kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по работе с одаренными детьми по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.

Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.

Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным. Существенно поможет в этом настоящее пособие.

Программа  курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.

Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского языка»., М., «Просвещение», 2002г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одаренными детьми по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс »

КГУ «Специализированная школа-лицей №34 для одаренных детей» управления образования ВКО








ПРОГРАММА

По работе с одарёнными детьми


Школа одарённого ребенка

русский язык


«Учись писать грамотно»

5 класс






Учитель: Никитина Н. И

Магистр филологии

Количество часов – 34 (1 час в неделю)









Усть-Каменогорск

2013/14 учебный год



Пояснительная записка

История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.

Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.

Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным. Существенно поможет в этом настоящее пособие.

Программа курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.

Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского языка»., М., «Просвещение», 2002г.

Цель курса: расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи.

Задачи курса: обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».

Методы и приемы: С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 11-12 лет. Дети принимаются по желанию заниматься дополнительно изучением русского языка и развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 34 часа.

Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.

Формы проведения занятий: Лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.

Виды контроля: Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет. Защита исследовательской работы.

 Актуальность: Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Изложенный в программе материал может быть использован не только на занятиях шора, но и на уроках, особенно при изучении «скучных» тем. Игры и игровые задания способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.

В программе представлены 34 темы, которые содержат примерный текст сообщения (беседы) по теме, а также упражнения и игры. Резервные уроки.

Игровые занятия под общим названием «Умники и умницы» - это комплексы заданий, позволяющие на определенных этапах закреплять и повторять то, что было выучено прежде.

Занятия проводятся с постоянным составом детей в количестве 10 - 15 человек 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения. В дальнейшем предполагается продолжение работы с учащимися 6, 7-8, 9, 10-11 классов.

Список использованной литературы

1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1963.

2. Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.

3. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.

5. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.6. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.









Содержание курса

1.Язык и речь – чудо из чудес. Основные принципы русской орфографии

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно.

Основные принципы русской орфографии.


2.Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые ударением. Непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова

Развитие орфографической зоркости путем тренировочных упражнении.


3.Решение олимпиадных заданий

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Наиболее трудные орфографические правила.

4.Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные словаВыполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.

5. О славянах и других народах

Славяне селились на обширных землях; это повлияет и на наш язык (богатство лексики, полногласие, звучность). О количестве гласных и согласных звуков.

В русском языке много слов, заимствованных из других языков.



6.Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



7. Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

Выполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.



8.Звукопись. Правописание слов с приставками пре- и при-

Слова создаются при помощи звуков. Отдельный звук речи, если он не используется как слово (союз, предлог, частица, междометие), ничего не значит, не имеет никакого смысла. Скороговорки. Шипящие. Правописание приставок – пре и –при.


9.Письмо - величайшее изобретение человека

Письмо относится к величайшему изобретению человека. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове.



10.Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.





11.Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова

Выполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.



12. Алфавит. Буквы о – ё после шипящих в корне слова

Основной материал: русское слово азбука – синоним слова алфавит. Метаграммы. Раскинем умом. Тренировочные упражнения на правописание буквы о- ё после шипящих в корне слова.


13. Тренировочные упражнения. Диктант

Упражнения по правилам. Диктант с самопроверкой.


14.«Хитрый» звук йот

Основная часть: Среди всех согласных звуков русского языка выделяется один, отличающийся от других тем, что у него нет своего определенного обозначения, своей буквы. Приятное соседство согласных. Раскинем умом. Фокусы мягкого знака (ь).


15. Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



16. Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова

Выполняется работа над ошибками с объяснением. Знакомство с новыми словарными словами. Работа над словарными словами с использованием разных методов.



17. Чудеса с парными согласными

Основная часть: звонкие, глухие согласные; непроизносимые согласные;

Слившиеся звуки. В русском языке буква щ и сочетания согласных шч, жч, стч, зч обозначают один и тот же звук – долгий мягкий согласный [ш']; Шипучий диктант.


18.Решение олимпиадных заданий. Проекты

Подготовка детей к участию в олимпиадах. Памятка по оформлению проекта. Темы исследовательских работ.


19. «Пульс» в слове. Строение слога

Основная часть: Три особенности русского ударения. Раскинем умом. Строение слога.

Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога.



20. Полногласие. Буквы и – ы после ц

Основная часть: полногласие, неполногласие. В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. Буквы и – ы после ц. Устный орфографический разбор.


21. Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



22. Жизнь слова. Правописание сложных слов, соединительные гласные

Теоретичексий материал. Происхождение слов раскрывает перед нами целые картины из жизни наших предков. Составление алгаритма правописания сложных слов с соединительной гласной.


23.Игра «Умники и умницы по пройденному материалу. Проекты (1 часть)

Игра по изученным правилам. Защита проектов 1 часть.


24.Пунктуация. Диктант

Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов. Диктант.


25. Словообразование: смотри в корень!

При первом знакомстве с языком главное внимание обращают не столько на звуковой состав слов, сколько на морфемы – минимальные значимые части слов (имеющие значение).

Определите слова с корнем – вод– по их значению. Тренировочные упражнения.


26. Решение олимпиадных заданий

Подготовка детей к участию в олимпиадах.



27.Словообразование: служебные морфемы

Суффиксы и приставки многое могут рассказать нам о слове. От репетиции до концерта: пиставка ре и приставка кон. Тренировочные упражнения.


28.Словообразование: приставки

Значение приставок. Употребление глаголов «одень», «надеть». Полезная гаплология. Происхождение слов.


29.Решение олимпиадных заданий. Словарный диктант

Подготовка детей к участию в олимпиадах. Итоговый словарный диктант.



30. Морфология Существительные: категория числа

Основная часть: морфология. Род имен существительных. Общий род имен существительных. Раскинем умом. Существительные: категория числа.


31. Существительные: категория падежа

Основная часть: морфология. Падеж имен существительных. Общий род имен существительных. Раскинем умом. Существительные: категория падежа. Тренировочные упражнения.


32.Преданность прилагательных

Основная часть: теоретический материал. Верните их обратно: субстантивированные прилагательные и причастия. Прилагательные-эпитеты. Прилагательные: полные и краткие формы, отличие.



33. Живость глаголов. Глаголы труда

Основная часть: теоретический материал. Возвратность глагола. Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Тренировочные упражнения.


34.Итоговый урок. Защита проектов.

Контрольная работа по изученным темам. Защита ученических исследовательских работ.


Учебно-тематический план


5 класс

Содержание занятия


Кол-во

Умения и навыки

1

Язык и речь – чудо из чудес. Основные принципы русской орфографии

1

Умение прогнозировать конечный результат, ставить цели.

2

Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые ударением. Непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова

1

Развитие орфографической зоркости.

Умение применять правило на данную орфограмму.

3

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

4

Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Работа со словарными словами

5

О славянах и других народах


1

Знать особенности славянских языков. Уметь выявлять заимствованные слова из других языков.

6

Решение олимпиадных заданий

1

Знание теоретического материала, изученного на предыдущих урока. Умение применять на проактике полученные знания.

7

Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Уметь грамотно писать словарные слова

8

Звукопись. Правописание слов с приставками пре- и при-


1

Знать правило правописание приставок пре-при; знать правило фонетичоского анализа слова; уметь правильно применять изученный материал на практике

9

Письмо - величайшее изобретение человека

1

Знать истоки изобретения письма; уметь грамотно отвечать на поставленные вопрсы, используя теоретический материал

10

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

11

Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова


1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Уметь грамотно писать словарные слова

12

Алфавит. Буквы о – ё после шипящих в корне слова

1

Знать условия выбора гласной после шипящих в корне слова; уметь правильно писать в корне слова гласную о –ё; работать над орфоэпическими нормами; составлять предложения по заданию

13

Тренировочные упражнения. Диктант

1

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

14

«Хитрый» звук йот


1

Знать сведения о твердом и мягком знаке; правописание орфограмм на это правило; уметь применять на письме, изученное правило; выполнять морфемный и морфологический разбор

15

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

16

Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова


1

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в олимпиадных заданиях и диктанте по пройденной теме. Уметь грамотно писать словарные слова

17

Чудеса с парными согласными

1

Знать правило правописания согласных в слова; уметь применять на письме, изученное правило; выполнять морфемный и морфологический разбор

18

Решение олимпиадных заданий. Проекты


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; уметь представлять исследовательский проект, сопровождая выступления презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

19

«Пульс» в слове. Строение слога


1

Знать основные правила орфоэпии; уметь применять эти правила в своей речи; выполнять морфемный и морфологический разбор

20

Полногласие. Буквы и – ы после ц

1

Знать условия выбора гласной после ц; уметь правильно писать выбранную гласную в корне, суффиксе, окончании; работать над орфоэпическими нормами; составлять предложения по заданию

21

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

22

Жизнь слова. Правописание сложных слов, соединительные гласные

1

Знать правило правописания сложных слов с соединительной гласной; уметь применять на письме, изученное правило; выполнять морфемный и морфологический разбор

23

Игра «Умники и умницы по пройденному материалу. Проекты (1 часть)


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; уметь представлять исследовательский проект, сопровождая выступления презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

24

Пунктуация. Диктант


1

Знать изученные пунктограммы; роль знаков препинания в тексте; уметь определять синтаксическую роль различных частей речи; писать под диктовку

25

Словообразование: смотри в корень!


1

Знать основные правила словообразования; выполнять морфемный и морфологический разбор

26

Решение олимпиадных заданий


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности

27

Словообразование: служебные морфемы



1

Знать способы образования слов, значение приставок; выполнять морфемный и морфологический разбор; работать над орфоэпическими нормами;

28

Словообразование: приставки

1

Знать способы образования слов, значение приставок; выполнять морфемный и морфологический разбор; работать над орфоэпическими нормами;

29

Решение олимпиадных заданий. Словарный диктант

1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; знать правильное написание словарных слов.

30

Морфология Существительные: категория числа


1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки имени существительного; роль в речи; уметь распознавать род и число имен существительных, правильно употреблять в речи.

31

Существительные: категория падежа


1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки имени существительного; роль в речи; уметь распознавать род и число имен существительных, правильно употреблять в речи.

32

Преданность прилагательных


1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных; роль прилагательных в речи; уметь правильно употреблять в речи.

33

Живость глаголов. Глаголы труда

1

Знать понятие морфология; общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки глаголов; роль глаголов в речи; уметь правильно употреблять в речи

34

Итоговый урок. Защита проектов.


1

Отработать умение собранно и оперативно находить решения задач повышенной сложности; уметь представлять исследовательский проект, сопровождая выступления презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования


Итого

34








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Никитина Наталья Ивановна

Дата: 10.09.2014

Номер свидетельства: 113489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы для ШМО учителей начальных классов с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-dlia-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "271595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451663887"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка кружка "Юный оформитель" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-kruzhka-iunyi-oformitiel"
    ["file_id"] => string(6) "139262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства