В свете требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня предполагают овладение совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий, определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
Неограниченные возможности испытать свои силы в умении увидеть закономерности, стать в позицию субъекта обучения и самим участвовать в процессе образования новых знаний, овладения новыми способами действия предоставляет учащимся проблемное преподавание предмета «Русский язык».
Обучение младших школьников решению проблемных учебных заданий включает пооперационное овладение необходимыми мыслительными действиями посредством выполнения логических упражнений на сравнение, группировку и классификацию явлений, на умение выделять главное, определять существенные и несущественные признаки понятий, делать самостоятельные выводы, аргументировать их.
В ходе выполнения проблемных заданий на уроках русского языка школьники под руководством учителя сами «добывают» необходимые сведения.
Проанализировав учебник «Русский язык» Л. Ф. Климановой, я пришла к выводу, что заданий для совершенствования информационно-познавательной деятельности абсолютно недостаточно. В связи с этим, мною был разработан комплекс проблемных заданий к различным темам урока.
Задача | Этап урока |
Прочитай: шарик, Шарик, пушок, Пушок, мишка, Мишка. Можно ли сказать, что в этом списке по два раза повторяется одно и то же слово? С каждым из этих слов составь предложение. | Актуализация знаний. ( 5-7 мин.) |
Прочитайте скороговорку. В поле Поля – Полюшка Полет поле – полюшко. Сорняков не будет в поле, Если поле полет Поля. Объясните, почему одни выделенные слова пишутся с большой буквы, а другие – с маленькой. | Закрепление. ( 3 мин.) |
Найдите одинаковые слова. Где нужна большая буква? Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе. Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе. | Закрепление. ( 3 мин.) |
Подумайте, что означает слово язык в словосочетаниях высунуть язык, язык пламени, язык колокола. Составьте с этими словосочетаниями предложения. | Открытие новых знаний. ( 7 мин.) |
Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Найдите в пословицах слова с противоположным значением. Земелька чёрная, а хлебец белый родит. Добро помни, а зло забывай. | Закрепление. ( 3 мин.) |
Вставьте в предложения слова, противоположные по смыслу. Уголь чёрный, а сахар … . У волка хвост длинный, а у медведя … . Ученье - свет, а неученье - … . | Постановка учебной задачи. ( 2 мин.) |
Запиши буквами слова [бой’], [ч’ай’ка], [й’ура], [й’ожык]. Одинаковы ли позиции звука [й’] в этих словах? Запиши слова буквами. Выпиши первые буквы каждого слова и покажи на схемах их работу. | Постановка проблемной ситуации. ( 5 -7 мин.) |
Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука. Аня и Серёжа Ивановы едут в деревню. Они будут жить у бабушки Даши. Внуки помогут ей собирать урожай. Сергей соберёт с грядки огурцы, а Аня – свёклу. | Закрепление. ( 5 мин.) |
Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами. Во второй столбик выпиши слова, где мягкость согласного обозначена с помощью буквы ь . Стоят тёплые деньки. Ребята играют на школьном дворе. Только Машенька грустит у окна. Она больна и не ходит в школу. | Закрепление. ( 7-8 мин.) |
Найди слова, которые разделены для переноса неверно. День-ки, уго-лок, ма-йка, бе-се-да, пе-ньки, хо-ть, перв-ый, ру-ки, с-путник, про –пал,инд-юк, ел-ьник. | Актуализация знаний. (5 мин.) |
Объясните, правильно ли Аня и Ваня разделили слова для переноса. Исправьте ошибки, которые допустили Аня и Ваня при переносе слов. Запишите слова, правильно разделив их для переноса. Аня: вес-на, конь-ки, ча-йка, кофей-ник, воро-бей. Ваня: у-читель, паль-то, затей-ник, уче-ник, я-зык. | Первичное закрепление. (7 мин.) |
Прочитай загадки. Кто быстрее их отгадает? Летит – воет, а сядет – землю роет. Живёт без тела, говорит без языка. Выпишите слова, в которых мягкость согласных звуков на письме обозначена с помощью букв е, ё, и, ю, я. | Закрепление. ( 7 мин.) |
Сравни слова в парах. В каких словах есть разделительный мягкий знак? Сделай вывод. Запиши эти слова. Коньки –хорьки, крылья –перья. Ученье – путь к уменью. | Открытие новых знаний. (7 мин.) |
Прочитайте текст. Спишите. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Пригрело солнышко. Потекли ручьи. На деревьях появились листья. Весело чирикают воробьи. | Закрепление. ( 7-8 мин.) |
Запиши слова в два столбика: в первый с орфограммой А, во второй с орфограммой О. З_вод, м_роз, к_ток, л_пата, к_ньки, п_льто, р_бота, к_рандаш, _дежда, дев_чка, с_пог. | Закрепление. (5 мин.) |
Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке. Слова: лисица, рыбка, холод, травка, рябина, снежки, стрела, работа, повар. | Закрепление. (7 мин.) |
Спишите, исправив ошибки. Висна. Всё ярче светит солнце. Бигут и звенят висёлые ручейки. Литят дамой с юга птицы. | Актуализация знаний. ( 7 мин.) |
Прочитайте слова. Сравните их по звучанию и значению. Брат – брать –братья Кол – Коля – колья Семь –семя -семья | Открытие новых знаний. (5 мин.) |
Прочитайте «рассыпавшиеся» строчки из сказки К. Чуковского. Солнце, и, забежало, тучу, по, гуляло, небу, за. Глянул, стало, заинька, окно, заиньке, в, темно. Что здесь написано: отдельные слова или предложения? Составьте из данных слов предложения и запиши. | Постановка проблемной ситуации. ( 8 мин.) |
Определите границы каждого предложения. Прочитайте выразительно. Солнце светит всё ярче да жарче тает в поле снег на пригорках показалась земля вот и пришла весна Запишите, правильно расставляя знаки препинания. | Закрепление. ( 7 мин.) |
Прочитайте группы слов. Объясните, какие из них составляют предложения, какие нет. Пошла Красная Шапочка к бабушке/ густым лесом/по дороге девочка встретила серого волка/ рассказала ему/ Запишите предложения. | Актуализация знаний. ( 7 мин.) |
Прочитай сочетания слов. Вставь подходящие по смыслу предлоги. … широкой реке … сосновом лесу … развесистым дубом … нашим домом … лесной избушки С каждым сочетанием слов устно составь предложение. Запиши одно предложение. | Закрепление. ( 6 -7 мин.) |
Придумай текст по опорным словам. Запиши. Суббота, ребята, корзина, собака, ветер, хорошо, ягоды, рябина, ещё, машина. | ( 25 – 30 мин) |
Письменно дайте полные ответы на вопросы: Какие птицы зимуют в нашей стране? Какие животные обитают в лесу? Какие животные живут рядом с человеком? | ( 7 мин) |
Прочитайте пословицу. Объясните её значение. Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – отчизна. Спишите пословицу. Подчеркните буквы на месте непарных согласных звуков. | Актуализация знаний. ( 7 – 8 мин.) |
Прочитайте слова. Ёлочка, осень, зайка, кормушка, олени, стол, телефон, змейка, мел, маяки. Объясните, можно ли разделить эти слова для переноса. Запишите слова, которые можно переносить. | Закрепление. ( 6 – 7 мин.) |
В каком ряду все слова стоят в алфавитном порядке Апельсин, банан, груша, яблоко, персик Карандаш, ложка, молоко, огурец Машина, мешок, нитки, обувь, пуговица | Актуализация знаний. ( 3-5 мин.) |
Прочитай слова: ветка, рябина, рынок, кустик, клён, дубок, дымок, ромашка, игра, рыбёшка, клюква. Выпиши в алфавитном порядке только «растительные» слова. Какие слова не записал? Почему? | Закрепление. (7 мин.) |
Предъявление учащимся проблемных заданий в учебном процессе преследует следующие дидактические цели:
Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.