Просмотр содержимого документа
«Программа кружка для 5 класса "В мире слов".»
Макеевский городской совет
Макеевское управление образования
Учебно-методический центр
Программа
факультативного курса по русскому языку
«В мире слова» для учащихся 5 классов
общеобразовательных школ
2015
Макеевский городской совет
Макеевское управление образования
Учебно-методический центр
ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку
«В мире слова» для учащихся 5 классов
общеобразовательных школ
Утверждено
На заседании учебно-методического центра
Протокол №___ от ________________
2015
Боева Г.Т.. Программа факультативного курса по русскому языку «В мире слова» для учащихся 5 классов общеобразовательных школ.
Автор Боева Галина Тимофеевна, учитель русского языка и литератур Макеевской общеобразовательной школы I – III ступеней № 11
Рецензент Дейнеко С.В, методист городского научно-методического центра;
ДЛЯ ЗАМЕТОК
11
Литература
Подшибникова Н.А. «Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку»: Русский язык в школе, №2, 1984 г., с.24.
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»: Питер, 2000г., с. 295.
Щерба Л.В. «Теория русского письма»: Ленинград, «Наука»,1983 г., с. 108 – 114.
Русский язык, учебник для стулентов. Касаткина Л.Л.: Академия, издательский центр, 2001г., с.235.
М.Р. Львов, В.Г. Горецкий издательский центр «Академия», 2000г.
Волина В.В. «откуда пришли слова»: Москва, АСТ-пресс, 1996 г., с.256.
Ефимова Т.Ф. «Новый словарь русского языка» «Толково-образовательный»:Москва, 2000г., т.1, с. 11 – 45, 336.
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс факультатива по русскому языку является не только продолжением курса русского языка в 5-м классе, но и углублением, расширением представления о многих языковых явлениях. Курс знакомит с разными ракурсами и аспектами языка, служит дополнительным курсом к традиционному.
В разделах «Этимология», «Топонимия» в доступной форме учащиеся познакомятся с особенностями собственных имен, их связи с нарицательными и об условиях перехода; воспитывается интерес к этимологии, расширяется кругозор.
Фразеология еще очень молода, но необходимо знать о происхождении выражений. Не все тайны открыты, а на обычных уроках очень мало часов. Это особый пласт, который помогает строить речь, причем речь образную, емкую по смыслу и содержанию.
В разделы «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Орфография» включены материалы, относящиеся к разным сторонам системы русского языка, системному анализу языковых фактов; работа над словом, обогащение словарного запаса, что особенно важно для формирования умений правильно и точно выражать свои мысли. Соблюдение орфографических, орфоэпических, грамматических, лексических норм – важнейшее условие полного взаимопонимания между говорящими и слушающими, пишущими и читающими.
3
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
что изучает этимология, топонимия;
сведения из биографии слов, как они рождаются и уходят из активного словаря;
как отражается лексическое богатство языка в словарях разных типов;
о возможных вариантах слов;
о происхождении своих имен, фамилий, их варианты;
происхождение названий городов, поселков, микрорайонов, улиц, площадей родного края;
крылатые слова и выражения;
первые рукописные и печатные памятники;
о возникновении пиктографии, иероглифов и цифр;
как рождаются «образы».
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
находить исконно русские слова, давать их толкование (более сложные случаи), находить взаимосвязь русских слов и заимствованных;
употреблять слова и выражения в речи (крылатые);
внимательно слушать, запоминать и использовать в речи соответствующие возрасту и программе термины, выражения;
4
№
ТЕМЫ
кол-во часов
ЛИТЕРАТУРА
6
Пословицы и загадки об азбуке и письме
2
Л.И. Скворцов «Правильно ли мы говорим по-русски». Знание 1980 г.
7
«Пульс» в слове
1
З.А. Потиха, Д.З. Розенталь
10 часов
ИТОГО: 34 часа
9
№
ТЕМЫ
кол-во часов
ЛИТЕРАТУРА
4
Как рождаются образы
1
Ю.В. Гвоздарев. Рассказы о русской фразеологии
5
Древняя «рассыпанная повесть»
1
6
Крылатые слова и выражения
3
Просвещение. 1988 г.
10 часов
V
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ (внутри слова)
1
Картинка и буква (иероглифы, цифры, пиктография)
2
«Русский язык и литература в школах Украины» № 12, 1996г. стр 34. М.В. Панов
2
Повелительница букв (чередование)
1
«Занимательная орфаграфия»
3
Суетливые приставки
1
4
Алфавит Гласные и согласные звуки
2
В.А. Иванов «Занимательное о русском языке»
5
Шипящие. «Хитрый звук». Редкое соседство
1
8
воспроизводить и пересказывать материал, создавать собственные высказывания, строить их с учетом цели;