kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Практическая стилистика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса  «Практическая стилистика русского языка»  адресована учащимся 11 классов, призвана  углубить знания по предмету. 

Вид курса – углубляющий.

Цели курса:

  1. Расширить  лингвистический кругозор обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний.
  2. Совершенствовать практические  и  коммуникативные навыки учащихся.
  1. Дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.
  2. Уточнить готовность и способность обучающегося осваивать выбранный предмет на повышенном уровне сложности.

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Практическая стилистика" »

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Методическим советом Директор МОУ "Средняя

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"

общеобразовательная №2" ________________

-----------------------2014 ---------------------------2014











«Практическая стилистика русского языка»

Программа

элективного курса для учащихся 11класса













Качканарский городской округ

2014.



Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………… 3

  2. Учебно-тематический план ……………………………………………5

  3. Содержание курса ……………………………………………………… 9

  4. Требования к уровню подготовки учащихся ……………………….. 11

  5. Перечень учебно-методического обеспечения………………………. 12

6. Литература ………………………………………………………………13

7. Сведения об авторе……………………………………………………..15

8. Аннотация ……………………………………………………………….16






























Пояснительная записка


Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 33 часа и призван поддержать социально-гуманитарный профиль обучения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человека. Однако пользоваться им нужно умело, изучив его особенности.

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если человек свободно владеет литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Нередко учащиеся допускают в письменных работах стилистические недочёты (ошибки). Чтобы предупредить ошибки, надо изучить «Практическую стилистику». Именно это и является областью изучения в данной программе.

Цель элективного курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой стороны – это главное – в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков.

Программа направлена на достижение следующих задач:

-ознакомить учащихся с основными понятиями практической стилистики;

-расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах языка;

-отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка;

-способствовать формированию коммуникативной компетентности и умению создавать собственный текст.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приёмы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учеников.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико - стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать следующие приёмы: лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

-самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

-совершенствование рукописи с определённой точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

-рецензирование;

-сообщения как результат наблюдений.











Учебно-тематический план.



п/п

Название тем курса

Кол-во

часов

Формы проведения

занятий

Формы контроля


1.

Введение. Понятие о практической стилистике. Виды стилистики.


1

лекция

Конспект

лекции


2.

Функциональные стили русского языка. Отбор и организация языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи.


1

Лекция с элементами беседы



3.

Научный стиль.


1

беседа

Работа с текстом


4.


Официально – деловой стиль.


1

Беседа

Работа с таблицей

Исследование текста


5.


Публицистический стиль.


1

Сост-е таблицы «Жанры публ. стиля»

Написание статьи в газету


6.

Литературно – художественный стиль


2

семинар

Практическая работа


7.


Разговорный стиль


1

беседа

Устный ответ







8.


Практикум. Работа с текстом.


2

Исследование текста


Сост-е теста «Стили языка»


9.

Лексическая стилистика.

Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов.



1

Лекция с элементами беседы

Практическая работа


10.


Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте.



1

Беседа, сост-е схемы

Практическая работа


11.


Стилистическая окраска слов.


1

Лекция с элементами беседы

Устный опрос


12.


Историзмы, архаизмы. Ошибки , связанные с их употреблением.



1

Исследование текста

Сост-е таблицы

Подбор текста из худ. литературы


13.

Неологизмы. Иноязычная лексика. Ошибки, связанные с их употреблением.



1


Составление таблицы


Практическая работа


14.

Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.



1

Работа в группах, конкурс-соревнование

Сочинение-миниатюра


15.

Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением.



1

беседа

Анализ сочинений


16.

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы.



1

Работа со словарём В.Даля

Практическая работа


17.

Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением



1

Исследование текста

Анализ текста


18.

Смысловые единицы речи. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением.



1

Исследование текста

Работа со словарём

Сочинить лингвистическую сказку


19.

Антонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.



1

Анализ текста

Работа со словарем

Практическая работа


20.

Омонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.



1

Составление схемы

тест


21.

Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.



1

беседа

Письменная работа


22

Стилистический анализ школьных сочинений.



1

Анализ школьных сочинений

Практическая работа

Контрольная работа


23

Лексические образные средства речи.



2

Лекция с элементами беседы, анализ поэт. текста

Устный опрос

Практическая работа


24

Анализ поэтического текста



1

практикум

Письменный анализ текста


25

Грамматическая стилистика.

Стилистическое использование форм имён существительных.



1

Лекция с элементами беседы

Устный опрос


26


Стилистическое использование форм имён прилагательных и форм глаголов.



1

Правка текста

взаимопроверка

27

Стилистическое значение порядка слов в предложении..



1

Беседа,работа с текстом

Карточки-задания


28

Стилистика сложных предложений



2

Беседа

Выполнение упражнений

Письменная работа

29

Контрольная работа «Стилистический анализ текста»



1


Контрольная работа


Итого



33


















Содержание курса


Введение.(1 час)

Общие сведения о практической стилистике. Предмет и задачи практической стилистики. Виды стилистики.

Функциональные стили русского языка. (9ч.)

Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Литературно – художественный стиль. Разговорный стиль. Их основные стилевые черты и характерные особенности.

Лексическая стилистика.(17 ч.)

Смысловая точность речи. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Ошибки, связанные с выбором слова.

Речевая недостаточность и речевая избыточность. Алогизм. Плеоназм, Тавтология.

Стилистическая окраска слов.

Историзмы, архаизмы. Ошибки, связанные с их употреблением.

Неологизмы, иноязычная лексика. Ошибки, связанные с их употреблением.

Фразеологизмы. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистическое использование пословиц, поговорок, « крылатых выражений». Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Канцеляризмы и речевые штампы. Сфера использования канцеляризмов. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Ошибки, связанные с их употреблением.

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы. Стилистическая функция их. Ошибки, связанные с их употреблением.

Профессионализмы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Стилистическое использование профессионально – технической и терминологической лексики.

Смысловые единицы речи. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Стилистическая функция синонимов.

Антонимы, стилистическая функция антонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.

Омонимы. Омографы. Омофоны. Стилистическая функция омонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.

Паронимы. Виды паронимов. Стилистическая функция их .Ошибки, связанные с их употреблением.

Лексические образные средства языка. Тропы: сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.

Грамматическая стилистика.(5 ч.)

Стилистическое использование форм имён существительных, прилагательных, глаголов. Стилистическое значение порядка слов в предложении. Стилистика сложных предложений.

Стилистический анализ текста.(1 ч.)


















Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.


В результате изучения курса «Практическая стилистика» учащиеся должны:

- понимать назначение стилистики как научной дисциплины;

- усвоить теоретические понятия, связанные с практической стилистикой;

- знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;

- уметь анализировать письменные и устные тексты разных стилей;

- владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств, уметь самим правильно выбрать и употребить эти средства, уметь оценивать тексты с точки зрения соблюдения в них стилевых норм;

- понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов «речевых ошибок»;

- уметь находить и исправлять стилистические ошибки (владеть навыками стилистической правки текста)






















Учебно-методическое обеспечение


  1. Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистика и риторика. Екатеринбург: «Сократ», 1997 год.

  2. Культура речи и стилистика. Программа для 10-11 классов. Составители: Ю.С. Пичугов и др. М.: «Просвещение», 1994 год.

  3. Миловидова И.Н. Проверяем свою грамотность (орфография, пунктуация, стилистика). М.: «Аирис Рольф», 1997 год.

  4. Розенталь Д.Э. Голуб И.В. Секреты стилистики. М.: «Аирис Рольф», 1996 год.

  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: «Высшая школа», 1997 год.

  6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Изд. Дом «Дрофа», 2003 год.

  7. Стилистика русского языка (для 10-11 классов). Составитель Вартапетова С.С.

  8. Шустрова М.В. Практическая стилистика русского языка. М.: «Новая школа», 2004 год.













АННОТАЦИЯ

Программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» адресована учащимся 11 классов, призвана углубить знания по предмету

Вид курса – углубляющий.

Цели курса:

  1. Расширить лингвистический кругозор обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний.

  2. Совершенствовать практические и коммуникативные навыки учащихся.


  1. Дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

  2. Уточнить готовность и способность обучающегося осваивать выбранный предмет на повышенном уровне сложности.














13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса "Практическая стилистика"

Автор: Кузнецова Татьяна Евгеньевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа элективного курса "Стилистика" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-stilistika"
    ["file_id"] => string(6) "206780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430257091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ» "
    ["seo_title"] => string(64) "soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241992"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445356390"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа элективного учебного предмета «Основы делового общения» для учащихся 10-11 класса. "
    ["seo_title"] => string(121) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-uchiebnogho-priedmieta-osnovy-dielovogho-obshchieniia-dlia-uchashchikhsia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "199191"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428521449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства