Применение эффективных методов обучения при подготовке к ЕНТ
Применение эффективных методов обучения при подготовке к ЕНТ
« Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В.Ключевский
Образование становится ведущим фактором, определяющим социально-экономическое развитие любого государства. Поэтому достижение высокого качества образования в настоящее время стало важнейшей проблемой во всем мировом сообществе. Примениение эффективных методов обучения при подготовке к ЕНТ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение эффективных методов обучения при подготовке к ЕНТ»
Применение эффективных методов обучения при подготовке к ЕНТ
« Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В.Ключевский
Образование становится ведущим фактором, определяющим социально-экономическое развитие любого государства. Поэтому достижение высокого качества образования в настоящее время стало важнейшей проблемой во всем мировом сообществе. Одним из аспектов выступают современные средства оценивания результатов обучения: тестирование, мониторинг, портфолио. На сегодня уровень знаний учащихся 11 классов в Казахстане определяют итоговые экзамены в форме ЕНТ. Выпускникам школ предстоит показать свои знания при сдаче ЕНТ, а нам, в поиске вопроса «Как эффективно подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования?» Эта проблема волнует всех участников процесса обучения: учителей, родителей, учеников. Наша задача заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.
Мне кажется, что учитель должен начать подготовку к этой работе с 5-6 классов продолжать ее вплоть до 11 выпускного класса. На долгом пути к ЕНТ мы по крупицам формируем способности учеников анализировать мыслить и обобщать и т.д. Но как это сделать? С чего начать? Специальный учебник по-моему не нужен. Достаточен материал учебника, по которому мы работаем с учениками. Работая преподавателем русского языка в школе, я вновь и вновь прихожу к выводу, что русский язык является уникальным предметом в плане развития познавательной активности учащихся, развития речи, памяти, воображения, общего кругозора и интеллекта учащихся. Считаю, что наиболее реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по русскому языку дает создание системы урочной и внеурочной работы. Она обеспечивает наибольший процент активности учащихся, что говорит об интересе учащихся к предмету.
На протяжении нескольких лет мои ученики сдают ЕНТ. ЕНТ – это одно из трудных моментов в жизни выпускников школ, также для родителей и учителей предметников.
Русский язык является четвертым предметом при сдаче ЕНТ. Я четвертый год готовлю выпускников к сдаче Единого национального тестирования.
Как видите опыт у меня небольшой, но тем не менее хочу поделиться с опытом подготовки к ЕНТ по русскому языку, которая позволила мне накопить достаточное количество методических пособий и приемов подготовки к тестированию, которые использую в своей практике.
Мною составлен индивидуальный план работы, который включает: • выполнение заданий на уроке самостоятельно и вместе с учителем, с применением карточек, тестовых заданий; • индивидуальную работу с учебником на уроке; • дифференцированное домашнее задание с учетом знаний учащегося • работа с родителями по осуществлению контроля за подготовкой домашних заданий; • дополнительные занятия по устранению пробелов в знаниях во внеурочное время в течение года. Провожу дополнительные занятия по вышеуказанному плану, ученики заводят тетради для индивидуальных работ. Практикую орфографические упражнения, блиц-опросы, мини-тесты, которые проверяю. После каждого тестирования провожу работу над ошибками, что очень важно при работе с учениками. В целом в 11 классе работу по подготовке к ЕНТ построила следующим образом: 1) Ученики проводят анализ каждого задания ЕНТ; 2) Восстанавливают навыки правописания; 3) Проверяют себя по опорным конспектам, и – при необходимости – по словарям и учебнику); 4) Проверяют себя по ответам в конце сборника; 5) Если допустили ошибки, находят в учебнике или справочнике соответствующее правило, разбираются в нем; 6) при затруднениях обращаются ко мне. После выполнения каждого варианта работы проводим анализ ошибок, с последующей работой над наиболее распространенными ошибками на уроке. Анализ проводится первоначально мною, а впоследствии - самостоятельно учащимися. Кроме коллективной работы над ошибками провожу и индивидуальную консультацию по заданиям, которые вызывают у того или иного учащегося затруднения. Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, тестирования и др. Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся, понимание изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам) В тест включаю учебный материал по русскому языку на основе Госстандарта за курс средней школы по разделам: фонетика, орфография , лексика, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика.
Следовательно, с их помощью выясняю: - освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве; - овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять; - умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию; - обладает ли одиннадцатиклассник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом. Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют: 1. Знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису); 2. Речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи; 3. Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил); 4. Орфографическую и пунктуационную грамотность; 5. Владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
Например, подготовка учащихся к выполнению заданий по Синтаксису: Эта подготовка требует целенаправленной работы в течение всего подготовительного периода к ЕНТ. Если темам из части Синтаксиса на уроках уделять мало внимания, то шансы учащихся выполнить эту часть работы хорошо крайне низки. Основные темы из части Синтаксиса: • способы подчинительной связи (управление, согласование, примыкание); • способы подчинения в СПП с двумя или более придаточными (однородное, неоднородное, последовательное); • способы образования слов (бессуффиксный, переход слов из одной части речи в другую – под особый контроль учителя); • виды односоставных предложений; • виды придаточных предложений; • знание частей речи (частицы, союзы, местоимения, причастия – под особый контроль учителя); • виды связи частей в СП (союзная, бессоюзная, сочинительная, подчинительная); • средство связи предложений в тексте; Этим темам всегда уделяю большее внимание, так как они должны быть на контроле, к ним необходимо возвращаться вновь и вновь как на рабочих уроках, так и на проверочных. Тестирование - не единственная, но эффективная форма подготовки к экзаменам. Система подготовки к ЕНТ не будет завершенной, если постоянно не отслеживать результаты учащихся, поэтому мониторинг просто необходим. Я провожу мониторинг после каждого теста, который позволяет проследить - какие темы отработаны учащимся, а какие требуют повторного изучения. И конечно постоянно провожу мониторинг пробного теста ЕНТ. Эта информация служит основанием для прогнозирования дальнейшего результата, для постановки новых ближних и дальних целей. Таким образом ЕНТ включает в себя задания по учебной программе не только за 11 класс, а с 5 по 11 классы. Поэтому подготовка учащихся в выполнении тестов начинается с 5 класса. В 11 классе тестирование провожу после каждой изученной темы для закрепления изученного материала.
На всех занятиях по подготовке к ЕНТ разбираем теорию и закрепляем практикой, каждому ученику даю домашнее задание, в виде рабочей тетради по пройденному материалу, затем оно проверяется, вместе с учеником анализируем ошибки и он работает над ее исправлением.
Таким образом, тестирование позволят добиваться неплохих результатов в комплексе подготовки к ЕНТ. Результаты сдачи ЕНТ такие:
2011-2012 – 75%
2012-2013 – 100 %
2013-2014- 75%
2014-2015 – 89 %
Как видите основная задача, которая стоит перед каждым из нас, это качественная подготовка учащихся к сдачеЕНТ. Так как результаты, полученные выпускниками это и оценка нашей работы. Поэтому каждый из нас ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.
Подготовка учащихся к итоговой аттестации в формеЕНТ требует от каждого из нас высокого мастерства, трудолюбия, терпения и гибкости.