Просмотр содержимого документа
«Проблема пошлости образованного человека»
СОЧИНЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ ЕГЭ – 2019
Проблема пошлости образованного человека
Текст И. П. Цыбулько, 2019. Вариант -22
1. Вступление. Мы привыкли считать, что образованный человек - это культурный и воспитанный человек, а его поведение – пример для других.
2. Проблема.Но всегда ли образованность человека - синоним его воспитанности и порядочности? Всегда ли известные и уважаемые в обществе люди ведут себя благородно, в соответствии с высокими морально – этическими нормами?Именно на эти интересующие многих вопросы отвечает писатель Константин Георгиевич Паустовский.
3. Комментарий к проблеме. Проблему связи образования и воспитания К. Г. Паустовский разрешает на примере реакции уважаемой профессорской семьи на появление в их доме незнакомого человека, который прибыл с фронта в Москву по делам. К тому же этот человек привез профессору письмо от его родственницы и ее дорогостоящую вещь - золотые часы.
Первая сцена. Сцена приема солдата-фронтовика этим «интеллигентным», образованным семейством потрясает. Черствость, бесчеловечность, хамство профессора и его супруги не знают пределов. Они отказали гостю в ночлеге и не пустили его дальше порога.
Особо автор выделяет низость главы семьи – старого профессора, который оскорбляет гостя подозрениями в нечестности. Гость, считает профессор, мог «прикарманить» дорогостоящую вещь. Цинизм этого «научного светила» поразителен. За доставку с фронта он предлагает солдату «выслать» рубль или два и приказывает выпроводить незваного гостя за порог.
Завершая характеристику этого «благородного» семейства, К. Г Паустовский показывает: в этих людях нет ничего святого. Они презирают даже тех, кто сражается за Родину. Так, защищая своего отпрыска, профессорша говорит: «Геня, оставь! Он тебя убьет. Они привыкли всех убивать на фронте».
Вторая сцена. Со сценой приема гостя тесно связана сцена бурной реакции героя в ответ на хамство, с которым он столкнулся в профессорской семье. Униженный герой сумел постоять за себя, не уронить своего достоинства. Оглушительно стукнув дверью, он презрительно бросил профессору: «Эх вы! Научное светило!»
Связь эпизодов. Так, предусмотрев второй эпизод этого драматичного визита к известному профессору, К. Г. Паустовский дал понять читателю, что хаму надо говорить, что он хам и что терпеть его грубость окружающие не будут. Невоспитанным людям, которые ведут себя по-хамски, автор советует давать отпор.
4. Позиция автора. Позиция автора очевидна. К. Г. Паустовский с горечью констатирует, что образование и высокое общественное положение человека напрямую не связаны с уровнем его культуры, воспитания и человечности. Часто люди, достигшие высот в науке или в общественной жизни, оказываются низкими в морально-нравственном отношении.
5. Собственное мнение по проблеме. Я согласен с автором. Образованность и воспитанность не являются синонимами. Научные знания автоматически не обеспечивают воспитание лучших человеческих черт: гуманизма, доброты, сострадания и т. д. Высокие нравственные качества надо в себе воспитывать самому параллельно с получением образования, потому что образованный человек не должен быть хамом.
Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» уверяет, чтоинтеллигентный человек не тот, кто получил хорошее образование, знает несколько языков, а тот, кто не допустит грубости, черствости, кто способен понять и простить другого.
Такой высоконравственный человек формируется в процессе воспитания с детства. Петра Гринева, героя из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отец учил «беречь честь смолоду», и сын даже в тяжелые времена пугачевского бунта сохранил лучшие человеческие черты.
6. Заключение(Концовка). Таким образом, образование человека, ксожа-лению, не гарантирует ему высокую культуру и хорошее воспитание.Над тем и другим человеку нужно работать самому.