Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку 11 класс "Выразительные средства языка"»
МОУ «Салтыковская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Авторы работы: учащиеся 10 класса: Сайченков М.
Троенко А.
Руководитель: Гаврюшина О.Н.
Апрель 2022 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..….…….. 3
I. Исследовательская часть ……………………………………………………….. 5
1.1Выявление выразительных средств языка, используемых в задании 26 ЭГЭ.……. 5
1.2 Анкетирование…………………………………………………………………... 6
II. Теоретическая часть…………………………………………………………….. 7
III. Практическая часть…………………………………………………………….. 14
Задания для подготовки к ЕГЭ ………………………………………………….. 14
IV. Заключение……………………………………………………………………... 18
V. Используемая литература………………………………………………………. 19
Введение
Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский); ощущается и звуковая и смысловая строка слова. Образные слова – необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов. И каждый человек, находясь под воздействием художественного слова, становится немного художником, создающим художественный образ в своём воображении.
Важно умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы.
Данная работа посвящена исследованию существующих в русском языке лексических и синтаксических средств художественной выразительности и методике работы с ними на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Цель работы – изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования.
Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Постановка данной цели обусловила следующие задачи:
- Обобщить материалы авторских наработок.
- Систематизировать материал по данной теме, используя современные учебные пособия, материалы Интернета, творческие работы учащихся.
- Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В 1 главе описывается исследовательская работа по теме. Во 2 главе рассматривается теория по теме, анализируются специальные изобразительные средства языка. Глава 3 посвящена практической работе по теме.
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами.
Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся.
Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств преподавателями на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или монгольский, английский французский или немецкий, необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенные строки М.В. Ломоносова о русском языке:
«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ – С ДРУЗЬЯМИ,
НЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ,
ИТАЛЬЯНСКИМ – С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО, КОНЕЧНО, К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЁЛ БЫ В НЁМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО, БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИИ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».
В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?
Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.
Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?
На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.
И, действительно, чем может привлечь нас текст? Прежде всего, конечно, яркостью и сочностью красок, т. е. образными выражениями.
Вот два предложения:
- Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
- Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов.)
Хотя оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними
громадная. Если в первой фразе нам сообщают некоторые сведения,
информацию, то во второй мы видим живописную картину, нарисованную словами.
В этом и прелесть художественной литературы – рисовать словами. Есть слова, обороты речи, специальные приёмы, как бы предназначенные для живописания словом. Так, в стихотворном примере из произведения М.Лермонтова важную роль в создании общей картины играет сравнение: как грань алмаза. Писатели, поэты используют также метафоры, эпитеты, метонимии и другие приёмы и средства, о которых далее пойдёт речь. Они очень важны, составляют богатство языка, запас его выразительных средств, ресурсов.Один из разделов стилистики – изучение изобразительно-выразительных средств языка.
Часть 1
Исследовательская часть
1.1 Выявление выразительных средств языка, используемых в задании 26 ЭГЭ.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в нашей жизни, требующий обдуманного выбора своего будущего, обобщения знаний по предмету и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку во многом определяется тем, насколько мы подготовлены к этому экзамену. Познакомившись сКИМЕГЭ по русскому языку мы пришли к выводу, что особое внимание стоит уделять 26 заданию, в котором выставляется от 0 до 4 баллов.
Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть. Знание художественно выразительных средств поможет лучше справиться со сложным заданием С1, в котором предлагается написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, оценить речевое оформление текста, но и использовать яркие приёмы в оформлении своих мыслей, чтобы набрать баллы по критерию «Точность, богатство и выразительность речи выпускника».
Проработав более 50 вариантов ЕГЭ из ОБЗ, мы составили список из терминов, которые встречаются в задании 26. У нас получилось 42 наименования.
Эпитет
Вводные слова и словосочетания
Синонимы
Анафора
Гипербола
Восклицательные и вопросительные предложения
Антонимы
Эпифора
Летота
Неполные предложения
Фразеологизмы
Антитеза
Метафора
Обращения
Разговорная и просторечная лексика
Вопросно – ответная форма изложения
Метонимия
Сравнительные обороты
Книжная лексика
Градация
Олицетворение
Ряды однородных членов
Оценочная лексика
Инверсия
Синекдоха
Риторические вопросы
Диалектизмы
Лексический повтор
Сравнение
Риторические обращения
Устаревшая лексика
Цитирование
Ирония
Односоставные предложения
Неологизмы
Диалог
Аллегория
Термины
Парцелляция
Символ
Синтаксический параллелизм
Оксюморон
1.2 Анкетирование
Мы решили выяснить, со всеми ли выразительными средствами языка знакомы ученики нашей школы. С этой целью было проведено анкетирование, в котором приняли учащиеся 6-10 классов (21 человек).
Результаты таковы:
№
Термин
Не знаю
Затрудняюсь ответить
Знаю
1
Оксюморон
19 (90%)
2
-
2
Литота
19 (90%)
2
-
3
Синекдоха
19 (90%)
2
-
4
Парцелляция
19 (90%)
2 (9%)
5
Синтаксический параллелизм
19 (90%)
2 (9%)
6
Анафора
18 (86%)
2
-
7
Метонимия
16 (76%)
1
4 (19%)
8
Эпифора
15 (71%)
3
3 (14%)
9
Градация
14 (67%)
1
6 (28%)
10
Риторические обращения
12 (57%)
6
3 (14%)
11
Аллегория
12 (57%)
3
6 (28%)
12
Инверсия
12 (38%)
4
4 (19%)
13
Риторические вопросы
11 (52%)
4
6 (28%)
14
Оценочная лексика
11 (52%)
2
8 (38%)
15
Вопросно – ответная форма изложения
11 (52%)
1
9 (43%)
16
Метафора
10 (48%)
7
4 (19%)
17
Антитеза
10 (48%)
3
8 (38%)
18
Диалектизмы
8 (38%)
5
7 (33%)
19
Лексический повтор
8 (38%)
7
6 (28%)
20
Цитирование
8 (38%)
4
9 (43%)
21
Гипербола
7 (33%)
8
6 (28%)
22
Ирония
7 (33%)
2
12 (38%)
23
Разговорная и просторечная лексика
7 (33%)
2
12 (38%)
24
Книжная лексика
7 (33%)
2
12 (38%)
25
Неологизмы
7 (33%)
1
13 (61%)
26
Сравнительные обороты
6 (29%)
1
14 (67%)
27
Вводные слова и словосочетания
6 (29%)
3
12 (57%)
28
Неполные предложения
5 (24%)
6
10 (48%)
29
Символ
5 (24%)
10
6 (28%)
30
Ряды однородных членов
5 (24%)
2
14 (67%)
31
Устаревшая лексика
5 (24%)
1
15 (71%)
32
Термины
5 (24%)
1
15 (71%)
33
Эпитет
5 (24%)
16 (76%)
34
Диалог
5 (24%)
16 (76%)
35
Односоставные предложения
5 (24%)
6
10 (48%)
36
Олицетворение
4 (19%)
2
15(71%)
37
Антонимы
21 (100%)
38
Фразеологизмы
21 (100%)
39
Восклицательные и вопросительные предложения
21 (100%)
40
Обращения
21 (100%)
41
Сравнение
21(100%)
42
Синонимы
21 (100%)
Исследование показало, что большинство учащихся нашей школы не могут или затрудняются дать определения 25 терминам (60%); от 48% до 76% учащихся знают 11 (26%) средств выразительности языка; и только 6 (14%) терминов знают все учащихся (100%).
Вывод:учащиеся нашей школы плохо знают выразительные средства языка, так какданная тема слабо представлена в учебниках и дополнительных пособиях. В материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся, потому что знание этого материала проверяется на экзамене по русскому языку как в 9 классе, так и в 11 классе. Поэтомуособое внимание стоит уделить сбору теоретического и дидактического материала по данной теме.
Таким образом, наш проект актуален и полезен.
Часть 2
Теоретическая часть
Даётся текст с пронумерованными предложениями, рецензия к тексту и список терминов.
Пример задания 26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...
(31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?
(52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.
«Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31).Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горюшко») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».
Список терминов:
1) вопросительное предложение
2) диалектизм
3) олицетворение
4) термины
5) ряд однородных членов
6) сравнительный оборот
7) эмоционально-оценочные слова
8) синтаксический параллелизм
9) гипербола
Если внимательно прочитать формулировку задания 26, то можно увидеть, что для его выполнения требуется знание определённой группы выразительных средств языка. А сколько таких групп существует? Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось поработать с теоретическим материалом.
В результате мы выяснили, что выразительные средства языка делятся на 4 группы: тропы, лексические средства выразительности, синтаксические средства выразительности и приёмы. Весь теоретический материал мы представили в виде таблиц.
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений.
СИНЕКДОХА
Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«...и слышно было до рассвета, как
ликовал француз...» (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)
СРАВНЕНИЕ
Уподобление одной ситуации другой,
одного явления другому.
Сравнение может быть выражено:
1) Сравнительным оборотом с союзами
как, точно, словно, будто, как будто;
2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде;
3) сущ. в творительным падеже;
4) Сравнит.степенью прил. или наречия.
Глаза, как океаны;
Лентой бархатной чернеет / Груда
вспаханной земли. Разливы рек ее,
подобные морям... (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза
смотрела на деревни и поле и очень
походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)
ЭПИТЕТ
Эмоционально-красочное определение,
несущее особую эмоциональную и
смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет
выражен прилагательным, реже –
наречием.
Добрый ветер; живительная влага;
робкое дыхание; горящие глаза;
дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным
шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).
Синтаксические средства
Термин
Определение
Пример
ВВОДНЫЕ СЛОВА / СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Слова, словосочетания, не
входящие в структуру
предложения (к ним нельзя задать
вопрос), выражающие отношение
говорящего к высказыванию. В
предложении выделяются
запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью. По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложения, в которых
выражается стремление
говорящего узнать что-либо,
удостовериться в чем-либо.
Как дела? О чем ты говоришь?
ВСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Эмоционально-окрашенные
предложения, произносимые с
восклицательной интонацией.
Какой чудесный день! Как хорошо в поле!
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
Синтаксические конструкции,
допускающие пропуск одного
или нескольких компонентов,
известных или подразумеваемых
из ближайшего контекста;
отсутствующими могут быть как
главные, так и второстепенные
члены предложения.
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).
ОБРАЩЕНИЯ
Слова или сочетания слов,
используемые для называния лиц
или предметов, к которым
обращена речь. Обращения
выделяются запятыми, также
после обращения, произнесенного
с восклицательной интонацией
ставится "!" знак.
Антон, что ты делаешь? (Пушкин) Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ /
РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
Слова одной и той же части речи,
относящиеся к одному слову и
отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын) Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС/ ВОСКЛИЦАНИЕ/ ОБРАЩЕНИЕ -
Вопрос, восклицание, обращение,
НЕ имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза? Здравствуй, солнышко! (Пушкин)
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА
Текст, представленный в виде
риторических вопросов и ответов
на них.
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое»
ГРАДАЦИЯ
Последовательное нагнетание
или ослабление сравнений,
образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Не уйти, не встать и не вздохнуть. Поежился, с задавленной тоской
оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)
ДИАЛОГ
Разговор двух или более героев
повествования.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...
- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он.
- Если бы не вы!...(Бондарев)
ИНВЕРСИЯ
Нарушение порядка слов в
предложении. Приблизительная
норма: обстоятельство места или
времени (ко всему предложению)
+ определение + подлежащее +
обстоятельство образа действия +
сказуемое + дополнение +
обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин). Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(Бунин)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР
Повторение одного и того же
слова. Средство связи в тексте
между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)
Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Нам нужно злата, злата, злата'. Копите злато до конца! (Пушкин)
НЕОЛОГИЗМ
Новое, не так давно вошедшее в
язык слово или словосочетание.
Неологизмы появляются в языке в
двух случаях: 1) возникают для
обозначения новых, ранее не
существовавших предметов,
явлений, понятий;
2) вводятся писателями.
ОКСЮМОРОН
Сочетание несовместимого
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь. Горячий снег. Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский) Эти умники все такие глупые... (Чехов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -
Авторское членение текста
(расчленение фразы на части или
на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит! Я думаю. Что вы не правы. Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. ...Но идет... Шатается... Одна (Ахматова)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Тождественное или сходное
расположение элементов речи в
смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…
Все в огне будете гореть неугасимом.
Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)
ЦИТИРОВАНИЕ
Слова, строки, отрывки из других
произведений, включенные в текст.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
ЭПИФОРА
Повторение одного и того же
слова, фразы в конце отрезка
речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(Шолохов)
Лексические средства выразительности
Термин
Определение
Пример
АНТОНИМЫ
Слова, противоположные по
значению.
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква «Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)
Как же пользоваться этими таблицами при выполнении задания 26?
Мы разработали алгоритм выполнения задания.
Сначала проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:
- тропы отметим «т»,
- лексические средства – «л»,
- синтаксические – «с»,
- приёмы – «п».
Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.
В задании сказано, что первое и третье (А и В) - это синтаксические средства. Как мы видим в списке, их всего три. Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные предложения, выбираем нужное.
Второе (Б) – это лексическое средство. В списке их три.
Наконец, четвёртое средство (Г) – это троп. Их в списке два.
Сопоставляем примеры с определениями. Расставляем цифры в нужном порядке.
ОТВЕТ:
А
Б
В
Г
1
7
5
3
Подводим итог:
Прочитать рецензию.
Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
Прочитать список терминов.
Сгруппировать понятия.
Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
Расположить цифры в нужном порядке.
Часть 3
Практическая часть
1. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья... тянули кривые руки», «ужас... впился своей пастью...») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки».
Список терминов:
1) сравнительные обороты
2) олицетворение
3) однородные члены
4) эпитет
5) диалектизм
6) риторическое обращение
7) литота
8) вопросительные предложения
9) парцелляция
(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
2. «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) просторечие
3) диалектизм
4) литота
5) ряды однородных членов
6) эпитет
7) ирония
8) риторическое обращение
9) противопоставление
(6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
(8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.
(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел». (18)Он был прав, удручающе прав...
(10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.
(13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников.
3. «Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».
Список терминов:
1) вопросительное предложение
2) диалектизм
3) олицетворение
4) термины
5) ряд однородных членов
6) сравнительный оборот
7) эмоционально-оценочные слова
8) синтаксический параллелизм
9) гипербола
(5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...
(31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?
(52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.
4. «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в предложении 28) − помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 36) — отражает глубину чувств юноши».
Список терминов:
1) диалектизм
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) вопросительное предложение
6) сравнительный оборот
7) просторечное слово
8) метафора
9) анафора
(28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (З6)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?
(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.
5. «О возможном будущем человечества известный писатель Владимир Солоухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой троп, как (А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп — (Б)_____ (предложения 8−12, 23) — помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необходимости сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к таким людям. В тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп — (В)_____ («зловещее чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека задуматься над сложившейся ситуацией, писатель использует приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в предложении 30)».
Список терминов:
1) синтаксический параллелизм
2) ирония
3) разговорная лексика
4) эпитет
5) риторическое восклицание
6) развёрнутая метафора
7) фразеологизм
8) противопоставление
9) риторическое обращение
(8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка
(30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
6. «Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».
Список терминов:
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова
3) эпитеты
4) общественно-политическая лексика
5) вводное слово
6) вопросно-ответная форма изложения
7) цитирование
8) диалектизм
9) ряды однородных членов
(12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов".
(36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание.
7. «Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности — (А)_____ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)_____ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и (В)_____ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) литота
4) парцелляция
5) экспрессивно-оценочные слова
6) диалектизм
7) вопросительное предложение
8) разговорные синтаксические конструкции
9) метафора
(14)Я сразу ей: триста!.. (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!»
(29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось.
(31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась.
(36)— Разве ты меня обманул?
8. «Монолог рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения, вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в своей речи (А)_____ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»). Используя лексическое средство — (Б)_____ («не давая себе спуску» в предложении 41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В)_____ («быть» — «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 40)».
Список терминов:
1) синонимы
2) фразеологизм
3) парцелляция
4) диалектизм
5) ряд однородных членов
6) риторический вопрос
7) анафора
8) термины
9) противопоставление
(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.
9. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («стеклянные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».
Список терминов:
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет
(23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
10. «В тексте автор употребляет различные тропы: (А)_____ («течёт молчаливая людская река» — перенос признаков одного предмета на другой на основании их сходства), (Б)_____ («как колокольчик» в предложении 36). Объясняя свои внутренние ощущения после нечаянно услышанного разговора, автор использует лексическое средство выразительности − (В)_____ («с лёгким сердцем» в предложении 44). Синтаксическое средство выразительности − (Г)_____ (предложения 1, 5) − помогает автору изобразить обстановку, в которой происходит действие, и передаёт настроение героя».
Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) лексический повтор
4) ряды однородных членов
5) сравнение
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) вопросно-ответная форма изложения
9) диалектизм
(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах.
(36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.
(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих.
Заключение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что актуальность данного проекта несомненна: обучение осуществляется не «методом натаскивания», а путем осознанного подхода к освоению материала. Мы работали с информацией, самостоятельно добывая знания и проверяя их получение на практике. Исходя из актуальности данного вопроса, нами подобран материал подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Представлен в практической части.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств, значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.
Изучать средства выразительности языка сложно, но интересно и полезно.Знание этого материала поможет лучше справиться со сложными заданиями на экзаменах.
Использованная литература
1.Блинов А.И. Все, что нужно для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие.-
Уфа: Эдвис.
2.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций.- М.:
Экзамен, 2021.
3.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.-
Ростов н/Д:Легион, 2020.
4. Интернет.
Введение
Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский); ощущается и звуковая и смысловая строка слова. Образные слова – необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов. И каждый человек, находясь под воздействием художественного слова, становится немного художником, создающим художественный образ в своём воображении.
Важно умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы.
Данная работа посвящена исследованию существующих в русском языке лексических и синтаксических средств художественной выразительности и методике работы с ними на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Цель работы – изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования.
Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Постановка данной цели обусловила следующие задачи:
- Обобщить материалы авторских наработок.
- Систематизировать материал по данной теме, используя современные учебные пособия, материалы Интернета, творческие работы учащихся.
- Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В 1 главе описывается исследовательская работа по теме. Во 2 главе рассматривается теория по теме, анализируются специальные изобразительные средства языка. Глава 3 посвящена практической работе по теме.
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами.
Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся.
Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств преподавателями на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или монгольский, английский французский или немецкий, необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенные строки М.В. Ломоносова о русском языке:
«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ – С ДРУЗЬЯМИ,
НЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ,
ИТАЛЬЯНСКИМ – С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО, КОНЕЧНО, К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЁЛ БЫ В НЁМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО, БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИИ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».
В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?
Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.
Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?
На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.
И, действительно, чем может привлечь нас текст? Прежде всего, конечно, яркостью и сочностью красок, т. е. образными выражениями.
Вот два предложения:
- Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
- Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов.)
Хотя оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними
громадная. Если в первой фразе нам сообщают некоторые сведения,
информацию, то во второй мы видим живописную картину, нарисованную словами.
В этом и прелесть художественной литературы – рисовать словами. Есть слова, обороты речи, специальные приёмы, как бы предназначенные для живописания словом. Так, в стихотворном примере из произведения М.Лермонтова важную роль в создании общей картины играет сравнение: как грань алмаза. Писатели, поэты используют также метафоры, эпитеты, метонимии и другие приёмы и средства, о которых далее пойдёт речь. Они очень важны, составляют богатство языка, запас его выразительных средств, ресурсов.Один из разделов стилистики – изучение изобразительно-выразительных средств языка.