимпиадных заданий. Словарный диктант

Подготовка детей к участию в олимпиадах. Итоговый словарный диктант.



30. Морфология Существительные: категория числа

Основная часть: морфология. Род имен существительных. Общий род имен существительных. Раскинем умом. Существительные: категория числа.


31. Существительные: категория падежа

Основная часть: морфология. Падеж имен существительных. Общий род имен существительных. Раскинем умом. Существительные: категория падежа. Тренировочные упражнения.


32.Преданность прилагательных

Основная часть: теоретический материал. Верните их обратно: субстантивированные прилагательные и причастия. Прилагательные-эпитеты. Прилагательные: полные и краткие формы, отличие.



33. Живость глаголов. Глаголы труда

Основная часть: теоретический материал. Возвратность глагола. Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Тренировочные упражнения.


34.Итоговый урок. Защита проектов.

Контрольная работа по изученным темам. Защита ученических исследовательских работ.




Учебно-тематический план


5 класс

Содержание занятия


Кол-во

Умения и навыки

1

Язык и речь – чудо из чудес. Основные принципы русской орфографии

1

Умение прогнозировать конечный результат, ставить цели.

2

Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые ударением. Непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова

1

Развитие орфографической зоркости.

Умение применять правило на данную орфограмму.

3

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

4

Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Работа со словарными словами

5

О славянах и других народах


1

Знать особенности славянских языков. Уметь выявлять заимствованные слова из других языков.

6

Решение олимпиадных заданий

1

Знание теоретического материала, изученного на предыдущих урока. Умение применять на проактике полученные знания.

7

Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Уметь грамотно писать словарные слова

8

Звукопись. Правописание слов с приставками пре- и при-


1

Знать правило правописание приставок пре-при; знать правило фонетичоского анализа слова; уметь правильно применять изученный материал на практике

9

Письмо - величайшее изобретение человека

1

Знать истоки изобретения письма; уметь грамотно отвечать на поставленные вопрсы, используя теоретический материал

10

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

11

Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова


1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Уметь грамотно писать словарные слова

12

Алфавит. Буквы о – ё после шипящих в корне слова

1

Знать условия выбора гласной после шипящих в корне слова; уметь правильно писать в корне слова гласную о –ё; работать над орфоэпическими нормами; составлять предложения по заданию

13

Тренировочные упражнения. Диктант

1

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

14

«Хитрый» звук йот


1

Знать сведения о твердом и мягком знаке; правописание орфограмм на это правило; уметь применять на письме, изученное правило; выполнять морфемный и морфологический разбор

15

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

16

Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова


1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Уметь грамотно писать словарные слова

17

Чудеса с парными согласными

1

Знать правило правописания согласных в слова; уметь применять на письме, изученное правило; выполнять морфемный и морфологический разбор

18

Решение олимпиадных заданий. Проекты


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; уметь представлять исследовательский проект, сопровождая выступления презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

19

«Пульс» в слове. Строение слога


1

Знать основные правила орфоэпии; уметь применять эти правила в своей речи; выполнять морфемный и морфологический разбор

20

Полногласие. Буквы и – ы после ц

1

Знать условия выбора гласной после ц; уметь правильно писать выбранную гласную в корне, суффиксе, окончании; работать над орфоэпическими нормами; составлять предложения по заданию

21

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

22

Жизнь слова. Правописание сложных слов, соединительные гласные

1

Знать правило правописания сложных слов с соединительной гласной; уметь применять на письме, изученное правило; выполнять морфемный и морфологический разбор

23

Игра «Умники и умницы по пройденному материалу. Проекты (1 часть)


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; уметь представлять исследовательский проект, сопровождая выступления презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

24

Пунктуация. Диктант


1

Знать изученные пунктограммы; роль знаков препинания в тексте; уметь определять синтаксическую роль различных частей речи; писать под диктовку

25

Словообразование: смотри в корень!


1

Знать основные правила словообразования; выполнять морфемный и морфологический разбор

26

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

27

Словообразование: служебные морфемы



1

Знать способы образования слов, значение приставок; выполнять морфемный и морфологический разбор; работать над орфоэпическими нормами;

28

Словообразование: приставки

1

Знать способы образования слов, значение приставок; выполнять морфемный и морфологический разбор; работать над орфоэпическими нормами;

29

Решение олимпиадных заданий. Словарный диктант

1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; знать правильное написание словарных слов.

30

Морфология Существительные: категория числа


1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки имени существительного; роль в речи; уметь распознавать род и число имен существительных, правильно употреблять в речи.

31

Существительные: категория падежа


1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки имени существительного; роль в речи; уметь распознавать род и число имен существительных, правильно употреблять в речи.

32

Преданность прилагательных


1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных; роль прилагательных в речи; уметь правильно употреблять в речи.

33

Живость глаголов. Глаголы труда

1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки глаголов; роль глаголов в речи; уметь правильно употреблять в речи

34

Итоговый урок. Защита проектов.


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; уметь представлять исследовательский проект, сопровождая выступления презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования


Итого

34



Пример урока


  • Тема 1. Язык и речь – чудо из чудес. Основные принципы русской орфографии

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”; развитие письменной и устной монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса, обучение выразительному чтению, интонационному разнообразию; развитие образного, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.

Ход урока

1.Основная часть:

А) Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно. Ежедневно мы получаем информацию посредством написанных где-либо слов – читаем книги, газеты и журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески, рекламу и т. д. Гораздо чаще мы пользуемся устной речью – когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык. Каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Для людей это обычное дело – говорить, разговаривать. Так же естественно, как совершать движения, смеяться, петь… Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Слова состоят из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки [о], [м], [д]. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке – [д], [о], [м], как всякий (говорящий по-русски) поймет, что вы сообщаете о строении, в котором живут люди. Почему так происходит? Много тысяч лет назад звуки, произносимые древними людьми, постепенно становились звуками речи – складывались в определенном порядке, в слова, приобретая определенное значение, называя какой-либо предмет или процесс, какое-то свойство.

Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове кот на первом месте звук [к], на втором – [о], на третьем – [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (бот, кол) или исключим (от, ко), или прибавим (скот), то вместо первоначального слова будем иметь совершенно новые слова (или ничего не получится, кроме набора звуков). Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.

Нужно помнить и о том, что в каждом языке какое-либо понятие обозначается «своим» словом, состоящим из других звуков сравнительно с русским языком. Получается, что понятие одно, а слова разные. Так возникает разнообразие языков.

Б) Высказывания о русском языке (объясните, как вы понимаете)

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л. Н. Толстой?)

…Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В. Г. Белинский?)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. (А. С. Пушкин?)


2.Тренировочные упражнения:

А) Кто больше? (работаем в тетради) Учитель произносит вслух односложное или двусложное слово и предлагает заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Кто подберет наибольшее количество слов, оценивается.

домварианты: том, ком, лом, сом, ром, жом; дым; дол, дог, Дон, дот

гораварианты: кора, пора, нора; горн, горе

бокварианты: кок, док, рок, сок, ток, шок; бак, бук, бек; боб, бог, бор, бот

кочкаварианты: дочка, бочка, мочка, ночка, почка, точка; качка; кошка, конка, корка


3.Основная часть:

А) Звуки речи. Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков – типов, называемых в науке фонемами. В русском языке 41 фонема.

Звуки делятся на две неравные группы: большую из них образуют согласные, а меньшую – гласные. Их роль в слоге различна: гласные – это звуки, состоящие из голоса и шума и образующие слог; согласные – это звуки, встречающиеся в слоге только с гласными, о чем свидетельствует и их название: согласный, то есть вместе с гласным (как и соавтор, соученик, собеседник). Различно и их произношение.

Как произносятся гласные и согласные звуки? Представьте, что из трубы выливается вода. Попробуйте у края трубы создать препятствие – напор воды усилится. То же происходит и при произнесении согласных звуков. Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Проверить это легко: достаточно на тупой конец карандаша положить маленькую, согнутую в виде буквы г бумажку, поднести карандаш ко рту на расстоянии 7-10 сантиметров и произнести гласный звук, например [а] или [о]. Бумажка не шелохнется. А вот при произнесении согласных, например [б] или [ф], воздух встречает препятствие – бумажка падает.

Б) Кто важнее?

Однажды поспорили между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

– Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!

– Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

– А вот и получится! Например, [м].

– Да, только [м], а больше ничего!

– И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

– Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

– О… е… и… а, – пролепетали гласные и смущенно умолкли.

– Вот видите! А если мы скажем фнтк, так всякий догадается, что это фонетика.

– Ну, хорошо. А вот вы попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, ёлка, если и сотни других.

Согласные произнесли что-то невнятно и тоже умолкли.

- А вы как думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?


3.Тренировочные упражнения:

А) Кто быстрее? Учитель предлагает каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине. Будет интереснее, если провести эту игру на время и определить победителя (победителей). Зачитать слова. Предпочтение – тем, у кого существительные.

Б) Редкая буква (ответы записываем в тетрадь, выделяя орфограммы, которые необходимо запомнить, используйте метод запоминания правописания слов с помощью звуковых ассоциаций. "Винт негру попался в винегрете")

В русском языке редкой считается буква э. Учитель зачитывает краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Всякий раз называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ – одно очко (или одну карточку с написанной фломастером буквой, или просто цветную карточку).

1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. (этикетка)

2) Вид соревнования в беге. (эстафета)

3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота. (эскадра)

4) Широко распространившаяся заразная болезнь. (эпидемия)

5) Команда корабля, самолета, танка. (экипаж)

6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место. (эвакуация)

7) Себялюбивый человек. (эгоист)

8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.( экскурсия)

9) Очень срочный, спешный, неотложный. (экстренный)

10) Упругий, гибкий. (эластичный)

11) Изысканный, изящный. (элегантный)

12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир). (эмблема)

13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний. (энциклопедия)

14) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок. (эшелон)

15) Помост для казни. (эшафот)

16) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны. (эфир)

18) Отражение звука от предметов. (эхо)

19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы. (экран)

20) Вывоз товаров за границу. (экспорт)

21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке). (экспонат)

22) Научный опыт. (эксперимент)

23) Проверочное испытание по учебному предмету. (экзамен)

24) Предварительный набросок рисунка, картины. (эскиз)

25) Короткое сатирическое стихотворение. (эпиграмма)

26) Мороженое, глазированное шоколадом. (эскимо)


4.Основная часть:

Основные принципы русской орфографии

1. Морфологический принцип.

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

мыш…

(мышь – сущ., 3 скл.)

на дорог…

(на дороге – сущ., 1 скл., П.п.)

отмер…

(отмерь – гл., повелительное наклонение)

о площад…

(о площади сущ., 3 скл., П.п.)

береч…

(беречь – инфинитив)

об экскурсии…

(об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия)

пол…скать ребенка

(поласкать – лaска)

про…ба

(просьба – просить)

2. Фонетический принцип.

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

ра…колоть

(расколоть)

бе…душный

(бездушный)

без…дейный

(безыдейный: идея)

р…спись

( рoспись)

р…збить

(разбить)

от…скать

(отыскать: ищет)

чре…мерный

(чрезмерный)

3. Традиционный и дифференцирующий принципы.

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания, например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.


4. Домашнее задание: Вспомните или найдите в словаре как можно больше слов на букву э, чтобы на следующем занятии можно было провести короткое соревнование – игру «Кто больше?», по комментариям.


5. Рефлексия: Что нового вы для себя узнали на уроке? Были, для вас сложные моменты на уроке и почему?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа "Учись писать грамотно" 5 класс

Автор: Никитина Наталья Ивановна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Учись писать грамотно"
    ["seo_title"] => string(19) "uchispisatghramotno"
    ["file_id"] => string(6) "274006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452323263"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Учись писать грамотно (трудные случаи правописания) Программа предметного курса по русскому языку для уч-ся 7-х классов. (На основе программы Т.В. Потемкиной)"
    ["seo_title"] => string(80) "uchis_pisat_ghramotno_trudnyie_sluchai_pravopisaniia_proghramma_priedmietnogho_k"
    ["file_id"] => string(6) "428172"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505396704"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа по работе с одаренными детьми по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-po-rabotie-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku-uchis-pisat-ghramotno-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113489"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410325831"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства