kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная работа на уроках русского языка и чтения. С обучающимися с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические приёмы исплользуемые на уроках русского языка и чтения. Материал, который используется взят из программых упражнений и программных произведений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках русского языка и чтения. С обучающимися с ОВЗ.»

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14» г. Амурска, Хабаровский край



Профориентационная работа на уроках русского языка и литературного чтения

Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в условиях ФГОС на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач образовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы - это помочь обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их интересами, психологическими и физическими возможностями и способностями. Профориентационная работа на уроках русского языка и литературного чтения проводится на материале через изучение программных тем и произведений художественной литературы и устного народного творчества. Программный материал по русскому языку в 5-9-х классах имеет широкие возможности для решения этой задачи.

Виды работ на уроках русского языка по профориентации:

  1. Изучение словарных слов по теме «Профессии».

  2. Образование новых слов, обозначающих название профессий от словарных слов. Библиотека –библиотекарь, полиция –полицейский.

  3. Образование новых слов-названий профессий с помощью 2-х корней, с помощью суффиксов и приставок на тему «Выбор профессии». Подводник, сталевар, каменщик, водолаз, сантехник.

  4. Включение изученных словарных слов, обозначающих название профессий в активный словарь обучающихся через составление словосочетаний и предложений с изученным словарным словом. Данный вид работы позволяет опираться на их жизненный опыт и формировать социальные связи с обществом, жизнью.

  5. Работа с текстами: ответы на вопросы с объяснением слов-названий профессий.

  6. Работа по рисункам с узнаванием и называнием профессий. Назвать цирковые профессии (клоун, дрессировщик, акробат, гимнастка).Работа по цветным репродукциям картин художников.Ветеринар, географ, стюардесса, машинист метро, менеджер, дворник.

  7. Использование слов-названий профессий в пословицах. «Хороший кузнец по пальцу не ударит», «Искусная швея нитки не запутает».

  8. Нахождение в упражнениях предложений со словами, обозначающими названия профессий.

  9. Знакомство с устаревшими названиями профессий. Пахарь, станционный смотритель, лекарь, аптекарь.

  10. Использование занимательного материала по теме «Профессии» – загадки, стихи.

  11. Дидактические игры и дидактические задания по теме «Профессии»:

  • «Доскажи словечко» Самолетом правит…Трактор водит...

  • «Назови профессии» – Зверей лечит... Коров доит...

  • «Кто что делает» – Рубит лес...Копает землю...

  • Образование имён существительных мужского и женского рода в названиях профессий: официант - … кочегар-...

  • «Определи названия профессий» – Кто воспитывает детей в детском саду? Кто изучает природу?

  • «Ответить одним словом» – работник, принимающий и выдающий верхнюю одежду -... Работник, выполняющий ремонт обуви- ...

  • «Кто управляет этими машинами и механизмами?»

грузовиком -.... лифтом - ...

  1. Составление «Азбуки профессий» (название профессий в

алфавитном порядке).

Все используемые виды работ способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности обучающихся, расширению знаний о многообразии мира профессий.

В процессе чтения художественных произведений обучающиеся получают интересные знания о профессиях, названий трудовых действий, предметов труда, материалов и инструментов. На примерах литературных персонажей воспитываются качества личности, необходимые человеку той или иной профессии, формируются нравственные ценности, в числе которых позитивное отношение к труду людей, к результатам его труда и уважение к профессии. Профориентационный материал органично связан с программным и рассматривается в контексте учебной деятельности. Роль художественных средств изучаемых произведений в трудовом и нравственном воспитании обучающихся очень высока, т.к. оказывает большое влияние на их эмоциональное состояние через сказки, стихи, рассказы.

Задачи уроков чтения в этом направлении, следующие:

- формировать у обучающихся любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

- расширить и систематизировать представления о многообразии мира профессий;

- стимулировать интерес обучающихся к изучению мира профессий;

- познакомить обучающихся с информацией, как зарождались те или иные специальности.

Для решения этих задач составлен «Перечень произведений 5-9 классов», в которых рассказывается о какой-либо профессии или упоминается название профессии, род занятий литературных персонажей.

При изучении биографии писателей и поэтов обучающиеся узнают, каким профессиям и ремёслам приходилось им овладеть, и какую роль они сыграли в их жизни. Составлен «Список профессий русских писателей и поэтов XVIII – XX веков».

Изучаемый программный материал позволяет расширить знания обучающихся о редких, устаревших, малоизвестных и вообще неизвестных профессиях прошлого и настоящего.

В произведениях устного народного творчества всегда рассказывается об отношении простого народа к честному, добросовестному труду.

5 класс - Русская народная сказка «Никита Кожемяка». В процессе работы над содержанием сказки обучающиеся узнают о кожевенном ремесле, о силе богатыря, о его мудрости в борьбе со страшным Змеем. Пи чтении башкирской сказки «Золотые руки» обучающиеся узнают о профессиях портного, кузнеца, повара, воина, купца.

6 класс - Сказка Е. Пермяка «Тайна цены». В этой сказке устаревшие и редко встречаемые профессии: гончар, лодочник, каменотёс, берестянщик, рыбак, высекальщик пуговиц из раковин. Главная мысль данного произведения – это ценность и важность человеческого труда.

8 класс - А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». В рассказе упоминаются устаревшие профессии: акцизный (чиновник, собирающий акцизные налоги на производства товаров массового потребления табака, вина), приказчик (управляющий имением помещика).

К.Г. Паустовский - «Телеграмма». В этом произведении говорится о профессиях художник, сторож, почтальон, секретарь, скульптор, курьер и о трудовых процессах и обязанностях с ними связанными.

И.С. Тургенев - «Муму». Примером отношения к своей работе может служить Герасим. «И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору...». Из содержания текста обучающиеся самостоятельно объясняют, чем занимались герои произведения: дворецкий (управляющий домом), прачка (работница, занимающаяся стиркой белья), кастелянша (женщина, заведующая бельевым хозяйством), башмачник (мастер, занимающийся шитьём и починкой обуви).

В ходе беседы над рассказами о профессиях важно выяснить:

  • Сохранились ли профессии, названия которых встречаются в произведении? (приказчик, ямщик)

  • Как изменились функциональные обязанности некоторых профессий? (горничная, управляющий).

  • Названия каких профессий звучат по-разному, но имеют одинаковые или схожие функции и обязанности? (мажордом – приказчик-управляющий.)

  • Какие качества личности необходимы для получения данной профессии и для занятий данным видом деятельности?

  • Какие профессии наиболее популярны были в прошлом веке и какие востребованы в наше время?

  • Как важно в жизни «Кем быть?» и «Каким быть?».

Организация профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения, формы и методы работы позволяют достичь личностных, коммуникативных, познавательных результатов и помочь им в профессиональном самоопределении для успешной адаптации в социуме.

Подготовила: Калинина Л.В., учитель русского языка и чтения.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профориентационная работа на уроках русского языка и чтения. С обучающимися с ОВЗ.

Автор: Калинина Людмила Владимировна

Дата: 17.12.2024

Номер свидетельства: 661973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства