kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Развитие речи учащихся является важной проблемой современного образования. Школьное  образование, направленное на формирование общей культуры, познавательное  развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка"»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


в рамках курсов повышения квалификации

«Теория, методика и технологии преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС. 5-9 классы»



на тему

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»




Автор работы: Терещенкова Елена Леонидовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №463
























СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ с. 3

  1. ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ, РЕЧЬЮ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИ-

РОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ с. 5

  1. РОЛЬ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ ЯЗЫКОВОЙ, КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ с.7

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ

ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ с.10

  1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ с.12

  2. СИСТЕМА ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ. с.13

5.1 Упражнения, направленные на формирование умения различать типы речи с.13

5.2 Упражнения, направленные на формирование умения выбора речевых

средств при создании работ различных жанров с. 14

5.3 Методика знакомства со стилями речи с. 15

5.4 Игровые диалоги и речевые ситуации как форма развития речи учащихся с. 15

5.5 Система работы по картине с. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . с. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с. 23



















ВВЕДЕНИЕ.


Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.

        Не секрет,  что  многие из нас  не  обладают  хорошо  поставленным  голосом,  не  умеют  ясно и  грамматически  правильно  говорить,  излагать  собственные  мысли  в  свободной  творческой  интерпретации  в  устной  и  письменной  форме,  выражать  свои  эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  не  соблюдают  речевую  культуру  и не  развивают  умение  общаться.     Некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Речь  наших  детей  часто  бедна  просто  потому,  что  они не  стремятся  говорить  более  ярко,  выразительно  и разнообразно.

Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет и СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
Конечно,  с  этим  надо  бороться поиском  действительно эффективных  путей  по  формированию  языковой  личности,  действенных  средств и  методов  работы  по  развитию  речи,  речевой  культуры  и  речевого  творчества.

       Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.

        На  уроках  русского  языка и не  только  надо  научить  ребят  пользоваться  родным  русским  словом,  понять  и  почувствовать  его,  стремиться  развивать  свою  речь,  совершенствовать  свое  речевое  творчество.

Поэтому   целью  данной   работы можно считать выявление методических, психолого-педагогических условий развития  речевой культуры  обучающихся в процессе работы над совершенствованием их речевой деятельности, развитие их  лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

   Из данной цели вытекают   следующие  задачи:

 1).  Изучить  и  проанализировать  литературу и  практический  опыт  по  данной  проблеме.

2).  Активизировать   познавательную  деятельность  обучающихся,  совершенствовать их речевое  творчество.

 3).  Формировать у  учеников  навыки как устной, так и письменной  речи,  ориентируясь  при  этом  на  реальные  задачи,  которые  предстоит  решать  ученикам  в  жизни.

 4).  Обучать  детей  умению  правильно  воспринимать  чужой  текст  и  создавать  свой.

5)  Описать систему заданий и упражнений, направленных на развитие связной устной и письменной речи обучающихся. .

 

    В  связи  с  этим  я  считаю,  что  развитие  речи -  это  урок  творчества.  На  таком  уроке  должна  проявиться  индивидуальность  каждого  ученика,  должны  развиваться  его творческие  способности,  любознательность.






























  1. ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ, РЕЧЬЮ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.


"Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения" (Соколова В.В.)

Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.

Однако нельзя не признать, что формирование навыков связной речи зачастую не имеет систематического подхода, системы необходимых упражнений, нужных для этой работы пособий. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с огромной проблемой безграмотности, несвязности, бедности не только устной, но и письменной речи большинства учащихся.

Достижением методической науки последних десятилетий можно считать усиление коммуникативной направленности школьного языкового образования. Формированию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др.). Методика сейчас активно занята поиском ответа на вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и каковы пути достижения этого. Работа над текстом (текстовая деятельность) при этом становится средством речевого развития учащихся. В связи с этим при обучении русскому языку особое внимание уделяется урокам словесности, которые в первую очередь способствуют выработке у школьников навыков общения (Шанский Н.М., Львова С.И., Власенков А.И., Горшков А.И., Аннушкин В.И., Темиз Я.В. и др.)

В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы. Ученые неоднократно отмечали связь обучения родному языку с развитием души человека (Буслаев Ф.И., Ушинский К.Д., Срезневский И.И., Добромыслов В.А., Рыбникова М.А. и др.). Но методика лишь недавно встала на путь поиска таких методов и приемов развития речи, которые были бы значимы и в интеллект-развивающем, и в чувственно-воспитательном планах (Федоренко Л.П., Дейкина А.Д., Пленкин Н.П., Антонова Е.С., Логвинова Л.В. и др.).
На современном этапе сохранению и развитию русского языка уделяется большое внимание. 2007-й год был объявлен на государственном уровне годом русского языка. Это позволило привлечь к изучению его разнообразных проблем более пристальное внимание. Вопросы русского языка, развития речи оказались в центре внимания не только специалистов, но и общественности. В 2009-м году Министерством образования и науки Российской Федерации предложен проект нового «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», учитывающий, что в  школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, а также рост коммуникативной компетенции ребенка. Но коммуникативная компетенция учащегося напрямую зависит от уровня развития речи. Из научной литературы известно, что 80 % времени, которое человек проводит в бодрствующем состоянии, связано с его речевой деятельностью, и наиболее ярко его социальная роль проявляется в процессе коммуникации.

Развитие речи учащихся является важной проблемой современного образования.

Неслучайно современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникатив-ной компетенции. Школьное образование, направленное на формирование общей культуры, познавательное  развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества. Высокообразованный, грамотный в языковом отношении специалист может достигнуть больших успехов, так как горизонты его мышления и возможности для проявления творческих способностей расширяются.
Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка и литературы для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.
Перед теорией и практикой методики обучения и воспитания стоят вопросы: как усовершенствовать процесс развития речи школьников, создать технологии, направленные на формирование мотивации к обучению, развитие и активизацию творческих способностей учащихся, а также способности к обновлению компетенции. С этой целью разрабатываются учебно-методические пособия с привлечением нового дидактического материала, которые, наряду с овладением правилами нормативной речи и развитием речевых умений и навыков, ставят задачи развития творческого потенциала школьников, способствуют дальнейшему овладению речевыми умениями и формируют умение учиться.
Одними из первых к разработке методических концепций развития речи учащихся обратились Е.С. Антонова, Е.В. Архипова, М.Т. Баранов, Т.Г. Бирюкова, Н.В. Борисова, Е.А. Быстрова, B.Г. Горецкий, Г.Г. Граник, А.Д. Дейкина, Н.И.  А.П. Еремеева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, Л.П. Лунева, М.Р. Львов, Е.И. Никитина, Е.И. Пассов, Т.Г. Рамзаева, A.B. Текучев, М.С. Соловейчик, О.В. Сосновская, Л.П. Федоренко, Л.А. Ходякова, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева и др.).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся; проведение  констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; обработка результатов эксперимента; разработка методической системы развития речи учащихся.
Современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы. В них предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка. Однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ новых методик.



  1. РОЛЬ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЯЗЫКОВОЙ, КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ.


Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Речевое развитие каждого человека направлено на достижение определенных целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Совершенствование речи учащихся – кропотливая, каждодневная работа. Именно это заставляет подчинить ее следующим целям: углубить знания о стилях и типах речи; формировать представление об их структуре; развивать умения грамотно обращаться со средствами языка; совершенствовать умения в раскрытии темы и ее развитии и т.д.

Умение грамотно строить сочинение, передавать текст изложения с младших классов в старших классах даст возможность уверенно проводить анализ текстов как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Содержание работы по развитию связной речи учащихся основной школы направлено на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей данной темы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к работе над развитием речи учащихся в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.


Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенство-ваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе. 
И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
В педагогике существует много различных классификаций педагогических технологий, многие из них мы используем в обучении:
1. Технология проблемного обучения ( применение технологии проблемного обучения на уроках в процессе анализа текстов, в организации исследовательской работы учащихся).
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. 
3. Технология «Метод проектов».

4. Информационно--коммуникативные технологии. 
(возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся, использование обучающих программ по русскому языку). Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаем учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ГИА, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.

5. Технология мастерских (предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач). 
В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях, где усилена речевая направленность. Это позволяет не только работать над формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую деятельность, мотивацию к учению. 
Необходимо проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение, формируют образную речь учащихся: урок- ролевая игра, урок-путешествие, урок - театрализация и т.д. Именно такие уроки дают учителю и ученикам возможность проявить творческую активность, способствуют умению отстаивать свои убеждения.
Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, убеждаемся в том, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у них повышается интерес к художественным средствам языка, развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество. 

Использование на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения – одно из необходимых условий повышения интереса к предмету. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать о том, что игра – естественная потребность для детей, особенно младшего и среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. 
Работая в классах средней школы, используем элементы игровых технологий. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, содействуют развитию творческих способностей, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.
1. «Диктор» ( Прочитайте текст орфоэпически правильно.)
2. «Редактор» (Исправьте речевые ошибки).
3. «Переводчик».
- Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных слов ) синонимами? 
А) Доктор прописал пациенту инъекции. 
Б) Разъярённая вьюга замела тропинки. 
В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 
Г) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. 
2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? 
А) При проверке было выявлено немало дефектов. 
Б) Он пишет мемуары. 
В) Ваши аргументы убедительны. 
Г) Мы гордимся нашим голкипером. 
Д) В газете появилась информация о футбольном матче. 
Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди. 
4. «Перевертыши».( Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора).


  1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ.


Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет и методы обучения. Наряду с традиционным для школы прямым, имитационным методом усвоения речи (сочинение и изложение по образцу) большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания (сочинения нетрадиционных жанров). Выбор форм занятий ( практикумы, групповая работа, лабораторные занятия). Различные методы и приёмы работы позволят рационально организовать самостоятельно – творческую деятельность школьников, осуществить дифференцированный подход к ученикам с учётом их интеллектуального развития, уровня языковой подготовки, интересов и склонностей.

Используются различные виды деятельности, методы, приемы и упражнения :

а) анализ художественного текста- это и метод (Ходякова), и прием (Донская) и упражнение (Сокольницкая);

б) словесное рисование и набор красок по теме произведения;

в) элементы исследовательской работы ;

г) подбор музыкальных фрагментов по заданной теме;

д) создание собственных творческих работ;

ё) работа с фразеологизмами, с этимологией слова;

ж) инсценирование, заочные и очные экскурсии;

и формы работы: работа в группах (составить сценарий, распределить по сценарию роли, под руководством одноклассника режиссёра, приготовить инсценировку для своего класса), работа в парах (составить и решить кроссворд, анализ сочинения, отзыв на письменную работу учащихся, составить и задать вопросы по определённой теме).







  1. СИСТЕМА ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ.

    1. Упражнения, направленные на формирование умения различать типы речи.

Понятие «типы речи» само по себе легко усваивается учащимися, но очень важно показать, в каком взаимодействии находятся понятия «тип речи», «жанр» и «стиль». Это поможет учащимся «видеть» структуру текста, понимать его назначение, уметь его видоизменять при сжатом или выборочном пересказе, сохраняя в целом авторский вариант. Тем более будут важны эти знания при работе с текстами, в которых представлены различные типы речи. (Приложение 1)

Первоначальные знания о типах речи дети получают из рифмовки:

Поможет описание предмет нам описать.

Задача повествования - что делает предмет узнать.

А высказать и доказать мнение постарается рассуждение.


Далее закрепление теоретических знаний идёт на зрительном уровне: предлагаются схемы и слоганы.


Описание.

Начало, основная часть и заключение

Дают предметов определение.


Повествование.

Если вспомнишь ты шапку Незнайки,

Все истории о нём расскажешь без утайки.

(Шапка Незнайки напоминает схему повествования: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, эпилог).


Рассуждение.

Пешеходный переход – это рассуждение.

Смело ты иди вперёд: доказывай своё мнение.



Ну а если все типы речи смешать,

Художественные тексты можешь ты создавать.


И далее на примере художественных текстов рассматриваем, как при помощи повествования идёт развитие сюжета, описание помогает создать фоновые сведения (описать место, внешность героев, интерьер и т. д.), а рассуждение углубляет сюжетную линию. Реальное практическое значение такой работы в том, что при написании изложения ученик может зафиксировать структуру текста простейшей схемой:

1. П.

2. О.

3. О.

4. Р.

И потом её без затруднений воспроизвести, облекая в слова.

Используя тексты публицистического стиля, учим детей, как можно вводить различные типы речи в статью и как они, взаимодействуя и дополняя друг друга, делают статью более яркой, эмоциональной.


    1. Упражнения, направленные на формирование умений выбора речевых средств при создании работ различных жанров.


Особо следует сказать и о выборе речевых средств при создании работ различных жанров. И вновь работа должна идти в контексте функциональной стилистики, практической стилистики, опираться на стилистику текста и фоностилистику.

Понятие жанра очень часто упускается учителями при работе над сочинениями, ставшими уже традиционными. А ведь уже в 5 классе работу над описанием можно успешно сочетать с освоением жанра очерка, репортажа. Например, сочинение-описание животных «Я иду по зоопарку» мы построили как материал для экскурсии, задумав создать очерк или репортаж для газеты. И вдруг оказалось, что бесстрастно описывать животных в зоопарке нельзя. Целую бурю эмоций (от умиления до боли) вызывает их вид. А дальше рождается раздумье, желание поднять и обсудить какие-то проблемы, касающиеся жизни животных. А это уже публицистика, настоящая проблемная статья!

Подобную методику можно использовать при описании памятника архитектуры в 8 классе. Такое сочинение - прекрасный повод поразмышлять о современной архитектуре, о проблемах градостроительства, об отношении людей к тому, что является историческим и культурным достоянием народа. Нельзя переоценить воспитательное значение таких сочинений в формировании гражданской позиции подростков.

Описание внешности человека так и «просится» стать составной частью сценария телепередачи « Крупным планом».

    1. Методика знакомства со стилями речи

Знакомство с наукой о стилях речи можно начать с вводного урока, на котором используем юмористические картинки. ( Дама в вечернем платье бегает по стадиону, а парень в спортивном костюме и девушка в шикарном туалете направляются в консерваторию на концерт). Вызывает смех у детей и такая картинка: парламентарий в бейсболке и футболке выступает на трибуне.

Спрашиваем у детей:

-В чём абсурдность этих картинок? Почему они кажутся смешными? (приём несоответствия – несоответствие стиля одежды и обстановки). Далее приводим тексты – несоответствия для иллюстрации ошибок в речевых ситуациях( Студент 1 курса вбегает к ректору и произносит приветствие: «Хелло! Сколько лет, сколько зим!». Или пример заявления: « Уважаемый, любимый директор! Дайте мне отпуск! Совсем доконали ученики. К морю хочется. Жду ответа, как ласточка лета. Учительница К. Иванова». Или зачитываю текст телеграммы из рассказа В. Шукшина «Чудик». Не упускаем возможности поговорить о природе смешного.

Ученики получают возможность убедиться, что стили существуют реально, это не выдумка учёных, что со временем, выбрав профессию, они станут в своей профессиональной деятельности носителем определённого стиля речи. А пока ребята учатся распознавать их на слух, интуитивно: лёгкая, раскованная разговорная речь, суховатая, обезличенная официальная, точная научная, полная экспрессии публицистическая, образная художественная.

Дальше практикум: детям предлагается перевести известные русские сказки в плоскость 5 функциональных стилей. В старших классах работа усложняется: пусть ребята поработают «корректорами» и исправят стилевые несуразности типа «Мальчик, ты по какому поводу плачешь».

Через деятельность учащиеся осознают, что у каждого стиля своя сфера применения, за каждым закреплён более или менее широкий круг тем. А жанры, характерные для данного стиля, помогут создать произведение для любой речевой ситуации. Ведь функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре: язык законов, науки, искусства, дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. Именно функциональные стили обуславливают богатство и стилистическую гибкость русского языка.

Вот почему стилистику научной, художественной речи и т. д. надо изучать отдельными блоками и в тесной взаимосвязи с областью речевой практики.


    1. Игровые диалоги и речевые ситуации как форма развития речи учащихся


Большой эффект в работе дают письменные игровые диалоги как одна из форм развития речи учащихся. Цель этих письменных игровых диалогов - ввести на более ранних этапах обучения творческие работы, которые много дают учителю в плане “раскрытия” учеников, развития их письменной речи, в плане обучения ребенка навыкам организации и самоорганизации.
Дети пишут одно сочинение на двоих - диалогом, причем каждой паре предлагаются индивидуальные роли: путешественник и его попутчик, малыш и Карлсон и т. п. На каждой парте задание на карточках такого типа: Вообрази себя героем сказки (любым) и побеседуй с соседом по парте (он тоже какой-нибудь герой). Один из детей в паре может являться консультантом для более «слабого». На другом уроке ребята писали диалог в игровой ситуации “Если бы…”. Им предлагалось наше время “найти” цветик - семицветик и использовать его (вдвоем) или повстречаться в самой будничной обстановке с героями различных сказок. На уроках при написании сочинения использую ролевые игры «Я - экскурсовод», «Картина заговорила» и др. Это стимулирует учащихся к говорению, готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной среде. 

На уроке повторения видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в 5 классе ставлю перед собой задачу: при помощи речевых ситуаций показать учащимся, что умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а главное, умение правильно использовать их в речи и точно передавать нужную интонацию, необходимо каждому человеку в практике речевого общения.
Повторение видов предложений по цели высказывания веду на основе анализа примеров, приводимых учащимися. Ребятам даю домашнее задание - составить пример, который включает в себя предложение и описание обстоятельств, в которых оно произносится, т. е. речевую ситуацию. Предлагаю речевые ситуации «сильным» учащимся придумать самим, «слабым» взять из художественной литературы. 
Анализируя приведенные примеры, учащиеся отметили, что восклицательная интонация в зависимости от ситуации, в которой произносится предложение, помогает передать различные эмоции, делает нашу речь более выразительней, помогает точнее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Кроме того, в процессе игры учащиеся получили возможность ощутить сложность и понять важность не только правильной интонации различных предложений, но и правильного восприятия интонации собеседника, что имеет большое значение в практике речевого общения.
Речевые ситуации на уроках дают мне возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт самих ребят, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала.
Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает, что обучающийся может реализовать себя относительно своих собственных способностей.

    1. Система работы по картине.


Одним из примеров работы над формированием речевых навыков является работа по картине. Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции: кумулятивной, накопительной, ведь, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности.

Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

Система коммуникативных упражнений, связанных с использованием картины, позволяющая обеспечить овладение речью "на высшем уровне" при большой нагрузке на эмоции и воображение ребят, включает творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для выхода в свободную речь в социально-культурной сфере.

Вопросы для первичного восприятия картины:

1.Что вы видите на картине? 2.Что изображено в центре картины? 3.Что вы видите на заднем плане? 4.На каком фоне изображены предметы? 5.Какое время года на картине изображено? 6.Какой день показал художник? 7.Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему? 8.Какие цвета использовал художник? 9.Какой цвет преобладает? 10.Кто главный герой картины? Как вы догадались? 11.Что можно сказать о главном герое? 12.Почему художник дал такое название картине? 13.Как бы вы ее назвали? 14.Нравится ли вам картина? Почему? 15.Какое настроение она вызывает? Почему?

Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:

1.Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…. Составьте предложения на тему этой картины. . 2.Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст. 3.Составьте описание картины по плану, записанному на доске. . 4.Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно). . 5.Выразите свое отношение к картине. . 6.Опишите ситуацию, изображенную на картине. . 7.Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.

На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся проблемные вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:

1.Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…) 2.Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? 3.Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение. 4.К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?

Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:

1.Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. 2.Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником. 3.Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине. 4.В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Эти упражнения готовят учащихся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине. На продвинутом этапе обучения можно организовать беседу по картине, в ходе которой отработать словарно-стилистический аспект высказываний; следует поощрять поиск наиболее подходящих слов, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:

1.Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины.

2.Неподготовленное заранее высказывание: "Вы посетили выставку картин: расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть".

3.Тематическая беседа: "Как научиться понимать картины?", "Роль живописи в жизни человека" и др.

4.Диспут на тему "Как вы понимаете высказывание Ф. М. Достоевского: "Красотой спасется мир"?"

5.Дискуссия: "Помогают ли художники сохранять земную красоту?", "Можно ли портрет А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского назвать портретом-памятником?"

6.Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя изо и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?

7.Ролевая игра: "Я — экскурсовод", "Картина заговорила", "Художник пишет картину".

8.Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.

9.Интервью у посетителя выставки.

10.Интервью у директора музея.

11.Интервью у экскурсовода.

Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.

Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства..

В круг методов формирования навыков связной речи нужно включить: изложения по отношению к объёму исходного текста, изложения по отношению к содержанию исходного текста, изложения по восприятию исходного текста, изложения по усложнённости языковым заданием, сочинения по тематике, сочинения по источнику полученного материала, сочинения по типу создаваемых текстов.

За исключением сочинений к каждому из представленных типов творческих работ необходима система речевых заданий, направленных на формирование умения определять такие важные в осмыслении единства текста понятия, как тема, микротема, тип речи, идея текста. Все задания должны быть связаны непосредственно с самим текстом, что делает работу более интересной и познавательной. Система заданий строится таким образом, что учащиеся при работе с текстом самостоятельно приходят к правильному решению и осознают алгоритм работы.

Творческие работы репродуктивного характера (списывание, диктанты и изложения) подготавливают учащихся к созданию собственного текста, что является конечной целью в работе над формированием навыков связной письменной речи.

Таким образом, система творческих работ в совокупности с системой речевых и языковых заданий помогает учителю организовать познавательные уроки развития речи, а также достичь наиболее высоких результатов при формировании навыков связной устной и письменной речи на уроках русского языка. Все  эти  работы  могут  использоваться  на  каждом  уроке.




 

 















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Это актуально, потому что помогает нам правильно строить свою речь, быть грамотными.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной (это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, т.к. важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка),  так и устной (это  могут быть  записи  выступлений  артистов и, конечно же,  речь  самого  учителя).  Необходимо  обращать внимание на  удачные  образцы  речи  самих  детей.

На основе анализа и обобщения педагогического опыта и  изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических  и методологических основ  формирования связной речи школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках   вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.


Систематическое  использование   методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах (Приложение 2).

































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.Ц. Школьное образование в современных социокультурных условиях.//Спб.- ПетроПресс, 2005

  2.  Архипова Е.А. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

  3. Архипова Е.А. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С.3- 11.

  4. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // РЯШ. 2004. № 5. С.3- 6.

  5.  Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ. - 1996.- №1.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.-Издательский центр «Академия»-2004

  7. Дюжева О.А. Развитие нечи// Инновационная технология обучения. 5-9 класс. Изд. «Учитель», 2013

  8. Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе // РЯШ. 2005. №7. С. 45- 49.

  9. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

  10. Львов М..Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // РЯШ . 2006. №2. С. 3- 8.

  11. Шевченко Н. Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках русского языка // РЯШ. – 1999. – № 2. – С. 37-41.














Приложение1 .

Таблица "Типы, стили, жанры речи"

Стили речи

Типы речи


Повествование

Описание

Рассуждение



ЖАНРЫ



РАЗГОВОРНЫЙ

1. Дружеское письмо

2. Дневниковые записи

3. Заметки в записной книжке

4. Анекдот

1. Напутствие

2. Описание предмета, местности

3. Портрет

1. Спор

2. Объяснение


книжный

Деловой

1. Деловое письмо

2. Инструкция

3. Отчет

4. Докладная

5. Биография

6. Протокол

7. Меморандум

8. Программа

1. Описание изделия

2. Описание местности

3. Портрет

4. Характеристика

5. Некролог

6. Таможенная декларация

7. Устав

8. Правила

9. Кодекс

1. Объяснительная записка

2. Опровержение

3. Речь в суде

4. Ходатайство

5. Обоснование

6. Экспертиза


Научный

1. Научный отчет

2. Описание опыта, эксперимента

3. Технология

4. Хроника

1. Описание предмета

2. Портрет

3. Географическое описание

4. Статья в словаре, энциклопедии, справочнике

5. Аннотация

1. Научная статья

2. Монография

3. Диссертация

4. Лекция

5. Диспут (дискуссия)

6. Рецензия

7. Методика

8. Технико-экономическое обоснование

9. Отзыв


Публицисти

ческий

1.Заметка

2. Очерк

3. Репортаж

1. Описание обстановки

2. Описание внешности

3. Очерк

4. Политическая декларация

5. Листовка

6. Обращение

1. Проблемная статья

2. Фельетон

3. Памфлет

4. Речь на митинге, собрании

5. Литературно-крити ческая статья


Художест-венный

1. Рассказ

2. Повесть

3. Басня

4. Поэма

5. Быль

6. Летопись

7. Жизнеописание

8. Мемуары

9. Сказка

1. Пейзаж

2. Портрет

3. Клятва, присяга, обещание

4. Загадка

5. Ода

6. Гимн

7. Мадригал

1. Басня

2. Поэма

3. Эссе

4. Философский роман


Источники

материала

Исторические факты

События

Наблюдения

Сообщения свидетелей, бывалых людей

Результаты научных исследований

Наблюдения

Произведения искусства

Специальные разыскания (археологические, архивные и т.п.)

Наблюдения и анализ фактического материала

Анализ фактов

Произведения искусства

Исторические факты

Свидетельские показания

Данные экспертизы






















Приложение 2

Результаты участия обучающихся

в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня.


Олимпиады:


Уровень

Количество участников/% от общего числа учащихся

2011-2012


2012-2013


2013-2014


2014-2015

Школьный уровень

22 чел./100%

27 чел./100%

27 чел./100%

20 чел./100%

Муниципальный

уровень

3 чел./ 14%

3 чел./ 11%

4 чел./ 14%

3 чел./15%

Региональный уровень

0 чел./ 0%

1чел./ 3%

0 чел. / 0%

2 чел./10%

Федеральный уровень

4 чел./ 18%

0 чел./ 0%

14 чел./ 52%

11 чел./55%

Международный уровень

0 чел./ 0%

0 чел./ 0%

3 чел./ 11%

0 чел./ 0%


Творческие конкурсы:

Учебный год

Общее количество обучающихся

Количество участников школьного этапа /% от общего количества обучающихся

Результат

Участие на муниципальном уровне /результат

2012-2013

22 чел.

12 чел./ 54%

2 победителя

Журавлев С. –призер (3 место) Конкурса проектов и творческих работ в районном этапе VIII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

2013-2014

27 чел.

27 чел./100%

3 победителя

Красавина Е. – участник II районного литературно-художественного конкурса, посвященного Дню матери


Завьялова А. – призер (3 место)

муниципального этапа регионального конкурса русской словесности

2014-2015

27 чел.

27 чел./100%

2 победителя

-Леонтьев Е. – 2 место в региональном этапе X Всерос-сийской акции «Спорт-альтер-натива пагубным привычкам» в номинации «Литературная работа»;

Лауреат федерального этапа X Всероссийской акции «Спорт- альтернатива пагуб-ным привычкам» в номинации «Литературная работа»;


Ниже представлены творческие работы учащихся, выполненные под моим руководством и отмеченные в школьных и районных мероприятиях.


Творческие работы учащихся

п/п

Название работы

Год

Автор

Класс

Где отмечена

1.

«Как сохранить здоровье?»

2012-2013

Журавлев Сергей

9

Конкурс проектов и творческих работ в районном этапе VIII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

2.


«Роль портрета в лите-ратуре» (на примере романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

2012-2013

Романова Марина

9

Конкурс проектов и рефератов

(школьный уровень)

3.

Стихотворение о маме

2013-2014

Красавина Екатерина

5

Конкурс творческих работ ( сочинений, собственных стихотворений) во II районном литературно-художественном конкурсе, посвященном Дню матери

4.

«Мы за здоровый образ жизни»

2013-2014

Творческая группа

5

Конкурс творческих работ

(школьный уровень)

5.

Стихотворение собственного сочинения «Я восхищаюсь вами,

милые поэты…»

2013-2014

Завьялова Анна


9

Муниципальный этап регионального конкурса русской словесности

6.

«Мой Лермонтов: размышления о судьбе поэта и его творчестве»

2013-2014

Завьялова Анна

9

Муниципальный этап регионального конкурса русской словесности

7.

«Письма и их альтернатива в жизни современного общества»

2013-2014

Завьялова Анна

9

Всероссийская конкурсная Программа «Письмо другу»

8.

Литературная работа «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

2014-2015

Леонтьев Егор

5

Региональный и федеральный этапы X Всероссийской акции «Спорт –альтернатива пагубным привычкам»


Федеральный этап X Всероссийской акции «Спорт- альтернатива пагуб-ным привычкам» в номинации «Литературная работа»;


9.

«История праздника «День Победы»

2014-2015

Творческая группа


7

Конкурс творческих работ, проводимых в рамках празднования 70 годовщины Дня Победы

(школьный уровень)

10.

«Мы, ныне живущие, помним…»

2014-2015

Дутова Мария

7

Конкурс стихов собственного сочинения, проводимый в рамках празднования 70 годовщины Дня Победы

(школьный уровень)


29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Проектная работа "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка"

Автор: Терещенкова Елена Леонидовна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Проектная работа "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_rabota_razvitie_rechevoi_kultury_uchashchikhsia_na_urokakh_russkogo_1"
    ["file_id"] => string(6) "525491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572803361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства