В школе я работаю более 30 лет. Постоянно стремлюсь совершенствовать свой педагогический, профессиональный уровень, овладеваю новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса, для этого изучаю необходимый материал по теме самообразования: «Использование ИКТ как средство познавательной активности учащихся на уроках истории».
Эту тему считаю актуальной, потому что изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.
В основе моей работы с детьми лежат слова В.О. Ключевского «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»
Главной целью моей деятельности в решении задач поставленной проблемы является формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Использование ИКТ - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи:
-самореализация личности;
-умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;
-гуманность по отношению к окружающему миру;
-знание проблем своего края;
-сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;
Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, блочно-модульная и другие.
При реализации своей методической темы опираюсь на такие принципы педагогической деятельности: на уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Интерактивные методы: Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать, творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это специальная форма организации познавательной, практической и творческой деятельности. Из интерактивных методик использую такие, как:
«Шесть шляп мышления», «Синквейн, «Корзина идей», «Распаковка кластера», «Дерево предсказаний», Решение проблемных и практических задач, Метод проекта.
Результаты применения интерактивных методов обучения:
создание комфортных условий обучения,
формирование чувства успешности у ученика,
продуктивность самого процесса обучения,
Используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2.Электронные энциклопедии и справочники;
3.Тренажеры и программы тестирования;
4.Образовательные ресурсы Интернета;
5.DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6.Видео и аудиотехника;
7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;
8.Научно-исследовательские работы и проекты;
Варианты работы учителя истории с ИКТ:
1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);
4) защита рефератов и проектных работ учащимися.
5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ЕНТ.
Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ЕНТ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;
6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕНТ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, для поиска исторических источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов активно использую образовательные ресурсы сети Интернет.
В частности, при изучении курса истории Казахстана большую поддержку оказывает сайт Цифровых Образовательных Ресурсов