Профориентационная работа на уроках русского языка и чтения. С обучающимися с ОВЗ.
Профориентационная работа на уроках русского языка и чтения. С обучающимися с ОВЗ.
Дидактические приёмы исплользуемые на уроках русского языка и чтения. Материал, который используется взят из программых упражнений и программных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках русского языка и чтения. С обучающимися с ОВЗ.»
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14» г. Амурска, Хабаровский край
Профориентационная работа на уроках русского языка и литературного чтения
Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в условиях ФГОС на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач образовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы - это помочь обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их интересами, психологическими и физическими возможностями и способностями. Профориентационная работа на уроках русского языка и литературного чтения проводится на материале через изучение программных тем и произведений художественной литературы и устного народного творчества. Программный материал по русскому языку в 5-9-х классах имеет широкие возможности для решения этой задачи.
Виды работ на уроках русского языка по профориентации:
Изучение словарных слов по теме «Профессии».
Образование новых слов, обозначающих название профессий от словарных слов. Библиотека –библиотекарь, полиция –полицейский.
Образование новых слов-названий профессий с помощью 2-х корней, с помощью суффиксов и приставок на тему «Выбор профессии». Подводник, сталевар, каменщик, водолаз, сантехник.
Включение изученных словарных слов, обозначающих название профессий в активный словарь обучающихся через составление словосочетаний и предложений с изученным словарным словом. Данный вид работы позволяет опираться на их жизненный опыт и формировать социальные связи с обществом, жизнью.
Работа с текстами: ответы на вопросы с объяснением слов-названий профессий.
Работа по рисункам с узнаванием и называнием профессий. Назвать цирковые профессии (клоун, дрессировщик, акробат, гимнастка).Работа по цветным репродукциям картин художников.Ветеринар, географ, стюардесса, машинист метро, менеджер, дворник.
Использование слов-названий профессий в пословицах. «Хороший кузнец по пальцу не ударит», «Искусная швея нитки не запутает».
Нахождение в упражнениях предложений со словами, обозначающими названия профессий.
Знакомство с устаревшими названиями профессий. Пахарь, станционный смотритель, лекарь, аптекарь.
Использование занимательного материала по теме «Профессии» – загадки, стихи.
Дидактические игры и дидактические задания по теме «Профессии»:
Образование имён существительных мужского и женского рода в названиях профессий: официант - … кочегар-...
«Определи названия профессий» – Кто воспитывает детей в детском саду? Кто изучает природу?
«Ответить одним словом» – работник, принимающий и выдающий верхнюю одежду -... Работник, выполняющий ремонт обуви- ...
«Кто управляет этими машинами и механизмами?»
грузовиком -.... лифтом - ...
Составление «Азбуки профессий» (название профессий в
алфавитном порядке).
Все используемые виды работ способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности обучающихся, расширению знаний о многообразии мира профессий.
В процессе чтения художественных произведений обучающиеся получают интересные знания о профессиях, названий трудовых действий, предметов труда, материалов и инструментов. На примерах литературных персонажей воспитываются качества личности, необходимые человеку той или иной профессии, формируются нравственные ценности, в числе которых позитивное отношение к труду людей, к результатам его труда и уважение к профессии. Профориентационный материал органично связан с программным и рассматривается в контексте учебной деятельности. Роль художественных средств изучаемых произведений в трудовом и нравственном воспитании обучающихся очень высока, т.к. оказывает большое влияние на их эмоциональное состояние через сказки, стихи, рассказы.
Задачи уроков чтения в этом направлении, следующие:
- формировать у обучающихся любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- расширить и систематизировать представления о многообразии мира профессий;
- стимулировать интерес обучающихся к изучению мира профессий;
- познакомить обучающихся с информацией, как зарождались те или иные специальности.
Для решения этих задач составлен «Перечень произведений 5-9 классов», в которых рассказывается о какой-либо профессии или упоминается название профессии, род занятий литературных персонажей.
При изучении биографии писателей и поэтов обучающиеся узнают, каким профессиям и ремёслам приходилось им овладеть, и какую роль они сыграли в их жизни. Составлен «Список профессий русских писателей и поэтов XVIII – XX веков».
Изучаемый программный материал позволяет расширить знания обучающихся о редких, устаревших, малоизвестных и вообще неизвестных профессиях прошлого и настоящего.
В произведениях устного народного творчества всегда рассказывается об отношении простого народа к честному, добросовестному труду.
5 класс - Русская народная сказка «Никита Кожемяка». В процессе работы над содержанием сказки обучающиеся узнают о кожевенном ремесле, о силе богатыря, о его мудрости в борьбе со страшным Змеем. Пи чтении башкирской сказки «Золотые руки» обучающиеся узнают о профессиях портного, кузнеца, повара, воина, купца.
6 класс - Сказка Е. Пермяка «Тайна цены». В этой сказке устаревшие и редко встречаемые профессии: гончар, лодочник, каменотёс, берестянщик, рыбак, высекальщик пуговиц из раковин. Главная мысль данного произведения – это ценность и важность человеческого труда.
8 класс - А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». В рассказе упоминаются устаревшие профессии: акцизный (чиновник, собирающий акцизные налоги на производства товаров массового потребления табака, вина), приказчик (управляющий имением помещика).
К.Г. Паустовский - «Телеграмма». В этом произведении говорится о профессиях художник, сторож, почтальон, секретарь, скульптор, курьер и о трудовых процессах и обязанностях с ними связанными.
И.С. Тургенев - «Муму». Примером отношения к своей работе может служить Герасим. «И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору...». Из содержания текста обучающиеся самостоятельно объясняют, чем занимались герои произведения: дворецкий (управляющий домом), прачка (работница, занимающаяся стиркой белья), кастелянша (женщина, заведующая бельевым хозяйством), башмачник (мастер, занимающийся шитьём и починкой обуви).
В ходе беседы над рассказами о профессиях важно выяснить:
Сохранились ли профессии, названия которых встречаются в произведении? (приказчик, ямщик)
Как изменились функциональные обязанности некоторых профессий? (горничная, управляющий).
Названия каких профессий звучат по-разному, но имеют одинаковые или схожие функции и обязанности? (мажордом – приказчик-управляющий.)
Какие качества личности необходимы для получения данной профессии и для занятий данным видом деятельности?
Какие профессии наиболее популярны были в прошлом веке и какие востребованы в наше время?
Как важно в жизни «Кем быть?» и «Каким быть?».
Организация профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения, формы и методы работы позволяют достичь личностных, коммуникативных, познавательных результатов и помочь им в профессиональном самоопределении для успешной адаптации в социуме.
Подготовила: Калинина Л.В., учитель русского языка и чтения.