Данное учебное пособие предназначено для учащихся средних школ, абитуриентов и учителей.
Пособие можно использовать как для самостоятельной работы учащимся, так и для занятий с учителем.
Рекомендовано в качестве текущей и итоговой контроля знаний обучающихся, а также систематизации знаний как вводного этапа в подготовке к предметной олимпиаде.
Организация контроля знаний при подготовке к ЕНТ по биологии.
Процесс контроля - это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении.
Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Тестирование — специфическая форма контроля знаний.
Применение тестов обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что еще предстоит сделать.
В настоящее время тестирование стало методом контроля знаний, умений и навыков, учащихся не только на уроках, но и во время экзаменов.
К ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводится к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене является систематическая продуманная работа в течении всех лет обучения.
В рамках тестирования проверяется содержание всех основных разделов школьных курсов биологии 6-11 классов, отраженных в обязательных минимумах содержания основного и среднего (полного) образования по биологии.
Непосредственная подготовка к экзамену в форме ЕНТ включает в себя следующие этапы:
I. Организационно-установочный - отбор учебной литературы для учителя и учащихся при подготовке к централизованному тестированию – необходимый первоначальный этап совместной работы.
II. Диагностический этап осуществляется путем вводного тестирования по всем разделам курса биологии и индивидуальных бесед. При этом анализируются ошибки школьников, выявляются пробелы в знаниях.
III. Составление сводных таблиц учащимися (по крупным темам) приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала. Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению качества обучения учащихся.
IV. Ликвидация выявленных пробелов путем повторения, основываясь на построении индивидуальной образовательной траектории, которая строится исходя из предметной осведомленности учащегося, уровня сформированности ЗУНов, особенностей развития личности учащегося.
V. Промежуточный тематический контроль — в форме тестирования по отдельным темам, фронтальный опрос.
VI. Итоговое тестирование по всем разделам курса.