Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 33 часа и призван поддержать социально-гуманитарный профиль обучения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человека. Однако пользоваться им нужно умело, изучив его особенности.
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если человек свободно владеет литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Нередко учащиеся допускают в письменных работах стилистические недочёты (ошибки). Чтобы предупредить ошибки, надо изучить «Практическую стилистику». Именно это и является областью изучения в данной программе.
Цель элективного курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой стороны – это главное – в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков.
Программа направлена на достижение следующих задач:
-ознакомить учащихся с основными понятиями практической стилистики;
-расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах языка;
-отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка;
-способствовать формированию коммуникативной компетентности и умению создавать собственный текст.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приёмы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учеников.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико - стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать следующие приёмы: лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
-самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
-совершенствование рукописи с определённой точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
-рецензирование;
-сообщения как результат наблюдений.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Название тем курса
Кол-во
часов
Формы проведения
занятий
Формы контроля
1.
Введение. Понятие о практической стилистике. Виды стилистики.
1
лекция
Конспект
лекции
2.
Функциональные стили русского языка. Отбор и организация языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи.
1
Лекция с элементами беседы
3.
Научный стиль.
1
беседа
Работа с текстом
4.
Официально – деловой стиль.
1
Беседа
Работа с таблицей
Исследование текста
5.
Публицистический стиль.
1
Сост-е таблицы «Жанры публ. стиля»
Написание статьи в газету
6.
Литературно – художественный стиль
2
семинар
Практическая работа
7.
Разговорный стиль
1
беседа
Устный ответ
8.
Практикум. Работа с текстом.
2
Исследование текста
Сост-е теста «Стили языка»
9.
Лексическая стилистика.
Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов.
1
Лекция с элементами беседы
Практическая работа
10.
Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте.
1
Беседа, сост-е схемы
Практическая работа
11.
Стилистическая окраска слов.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
12.
Историзмы, архаизмы. Ошибки , связанные с их употреблением.
1
Исследование текста
Сост-е таблицы
Подбор текста из худ. литературы
13.
Неологизмы. Иноязычная лексика. Ошибки, связанные с их употреблением.
1
Составление таблицы
Практическая работа
14.
Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
1
Работа в группах, конкурс-соревнование
Сочинение-миниатюра
15.
Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением.
Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением
1
Исследование текста
Анализ текста
18.
Смысловые единицы речи. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
1
Исследование текста
Работа со словарём
Сочинить лингвистическую сказку
19.
Антонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
1
Анализ текста
Работа со словарем
Практическая работа
20.
Омонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
1
Составление схемы
тест
21.
Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
1
беседа
Письменная работа
22
Стилистический анализ школьных сочинений.
1
Анализ школьных сочинений
Практическая работа
Контрольная работа
23
Лексические образные средства речи.
2
Лекция с элементами беседы, анализ поэт. текста
Устный опрос
Практическая работа
24
Анализ поэтического текста
1
практикум
Письменный анализ текста
25
Грамматическая стилистика.
Стилистическое использование форм имён существительных.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
26
Стилистическое использование форм имён прилагательных и форм глаголов.
1
Правка текста
взаимопроверка
27
Стилистическое значение порядка слов в предложении..
1
Беседа,работа с текстом
Карточки-задания
28
Стилистика сложных предложений
2
Беседа
Выполнение упражнений
Письменная работа
29
Контрольная работа «Стилистический анализ текста»
1
Контрольная работа
Итого
33
Содержание курса
Введение.(1 час)
Общие сведения о практической стилистике. Предмет и задачи практической стилистики. Виды стилистики.
Функциональные стили русского языка. (9ч.)
Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Литературно – художественный стиль. Разговорный стиль. Их основные стилевые черты и характерные особенности.
Лексическая стилистика.(17 ч.)
Смысловая точность речи. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Ошибки, связанные с выбором слова.
Речевая недостаточность и речевая избыточность. Алогизм. Плеоназм, Тавтология.
Стилистическая окраска слов.
Историзмы, архаизмы. Ошибки, связанные с их употреблением.
Неологизмы, иноязычная лексика. Ошибки, связанные с их употреблением.
Фразеологизмы. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистическое использование пословиц, поговорок, « крылатых выражений». Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Канцеляризмы и речевые штампы. Сфера использования канцеляризмов. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Ошибки, связанные с их употреблением.
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы. Стилистическая функция их. Ошибки, связанные с их употреблением.
Профессионализмы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Стилистическое использование профессионально – технической и терминологической лексики.
Смысловые единицы речи. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Стилистическая функция синонимов.
Антонимы, стилистическая функция антонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.
Омонимы. Омографы. Омофоны. Стилистическая функция омонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.
Паронимы. Виды паронимов. Стилистическая функция их .Ошибки, связанные с их употреблением.
Лексические образные средства языка. Тропы: сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.
Грамматическая стилистика.(5 ч.)
Стилистическое использование форм имён существительных, прилагательных, глаголов. Стилистическое значение порядка слов в предложении. Стилистика сложных предложений.
Стилистический анализ текста.(1 ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса «Практическая стилистика» учащиеся должны:
- понимать назначение стилистики как научной дисциплины;
- усвоить теоретические понятия, связанные с практической стилистикой;
- знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
- уметь анализировать письменные и устные тексты разных стилей;
- владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств, уметь самим правильно выбрать и употребить эти средства, уметь оценивать тексты с точки зрения соблюдения в них стилевых норм;
- понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов «речевых ошибок»;