Просмотр содержимого документа
«Приемы и формы работы над ошибками.»
Приемы и формы работы над ошибками.
Работа над ошибками, допущенными в письменной речи занимает одно из важных мест, т. к. эта работа – путь к повышению грамотности учащихся. В своей работе использую следующие приёмы работы над ошибками, которые активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Использование “Волшебного квадрата” при формировании самостоятельного нахождении ошибок в 1 классе
Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Поясняю, что квадрат обладает волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее.
Использование памятки в работе над ошибками.
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, знакомлю их с памяткой “Работа над ошибками” Для более продуктивной работы учащимся к основной памятке работы над ошибками выдаются памятки- ступеньки. Памятка-Ступенька – указание последовательности действий (ступеньки) при отработки общего способа исправления орфографических ошибок.
ПАМЯТКА - СТУПЕНЬКА
Произнеси слово;
Разбери слово по составу и определи место ошибок в слове(этот пункт вносится после изучения темы «Состав слова»;
Определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки;
Вспомни (прочти) правило;
Выполни указания правила в таблице;
Выбери ошибки на то же правило и исправь их;
Приведи примеры на то же правило.
Очень важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Слово, в котором была сделана ошибка.
№
Вспомни правило.
Как надо действовать.
(исправление ошибки)
Слог.
1
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у-че-ник - 3гл.,3 сл.;
Перенос слова.
2
Слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить
Раздели слово на слоги для переноса.
на новую строку.
Делай так: ло-пата ,лопа-та.
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
3
Мягкий знак ь служит для
обозначения мягкости
согласного звука.
Выдели мягкий знак (ь) зеленым цветом, а согласный перед ним – подчеркни.
Делай так: пальто.
Использование цифрового обозначения орфограмм.
Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок использую следующим образом. Не исправляю, а зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставлю цифру, обозначающую номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учеником печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками
Заполнение пропусков в словах с “дырками”, пользуясь цифровым обозначением орфограмм.
Аналогичная работа проводиться при заполнении “дырок” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, даю установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.
Дифференцированное исправление ошибок.
Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки.
Формы фиксирования орфографических ошибок учащихся:
В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся:
1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется;
2) ошибка зачеркивается, но не исправляется, а сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке;
3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка;
4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка,
5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки |.
Способ фиксации орфографических ошибок выбираю в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений использую 1 и 2 способы. При выполнении обучающих упражнений использую все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения детей умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке.
Не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе использую разные способы фиксации ошибок и у разных учащихся.
После контрольного диктанта заполняю таблицу учёта пробелов «Морской бой», которая помогает найти конкретный «адрес неудачи» каждого ученика и класса в целом. По вертикали – список класса, по горизонтали – номера изученных орфограмм. Напротив фамилии ученика под номерами тех орфограмм, на которые допущена ошибка, фломастером ставится «точка–попадание», «пробоина». Каждому диктанту соответствует свой цвет пометки. Это даёт возможность по вертикали проследить частоту ошибок на конкретную орфограмму в классе в целом, а по горизонтали – количество орфограмм-пробелов у отдельного ученика. Следовательно фиксируются и общеклассные, и индивидуальные ошибки.
Таким образом, «противник» («орфопротивник») обнаружен. Перед учеником сильным ставится задача превратиться в «непотопляемый авианосец», перед слабым - не допустить повторной «пробоины». Эта игра похожа на «Морской бой».
Работа над ошибками - это необходимая часть обучения. Использование различных форм и приемов работы над ошибками позволяет учащимся справиться именно со своими проблемами, которые возникают у них в процессе обучения орфографии и пунктуации.
Список литературы:
1. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - 2-е изд. - М., 1996.
2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.