Элективный курс «Стилистика» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме.
Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.
Задачи:
- расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
- углубить знания функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Стилистика" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла
Протокол №1
От « 29» 08. 2014 год
Утверждено педагогическим советом школы
Протокол № 2
от 30.08.2014 год
«Утверждено»
_____________
А.А. Косинков
Приказ № 84
От «03» 09 2014 год
«Программа рекомендована
к использованию»
Протокол заседания НМС № 1
от 29.08.2014 год
Председатель НМС
____________Хабарова С.Б
Рабочая программа элективного курса
«Стилистика»
для 9 класса
на 2014-2015 учебный год.
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Бутко Галина Владимировна
с. Бродовое 2014 год
I. Пояснительная записка
Количество недельных часов - 1 час
Количество часов в год - 34 часа
1. Преподавание элективного курса в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
Элективный курс «Стилистика» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме.
Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.
Задачи:
расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
углубить знания функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
2. Данная программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.
Приказа Министерства образования № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год».
Устава школы;
Программы развития на 2011-2015 учебный год;
Образовательной программы на 2014-2015 учебный год;
3. Актуальность темы состоит в том, что сведения об основных чертах функциональных стилей, последовательная языковая характеристика каждого их них особенно необходимы учащимся для полного овладения нормами литературного языка.
Обсуждение теоретических вопросов требует использования различных форм работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учителем литературы.
Изучение стилистических средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами.
В практической работе над функциональными стилями для развития стилистических умений учащихся по восприятию и самостоятельному построению текстов различных функционально-стилевых типов речи наиболее эффективны такие методы, как стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста.
Задания и упражнения для формирования стилистических знаний и умений могут быть различными по дидактическому назначению и характеру учебных действий.
В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение стилистических знаний, на то, чтобы научить школьников «узнавать» изучаемое явление: найти в тексте стилистически окрашенные единицы и определить характер стилистической окраски; определить стилевую принадлежность текста; сопоставить тексты, написанные на одну тему, но в разных стилях; охарактеризовать стилистические функции выразительных средств языка в художественном тексте.
Упражнения конструктивного характера должны быть направлены на выработку у учащихся частноречевых умений. Они предполагают большее или меньшее изменение текста или его полную трансформацию.
Коммуникативные упражнения направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной жанрово-стилевой принадлежности.
Важное место в системе заданий занимает работа со словарями и справочниками.
II. Содержание учебного курса
Содержание программы.
Стилистические ресурсы языка (1)
Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.
Функциональные стили речи ( 2 )
Понятие о функциональных стилях речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.
Разговорный стиль речи ( 5 )
Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.
Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграммы.
Особенности разговорного стиля речи. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств. Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля. Употребление разговорных и просторечных слов, фразеологизмов. Эмоциональность и экспрессивность разговорного стиля речи.
Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля речи. Роль логического ударения и порядка слов в предложении.
Влияние разговорного стиля на устные жанры научного стиля, публицистики. Использование разговорного стиля в художественной литературе.
Практические работы:
выписать из словаря 10-15 слов со стилистической пометой «разговорное» и столько же с пометой «просторечное»;
найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
в изученном художественном произведении найти отрывки с использованием разговорного стиля;
составить диалог на темы: «На почте», «В аптеке», «У газетного киоска»; указать способы экономии речевых слов в диалоге.
Научный стиль речи ( 6 )
Научная сфера общения. Современные жанры научных текстов: монография, статья, информационное сообщение, лекция, рецензия; реферат, автореферат, тезисы докладов и сообщений и др.
Особенности научного стиля. Требования к структуре разных жанров научных текстов (словарной статье, научному докладу, рецензии, аннотации и др.)
Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).
Практические работы:
выписать из справочников, словарей 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются;
подобрать из какой-либо научной работы десять грамматических форм и конструкций, имеющих окрашенность научного стиля;
произвести стилистический разбор научного текста, охарактеризовать функцию, содержание, цель высказывания, адресат, форму речи, языковые средства, с помощью которых в данном тексте реализуются стилевые черты;
найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля;
проанализировать отрывок из школьного учебника, охарактеризовать логическую структуру данного текста;
составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохраняя основные мысли автора, средства связи предложений и абзацев;
написать рецензию на сочинение товарища, используя слова и выражения, характерные для рецензии как жанра научного стиля;
написать рецензию на научно-популярную книгу любой тематики;
проанализировать язык небольшого отрывка из научной монографии.
Официально-деловой стиль речи ( 5 )
Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.
прочитать протокол какого-либо собрания и на его основе составить план протокола вообще; указать, какие части должны присутствовать обязательно, какие могут варьироваться;
произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;
самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты.
Публицистический стиль речи ( 6 )
Сфера применения публицистического стиля. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления публицистики.
Жанры публицистического стиля речи: выступления на собраниях, митингах, форумах, публичные лекции; газетные жанры; радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля.
Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания.
Языковые средства публицистического стиля. Лексика публицистического стиля. Разнообразие синтаксических конструкций, употребление обращений, риторических вопросов, восклицаний, побудительных предложений. Использование стилистических фигур.
Практические работы:
выбрать из газеты 10-15 слов общественно-публицистической тематики;
выбрать из газет и журналов устойчивые сочетания, которые часто употребляются в публицистике;
проанализировать язык какой-либо газетной статьи, найти в тексте специфические средства публицистического стиля;
написать хроникальную заметку в школьную газету;
проанализировать портретный очерк из газеты, отметить его структуру, стилистические особенности;
проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенности публицистического стиля.
Язык художественной литературы ( 7 )
Основная функция – воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы.
Эстетическая функция языка в художественном произведении. Виды и жанры художественных произведений.
Особенности языка художественной литературы. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Индивидуальность авторского стиля
Стихотворная речь и ее особенности. Звуковая организация речи в прозаическом и поэтическом художественном тексте.
Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства. Изобразительная роль морфологических и синтаксических средств языка.
Практические работы:
подготовить сообщение на тему: «Особенности языка художественной литературы»;
проанализировать звуковую, интонационную организацию поэтического и прозаического художественного текста;
провести анализ художественного текста, выявить роль лексических средств;
сопоставить несколько текстов, близких по теме, жанру, и определить особенности индивидуального стиля авторов;
сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический и определить их особенности;
подготовить реферат на основе изученной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранного художественного текста.
Стилистическая норма (1)
Законы построения, правила организации письменной речи.
Стилистические ошибки (1)
Учебно-тематический план курса
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Стилистические ресурсы языка
1
Функциональные стили речи
2
Разговорный стиль речи
5
Научный стиль речи
6
Официально-деловой стиль речи
5
Публицистический стиль речи
6
Язык художественной литературы
7
Стилистическая норма
1
Стилистические ошибки
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Форма занятия
Виды деятельности
учащихся
Дата
План
Факт
Стилистические ресурсы языка (1)
Стилистические ресурсы языка
1
Лекция с элементами беседы
Мини-исследование
Функциональные стили речи ( 2 )
Функциональные стили речи
1
Практикум
редактирование
Функциональные стили речи
1
Практикум
Тестирование, редактирование
Разговорный стиль речи ( 5 )
Бытовая и производственная сфера человеческого общения.
1
Беседа
Составление диалога
Жанры разговорного стиля
1
Лекция с элементами беседы
Доклады
Особенности разговорного стиля речи.
1
Практикум
Мини-исследование
Синтаксические конструкции.
1
Практикум
Редактирование
Использование разговорного стиля в художественной литературе.
1
Конференция
Доклад
Научный стиль речи ( 6 )
Научная сфера общения.
1
Лекция с элементами беседы
Составление плана лекции, работа со словарями
Современные жанры научных текстов.
1
Устный журнал
Реферат
Особенности научного стиля
1
Конференция
Мини-исследование
Требования к структуре разных жанров научных текстов.
1
Стилистический эксперимент
Мини-исследование
Языковые средства научного стиля.
1
Практикум
редактирование
Языковые средства научного стиля.
1
Практикум
Творческая работа, редактирование
Официально-деловой стиль речи ( 5 )
Официально-деловая сфера общения.
1
Конференция
Доклад
Жанры официально-делового стиля
1
Устный журнал
Реферат
Особенности официально-делового стиля
1
Стилистический эксперимент
Мини-исследование
Языковые средства официально-делового стиля.
1
Практикум
Составление документов, редактирование
Употребление сложных синтаксических конструкций.
1
Практикум
Доклады, составление документов
Публицистический стиль речи ( 6 )
Сфера применения публицистического стиля
1
Лекция
Анкетирование, заметка в газету
Жанры публицистического стиля речи.
1
Устный журнал
Реферат
Особенности публицистики.
1
Стилистический эксперимент
Мини-исследование
Особенности публицистики.
1
Стилистический эксперимент
Мини-исследование
Языковые средства публицистического стиля.
1
Практикум
Творческая работа
Языковые средства публицистического стиля.
1
Практикум
Творческая работа
Язык художественной литературы ( 7 )
Литературный язык и язык художественной литературы
1
Устный журнал
Рефераты,
творческая работа
Эстетическая функция языка в художественном произведении.
1
Стилистический эксперимент
Мини-исследование
Особенности языка художественной литературы.
1
Практикум
Анализ художественного текста
Стихотворная речь и ее особенности.
1
Практикум
Анализ поэтического текста
Изобразительно выразительные средства.
1
Стилистический эксперимент
Мини-исследование
Комплексный анализ текста
1
Практикум
Анализ художественного текста
Комплексный анализ текста
1
Практикум
Анализ художественного текста
Стилистическая норма (1)
Стилистическая норма
1
Практикум
Тестирование, редактирование
Стилистические ошибки (1)
Стилистические ошибки
1
Практическое занятие
Защита проектов
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Грамотно, свободно и выразительно говорить, используя разные виды аудирования;
Отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
Владеть устной и письменной речью;
Владеть навыками стилистической правки текста;
Проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельным поиском, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.
Особое внимание уделяется подбору знаний и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов позволит учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
Проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший», «дурной» и истинный вкус – можно ли о них спорить»;
Самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных задач;
Совершенствования рукописи с определённой точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
Рецензирование;
Сообщения как результат наблюдений.
Учебно - методическое обеспечение.
Для учителя
Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. – М., 1994.
Барлас Л.К. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. – М., 1978.
Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учебное пособие для вузов. – М., 1986.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1982.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М., 1984.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М., 1987.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. – Изд.2. – Л., 1990.
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1974.
Для обучащихся
Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978.
Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975.
Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. – М., 1996.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2 – М., 1996.