Учись писать грамотно (трудные случаи правописания) Программа предметного курса по русскому языку для уч-ся 7-х классов. (На основе программы Т.В. Потемкиной)
Учись писать грамотно (трудные случаи правописания) Программа предметного курса по русскому языку для уч-ся 7-х классов. (На основе программы Т.В. Потемкиной)
Программа предметного курса курса по русскому языку «Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть прежде всего грамотными людьми, свободно владеть родным языком
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учись писать грамотно (трудные случаи правописания) Программа предметного курса по русскому языку для уч-ся 7-х классов. (На основе программы Т.В. Потемкиной)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №85»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом приказом директора
Протокол № __ от __________ № ____________ от____________
Рабочая программа
предметного курса
Учись писать грамотно
(трудные случаи правописания)
для учащихся 7а класса
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Лузянина Е.А, учитель
русского языка и литературы
первой квалификационной
категории
г. Барнаул
2017 г.
Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)
Программа предметного курса
по русскому языку
для уч-ся 7-х классов.
(На основе программы Т.В. Потемкиной)
на основе нового ФГОС
Рабочая программа по предметному курсу по русскому языку для учащихся 7 класса создана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
Методического пособия « Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)» : / Т.В. Потемкина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы : учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повыш. квалификации. – М.: АПК и ПРО, 2003.
Образовательной программы МБОУ «Гимназия № 85»
Пояснительная записка
Программа предметного курса курса по русскому языку «Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ .
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть прежде всего грамотными людьми, свободно владеть родным языком.
Цель изучения элективного курса:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета:
Известно, что курс русского языка 6-7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов.
Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 6-7-го классов школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».
Поэтому главной задачей курса станет необходимость обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
Формы проведения занятий: Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Виды контроля: Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам).
Курс составляет 35 часов в год, состоит из двух модулей. 1 модуль «Трудные вопросы орфографии » содержит 3 теоретических и 14 практических занятий. 2 модуль «Трудные вопросы пунктуации» содержит 5 теоретических и 11 практических занятий.
Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся
Содержание программы
(35 часов, их них 8 часов теории, 27 часов практики)
Программа курса состоит из 2 модулей ,состоящих из трудных тем по орфографии и пунктуации. Вначале идет материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. В этот раздел вошли темы, изученные в 5-7 классах. Во втором модуле рассматриваются темы по синтаксису и пунктуации и предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
1 модуль. Трудные вопросы орфографии
Введение. Морфема как минимальная значимая часть слова (1 час)
Система орфограмм данного раздела орфографии (12 ч.)
Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов и союзов
1
Сочинение учащихся на лингвистическуютему
Правописание НЕ с разными частями речи.
НЕ и НИ с местоимениями
1
Сообщения учащихся с подбором примеров из художественной литературы, создание рифмованных упражнений, мини-текстов
НЕ и НИ с местоимениями
1
Употребление дефиса в словах разных частей речи
1
Составление словаря трудных написаний
Работа с орфографическим словарем
1
Составление словарного диктанта из трудных для запоминания слов.
Сочинения учащихся: «О чем может рассказать словарь»
Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения
1
Комплексный анализ текста, составление микротекстов
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении (интонационные особенности этих предложений)
1
Составление опорных схем, конструирование по ним предложений
Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
1
Составление схем рядов однородных членов, конструирование по ним предложений,
создание сочинения-миниатюры
Обобщающее слово при однородных членах предложения
1
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
1
Сообщения учащихся по теме занятия, составление обобщающей таблицы, узнавание пунктограмм в текстах
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
1
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом
1
Создание сочинения-миниатюры
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Отличие их от членов предложения
1
Составление устного ответа на тему: «Назначение вводных слов и их роль в предложении»
Знаки препинания при обращении. Пунктуационное выделение междометий
1
Создание сочинения-рассуждения о роли в поэтическом тексте риторического обращения
Виды сложных предложений
1
Пунктуационный
анализ текста
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
1
Создание конспекта: «Знаки в ССП»
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
1
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1
Создание тренинга по пунктуации .Лингвистическое сочинение
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1
Составление опорного конспекта, подбор примеров из художественной литературы
Знаки препинания при прямой и косвенной речи, диалог
1
Составление микротекстов, диалогов, их запись
Цитирование. Способы оформления цитат в письменной речи
1
Составление схемы «Правила цитирования»,
сочинения-миниатюры с включением цитаты
Заключительный урок.
1
Выступления учащихся с заранее подготовленными выступлениями
Методические пособия:
Потемкина Т.В. Учись писать грамотно (трудные случаи правописания) : / Т.В. Потемкина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы : учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повыш. квалификации. – М.: АПК и ПРО, 2003.
Шанский Н. М. «Русский язык на «отлично».М. 2001
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя».М.1962
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.,1998
Крайник О.М. «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». – Барнаул, 2009г\Список литературы
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М.,1983.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.,Просвещение,1982.
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому для поступающих в ВУЗы. -М., Просвещение,1990.
Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного