Просмотр содержимого документа
«"Профориентационная работа на уроках русского языка"»
Выступление
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА»
Цель: Представление наиболее результативных элементов собственной системы работы по профориентации на уроках русского языка.
Вступление: Добрый день, уважаемые коллеги!
Учителю необходимо постоянно учиться. И лучшим способом является взаимообмен профессиональным опытом. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс, чтобы определить тему мастер-класса, предлагаю отгадать загадки.
Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Кучер или шофер)
Кто играет на публику? (Актёр)
Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот, лётчик, космонавт)
Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик)
Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекари)
Кто познаётся в беде? (Спасатели)
Кто вас вгоняет в пот? (Банщик)
Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик)
Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)
Как называют дирижёра банкета? (Тамада)
Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник)
Кому в рот хор смотрит? (Дирижёр)
Мастер «топорной работы» – это... Кто? (Дровосек, лесоруб)
Кто из ученых ворон считает? (Орнитолог)
«Зверский» доктор – это… Кто? (Ветеринар)
Профессиональный подсказчик – это… Кто? (Суфлёр)
Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании? (Адвокат)
Мастер: Что объединяет Ваши ответы?
Предложенные загадки позволяют нам представить, как многолик и разнообразен мир профессий.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Актуальность темы моего мастер – класса обусловлена тем, что организация профориентационной работы в коррекционных школах всегда была приоритетной задачей, ведь именно здесь большинство детей определяются со своим профессиональным будущим, учатся ставить перед собой цели, прогнозировать свой путь развития.
Введениепрофориентации в уроки русского языка организовано по этапам:
Выделение в программном материале тем, на которых целесообразно вести профориентационную работу.
Определение форм подачи материала.
Определение перечня профессий для детей с ОВЗ, и выделение из них наиболее востребованных.
Изучение интересов и склонностей обучающихся.
Углубление собственных знаний в профориентационном материале.
К своей рабочей программе по русскому языку я сделала приложение, в котором отразила:
темы, на которых будет отрабатываться профориентационный материал;
профессии, о которых пройдет речь;
- форма проведения работы.
Словарная работа на уроках русского языка
- Давайте выясним, какие профессии вам знакомы, поиграем в игру «Назови профессию на каждую букву этого слова»
П-почтальон, продавец, пилот; Р- редактор, репортёр; О- охранник, орнитолог, озеленитель; Ф- фотограф, фандрайзер (ищет деньги и возможности для организации); Е – егерь; С - сантехник, слесарь, строитель; И- инженер, историк, имиджмейкер (специалист по созданию имиджа-образа личности), иконописцы, иллюзионисты; Я - языковед, ямщик. (КАРТОЧКИ)
А. артист, акробат, авиатехник
П. повар, писатель, портной
Б. банкир, банщик, библиотекарь
Р. Режиссер, рыбак
В. Врач, военнослужащий, водолаз
С. Строитель, садовод, спасатель
Г. Геофизик, грузчик, гимнаст
Т. Технолог, товаровед
Д. дизайнер, домработница, доярка
У. учитель, укладчик
Е. егерь, естествоиспытатель
Ф. фармацевт, флорист
Ж. железнодорожник, журналист
Х. хирург, художник
З. зоолог, землемер
Ц. цветовод, цветокорректор
И. инженер, историк, иллюзионист
Ч. Чертежник, часовщик
К. кондитер, кинорежиссер
Ш. шофер, щебенщик
Л. Летчик, логопед, литейщик
Щ. щебенщик
М. менеджер, медиатор, маркетолог
Э. экономист, эколог, экспедитор
Н. нотариус, нейрохирург
Ю. ювелир, юморист, юрист
О. окулист, ортопед, оператор
Я. Языковед
Игра «Волшебный мешок» Вам нужно достать предмет, какой профессии этот предмет принадлежит.
-Человеку, какой профессии принадлежит предмет? (бинт, расческа, градусник, булочка, конфета, указка, ножницы, краски, машинка)
Перечень профессий был определен по Справочнику профессиональных образовательных организаций Пермского края, а затем совместно с детьми была сделана выборка наиболее перспективных и интересных для них.
Игра ролевая "Один день из жизни"
Рассмотрим профессию “учитель”. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству. - Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника — учителя. Это будет рассказ только из существительных.
– Я начну, а вы продолжайте: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель.
Раздел «Деловое письмо» целесообразно проводить на заполнении конкретных документов, которые нужны для поступления в учебные заведения, при устройстве на работу. Много внимания я уделяю подбору и составлению текстов профориентационного содержания с грамматическим заданием по изучаемым темам.
Работа с текстом с биографиями выпускников, среди них они узнают знакомых и родственников, а также видят перспективы жизнеустройства для себя. Успешно идет работа по смысловому чтению, которую я организую на своих занятиях.
Эта форма помогает не только отработать учебный материал, научит эффективно работать с текстом, но и поможет подготовиться к комплексному экзамену в 9 классе.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.