Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества"
Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества"
Чтение – это шанс для ребенка,
нечтение – риск для общества.
В наше время, в век компьютерных технологий, приходится все чаще сталкиваться с проблемой утраты роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, перетекание определенной, достаточно грамотной части населения, в неинтеллектуальные сферы деятельности, ориентации на некнижные формы культуры.
Чтение в наши дни все больше ориентируется на удовлетворение информационно – прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. И говорить о том, что скоро книгу заменит Интернет, по меньшей мере, недальновидно. Скорее массовое распространение информационных технологий предъявит еще большие требования к навыкам чтения, что и показывает пример многих высокоразвитых стран. Ведь при всем развитии информационных технологий, нельзя терять из виду то, что предпосылками овладения электронными средствами информации всегда будет умение читать. Причем, читать хорошо и быстро, ведь пользование Интернетом – штука не дешевая. Не картинки же там рассматривать!
Лучший читатель, как правило, является и лучшим зрителем, пользователем Интернета. Лучшим, поскольку умеет не только искать и оценивать информацию, но и использовать ее с пользой и творчески, создавать новые средства творческой деятельности.
Век новых технологий требует большой гибкости от пользователей информации. Визуальная грамотность, так же, как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги останутся и остаются не только и не столько источником информации, а предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Они дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставлять возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформулировать любовь к книгам. Ведь это первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Книги открывают новые миры.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки в жизни ребенка с самого раннего возраста. Она должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысль, грамотно писать.
Те же исследователи прогнозируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности, тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность страшна и опасна. Халатность, небрежность, недосмотр, аварии: там не дочитали инструкцию, здесь чего – то недопоняли, недодумали. Недаром первыми забили тревогу по поводу функциональной неграмотности военные. К сожалению, функциональная неграмотность удел не только тех, кто не мог учиться, но (что еще страшнее) и тех, кто закончил школу и ВУЗ.
Развивается она в раннем возрасте, а именно с 1 по 3 класс, после того, как детей научили читать и писать. Словом, третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника – еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение.
У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов. Легкость использования электронных средств информации не должна вводить их в заблуждение, так как смысл информационного потока выявляется только при его оценке, фильтрации и целенаправленном обобщении.
Ребенок нуждается в доступной, понятной и необходимой информации не менее, а может быть, и более, чем взрослый. Одна из статей главного документа, защищающего права детей «Конвенции о правах ребенка», гласит: «Государства … признают важную роль среди средств массовой информации, и обеспечивают возможность ребенку иметь доступ к информации, и обеспечивают возможность ребенку иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким… материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию».
Когда мы окидываем взглядом стеллажи с книгами, просматриваем их в библиотеке или магазинах, приходит ли нам в голову мысль о том, что развитие детской литературы и детское чтение являются одним из весомых показателей цивилизованности и культуры общества. Не случайно во многих странах учреждены награды за лучшие детские книги года, их оформление и иллюстрирование, за вклад в развитие детской литературы.
Проблема детского «нечтения» общемировая. Но если многие страны, столкнувшись с «вторичной неграмотностью», давно забили тревогу, и широко внедряют программы «Детское чтение», то мы семимильными шагами уходим от завоеванного когда – то статуса «самой читающей страны», не предпринимая каких – либо попыток предотвратить катастрофу, когда вместо творческой и созидающей личности получим бездумного «поглотителя информации».
Мы, взрослые, сетуем на не читающее поколение, вместо того, чтобы сделать все, чтобы оно стало читающим. Признавая, что книга не может конкурировать со СМИ, что мы получаем поколение клипо – и видеоманов, мы расписываемся в собственном бессилии, не предприняв попытки использовать все возможности для изменения ситуации.
Чтение – это шанс для ребенка, нечтение – риск для общества. Дети не интересуются чтением только тогда, когда мы не умеем или не хотим их заинтересовать. Не надо сокрушаться по поводу дремучей начитанности и отсутствия нравственных ориентиров – надо сделать все, что в наших силах, для исправления этого.
Поскольку библиотеки играют особую роль в формировании у детей умений и навыков чтения и сохранении общего уровня грамотности, необходимо определить соответствующее место библиотек в стратегических планах и программах, бюджетных решениях. Библиотеки – одна из важнейших систем, предоставляющих доступ к знаниям и культуре, поэтому необходимо посвятить значительную часть самых разных программ развития работе библиотек и делать это в гораздо более выраженной форме, чем сегодня.
Но одними усилиями библиотек эту проблему не решить! Необходимо привлечь к ее решению государство, поскольку требуется объединение усилий государственных органов, библиотек, издательств, редакций СМИ, учреждений образования, общественных фондов. Привлечение к чтению широких слоев населения, обеспечение доступа к печатным изданиям каждому гражданину, поощрение чтения, поддержка читательской культуры с целью сохранения духовного наследия требуют комплекса мер от государства.
Сегодня сокращаются тиражи, репертуар и количество названий детских изданий, детские библиотеки получают менее одной новой книги в год на читателя. Многие (особенно в сельской местности, где закрылись библиотеки) отлучены от книги, и ограничены возможности получения информации. В массовых изданиях экспансия пошлости и преобладание низкопробной литературы.
Нет дешевых и доступных каждой семье книг для детей, узок репертуар изданий на казахском языке, а художественная литература для них практически не создается. А ведь с проблемами чтения связаны проблемы родного языка! Таким образом, Чтение встает в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности культуры.
Не допустить кризиса детского чтения, защитить его ценность, поднять его статус, привить к нему вкус, поддержать положительное отношение к чтению детей – всеобщая задача.
Нужны практические действия, которые подчеркнут ключевую роль чтения в информационном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества"»
Чтение – это шанс для ребенка,
нечтение – риск для общества.
В наше время, в век компьютерных технологий, приходится все чаще сталкиваться с проблемой утраты роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, перетекание определенной, достаточно грамотной части населения, в неинтеллектуальные сферы деятельности, ориентации на некнижные формы культуры.
Чтение в наши дни все больше ориентируется на удовлетворение информационно – прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. И говорить о том, что скоро книгу заменит Интернет, по меньшей мере, недальновидно. Скорее массовое распространение информационных технологий предъявит еще большие требования к навыкам чтения, что и показывает пример многих высокоразвитых стран. Ведь при всем развитии информационных технологий, нельзя терять из виду то, что предпосылками овладения электронными средствами информации всегда будет умение читать. Причем, читать хорошо и быстро, ведь пользование Интернетом – штука не дешевая. Не картинки же там рассматривать!
Лучший читатель, как правило, является и лучшим зрителем, пользователем Интернета. Лучшим, поскольку умеет не только искать и оценивать информацию, но и использовать ее с пользой и творчески, создавать новые средства творческой деятельности.
Век новых технологий требует большой гибкости от пользователей информации. Визуальная грамотность, так же, как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги останутся и остаются не только и не столько источником информации, а предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Они дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставлять возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформулировать любовь к книгам. Ведь это первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Книги открывают новые миры.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки в жизни ребенка с самого раннего возраста. Она должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысль, грамотно писать.
Те же исследователи прогнозируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности, тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность страшна и опасна. Халатность, небрежность, недосмотр, аварии: там не дочитали инструкцию, здесь чего – то недопоняли, недодумали. Недаром первыми забили тревогу по поводу функциональной неграмотности военные. К сожалению, функциональная неграмотность удел не только тех, кто не мог учиться, но (что еще страшнее) и тех, кто закончил школу и ВУЗ.
Развивается она в раннем возрасте, а именно с 1 по 3 класс, после того, как детей научили читать и писать. Словом, третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника – еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение.
У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов. Легкость использования электронных средств информации не должна вводить их в заблуждение, так как смысл информационного потока выявляется только при его оценке, фильтрации и целенаправленном обобщении.
Ребенок нуждается в доступной, понятной и необходимой информации не менее, а может быть, и более, чем взрослый. Одна из статей главного документа, защищающего права детей «Конвенции о правах ребенка», гласит: «Государства … признают важную роль среди средств массовой информации, и обеспечивают возможность ребенку иметь доступ к информации, и обеспечивают возможность ребенку иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким… материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию».
Когда мы окидываем взглядом стеллажи с книгами, просматриваем их в библиотеке или магазинах, приходит ли нам в голову мысль о том, что развитие детской литературы и детское чтение являются одним из весомых показателей цивилизованности и культуры общества. Не случайно во многих странах учреждены награды за лучшие детские книги года, их оформление и иллюстрирование, за вклад в развитие детской литературы.
Проблема детского «нечтения» общемировая. Но если многие страны, столкнувшись с «вторичной неграмотностью», давно забили тревогу, и широко внедряют программы «Детское чтение», то мы семимильными шагами уходим от завоеванного когда – то статуса «самой читающей страны», не предпринимая каких – либо попыток предотвратить катастрофу, когда вместо творческой и созидающей личности получим бездумного «поглотителя информации».
Мы, взрослые, сетуем на не читающее поколение, вместо того, чтобы сделать все, чтобы оно стало читающим. Признавая, что книга не может конкурировать со СМИ, что мы получаем поколение клипо – и видеоманов, мы расписываемся в собственном бессилии, не предприняв попытки использовать все возможности для изменения ситуации.
Чтение – это шанс для ребенка, нечтение – риск для общества. Дети не интересуются чтением только тогда, когда мы не умеем или не хотим их заинтересовать. Не надо сокрушаться по поводу дремучей начитанности и отсутствия нравственных ориентиров – надо сделать все, что в наших силах, для исправления этого.
Поскольку библиотеки играют особую роль в формировании у детей умений и навыков чтения и сохранении общего уровня грамотности, необходимо определить соответствующее место библиотек в стратегических планах и программах, бюджетных решениях. Библиотеки – одна из важнейших систем, предоставляющих доступ к знаниям и культуре, поэтому необходимо посвятить значительную часть самых разных программ развития работе библиотек и делать это в гораздо более выраженной форме, чем сегодня.
Но одними усилиями библиотек эту проблему не решить! Необходимо привлечь к ее решению государство, поскольку требуется объединение усилий государственных органов, библиотек, издательств, редакций СМИ, учреждений образования, общественных фондов. Привлечение к чтению широких слоев населения, обеспечение доступа к печатным изданиям каждому гражданину, поощрение чтения, поддержка читательской культуры с целью сохранения духовного наследия требуют комплекса мер от государства.
Сегодня сокращаются тиражи, репертуар и количество названий детских изданий, детские библиотеки получают менее одной новой книги в год на читателя. Многие (особенно в сельской местности, где закрылись библиотеки) отлучены от книги, и ограничены возможности получения информации. В массовых изданиях экспансия пошлости и преобладание низкопробной литературы.
Нет дешевых и доступных каждой семье книг для детей, узок репертуар изданий на казахском языке, а художественная литература для них практически не создается. А ведь с проблемами чтения связаны проблемы родного языка! Таким образом, Чтение встает в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности культуры.
Не допустить кризиса детского чтения, защитить его ценность, поднять его статус, привить к нему вкус, поддержать положительное отношение к чтению детей – всеобщая задача.
Нужны практические действия, которые подчеркнут ключевую роль чтения в информационном обществе.