kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы развития памяти на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорога успеху проходит через постоянную и систематическую работу над собой и развитие тех способностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и саблезубыми тиграми, и стали особенно актуальны сейчас. Из вышеизложенного  можно понять, что речь идет об обучении приемам более рационального мышления, развития его образности, оперативности, активизации внимания и целенаправленной фантазии, которые мобилизуют творческие силы человека, и, главным образом, сильно укрепляют нашу смысловую ассоциативную память, являющуюся фундаментом умственной деятельности, в то же время, генератором ее развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития памяти на уроках русского языка »

Приемы развития памяти на уроках русского языка

Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…

Ф.М. Достоевский


Свои способности человека может узнать только попытавшись приложить их.

Сенека Младший


Человек! Сколько сокровенно и таинственного, великого и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, хорошего и плохого кроется под этим магическим словом.

И в зависимости от того, какие из этих сторон будут больше появляться в нем, тем он т станет.

Каждый человек есть уникум. И пожалуй, среди 5-ти миллиардного населения нашей планеты невозможно найти двух одинаковых людей, включая и однояйцевых близнецов. У каждого человека есть свои способности, воззрения, идеи и ценности, порой сильно отличающиеся от других.

Однако, в одном все люди сходятся. В стремлении к счастью и успеху в общественный и личной жизни, в желании быть нужным человеком. Но, к сожалению, а может быть и к счастью, это все само собой не приходить. Для достижения этих целей личность должна выработать в себе соответствующие качества и отвечать всем требованиям новой эпохи, которую смело можно назвать эпохой информации. Удача будет сопутствовать тем, кто смог себя соответствующим образом подготовить к приему, обработке и рациональному использованию полученной информации.

Дорога успеху проходит через постоянную и систематическую работу над собой и развитие тех способностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и саблезубыми тиграми, и стали особенно актуальны сейчас. Из вышеизложенного можно понять, что речь идет об обучении приемам более рационального мышления, развития его образности, оперативности, активизации внимания и целенаправленной фантазии, которые мобилизуют творческие силы человека, и, главным образом, сильно укрепляют нашу смысловую ассоциативную память, являющуюся фундаментом умственной деятельности, в то же время, генератором ее развития.

Суть моей методики состоит в использовании факторов неординарности, нестандартных ситуаций, вызывающих в нас положительные эмоции и в создании эмоциональных связок.

Говорят, что все люди довольны своим умом и никто не доволен своей памятью «Мне бы память получше!» - мечтает человек. И не даром. Задумывались ли вы над тем, как велика роль памяти в жизни человечества? Она хранит весь бесценный опыт его исторического развития, ей обязаны мы своими достижениями во всех областях знаний.

Ведь все, что создано людьми на Земле, создано с помощью мысли и памяти.

У нашей памяти, словно у живого существа, своей характер, свои прихоти. Она может в течение долгих лет хранить какой – нибудь пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести: вдруг откажется вспомнить формулу, которую выучили час назад.

Уже не одно столетие наука пытается разгадать секрет памяти.

Наша память- это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности, наше мышление – все связано с памятью. Когда говорят о памяти, людей в основном интересует проблема ее развития и совершенствования, все хотят все запомнить хорошо и надолго.

Много ли может человек запомнить? 40 лет назад ученые сделали сенсационное сообщение. По их расчетам человеческий мозг может вместить информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейший в мире библиотеки имени Ленина.

Фантастично? Пожалуй. Но не будем торопиться с выводами. Обратимся к фактам существования феноменальной памяти.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат, до 30 тыс. человек. Великий шахматист Алёхин мог играть в «вслепую» по памяти – с 30 – 40 партнерами, держа в уме все свои ходы и ходы противников, да просчитывая их еще вперед.

Всем известно, что оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене благодаря тому, что помнил в пьесах, в которых играл, все роли – свои и партнеров.


Память и интеллект – друзья – товарищи.

Выходит, есть люди, обладающие уникальной памятью. К тому же интеллект и память идут рука об руку, и великий ум – это и великая память.

Но всегда ли? Как есть примеры выдающейся памяти и ординарного ума, так есть и примеры скверной памяти и выдающегося интеллекта. Стало поистине стереотипным представление книги о «гениальной» рассеянности Альберта Эйнштейна.

И действительно, память многих творцов оставляла желать лучшего. В воспоминаниях современников сохранились свидетельства, как Лев Толстой с удовольствием слушал главы «Войны и мира», забыв написанное им полностью. Конечно, здесь показаны пики на шкале возможностей человеческой памяти. Но углубить, расширить, улучшить память, разбудить скрытые возможности своей памяти, достичь для себя – это задача по плечу каждому.

Что же такое память и каковы индивидуальные особенности ее, которые свойственны всякому человеку.

Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Благодаря памяти мысли, чувства, стремления, действия из опыта прошлого не исчезают бесследно, а остаются как те или другие представления.

Мы не будем касаться тонких и специальных вопросов, нас интересует другое, память – психологическая особенность человека, развитие и совершенствование памяти, чтобы уметь запоминать хорошо и надолго.

Какая у кого память?

У каждого человека память работает по – своему. Не только хуже или лучше, а именно по – своему, в зависимости от индивидуальных ее особенностей. Одному из учеников моего класса достаточно внимательно прослушать урок, чтобы запомнить материал, а другому – обязательно прочитать: видеть то, что нужно знать. Третий необыкновенно быстро заучивает стихотворение в 10 – 15 строф, а над выводом коротенькой физической формулы запоминает «с лета», а по истории путается в датах. И так далее, и так далее.

В современной психологии принято деление памяти по характеру. Их три вида: образная, эмоциональная и логическая.

Образная память – помнит запахи моря и дыма, аммиака и розы; помнит вкус мороженного и касторки, хлеба и конфет; помнит очертания гор и взлет самолета, вид города и силуэт Эйфелевой башни; помнит мягкость ваты и холод металла. Очень тесно связана эмоциональная – на чувства, переживания.

Это неудивительно, ибо все наши переживания связаны с образами, хранимыми нами.

Переживая что – либо, мы невольно воссоздаем и образ переживаемого.

И третий вид – память логическая, память на мысли слова. Она так же, как и другие виды, окрашивает личность индивидуальностью. Все три вида памяти живут бок обок, но какая – то преобладает над другими, главенствует в человеке. Поэтому люди по – разному запоминают и помнят. У каждого человека есть все виды памяти, а преобладает один.

Преобладание того или иного вида памяти связано с возрастом. Так, у детей больше развита образная и эмоциональная память, у взрослых образная и логическая.

Проведя тестирование в 11 классе, мы выяснили, что у старшеклассников логическая память играет большую роль: ведь все, что касается знаний, будь то математика, биология, химия, физика и другие предметы школьной программы, не менее чем на 80% связано с памятью логической, поддерживаемой образной памятью.

Различные типы памяти – чаще всего результат обучения. Одни дети работают молча, в одиночку. У них большей нагрузке подвергается зрительная память. Ученики, готовящие уроки группой, чаще пользуются слуховой памятью.

Год от года навыки закрепляются. И в ходе учения каждый незаметно и постепенно привыкает пользоваться одним и тем же видом памяти. Из всех возможных видов памяти ученик отбирает один или два вида. А остальные виды памяти он «забывает», и они остаются неработающими, нетренированными.

Этот резерв просто необходимо включить в работу. И не только потому, что он резерв. Но и потому, что в развитии памяти важна всесторонность. Ведь равномерное развитие видов памяти, по исследованиям психологов и медиков, очень помогают людям, в частности нам – школьникам. Мы же знаем общее правило умственной работы: отдыхать, меняя занятия. Это требование относится и к памяти. Верный путь избежать переутомления, которое уже начинает сказываться в старших классах, - научиться менять виды памяти. Для человека главное – постичь смысл.

При запоминании сказанного и прочитанного главную роль играет то, насколько оно понятно, насколько ярко можно представить себе ситуацию, которую надо запомнить. А здесь опять – таки нужно проследить логическую связь.

Во время эксперимента классу были даны предложения:

«Звуки были фальшивыми, потому что разошлись швы».

«Плавание было отложено, потому что не разбилась бутылка».

«Его спас стог сена, поскольку порвалась ткань».

До тех пор, пока человек не отыщет причинную связь в этих предложениях, он не может понять, о чем все – таки идет речь. И конечно фразы эти тут же забудутся.

Еще один собственный опыт из школьных лет. Когда ты зазубриваешь учебник, то может быть и получишь высокую оценку на контрольной, но уже через неделю ты уже не можешь вспомнить ряд фактов из зазубренного.

Но когда ты имеешь возможность обдумать то, информация сидит у тебя в голове недели, месяцы.

Я считаю, что время, потраченное на запоминание материала, который можно посмотреть в справочнике, потрачено крайне неэффективно. Наиболее проницательные учителя этого от нас и не требуют.

В ходе эксперимента учащимся старших классов было предложено такое упражнение. Из двуязычного словаря (французско – русский), выберите 10 слов или фраз, которые вы собираетесь заучить. Попробуйте просто запомнить 5 из них. Говорите их сами себе, упражняйтесь с ними, но не произносите вслух другим людям в течении 48 часов. В то же время возьмите другие 5 слов и внимательно прочтите их (и их русский перевод) только 3 раза. Но активно используйте их в разговоре с другими людьми в течении следующих

2 – х дней. Затем попросите вашего друга проверить, можете ли вы вспомнить все 10 слов? Легко представить, какие из них легче вспомнить.

Кратковременная память и интеллект.

Память – это не интеллект, мы уже об этом говорили. И между способностью запомнить и способностью воспроизводить существует весьма слабая связь.

Возьмем двух старшеклассниц, участвующих в школьном спектакле. Обе произвели замечательное впечатление на публику, прекрасно сыграли свои роли, стали популярны в школе. Но, готовясь, одна мыслила быстро и могла запомнить все что угодно, а у другой память не работала с такой скоростью. Первой постоянно приходилось подсказывать реплики. Спектакль имел успех. Но как же по - разному они подошли к своим ролям?

Чтобы выученное осталось с нами надолго, надо вначале осознать. Это позволяет нам усвоить то, что мы учим, а позднее передавать знания другим. Одна лишь зубрежка ни к чему не приведет.

Чтобы это доказать, мы выполнили такое упражнение.

Проанализируем, что бывает, когда мы стараемся заучить что – то нам ненужное. Возьмем отрывок из пьесы, фильма или речи политика, что – нибудь такое, что имеет глубокую эмоциональную подоплёку (назовем его «отрывок А»). Перед тем как запомнить эти строки, попробуем представить и почувствовать эмоции, которые прячутся за словами. Возьмем другой отрывок («отрывок Б»), но на сей раз не пытаемся найти за словами эмоциональное значение. Естественно, на запоминание слов из «отрывка А» затрачивается меньше времени.

«Он просто ходячая энциклопедия», - говорят в качестве комплимента кому – то, кто может в ответ на каждый сложный вопрос подбросить какой - нибудь фактик. Таким людям в школе учителя ставят 5 с +, аплодируют на вечеринках. Однако энциклопедическое знание факторов не является мерилом интеллекта, главное – это то, что мы делаем с известными фактами.

Работа памяти.

Как мозг воспринимает наш кратковременный опыт и сохраняет его в долговременной памяти? Точно никто не знает, но вот самые общие соображения относительно того, как происходит этот процесс.

Повторяемость. Мы, ученики, учимся лучше, когда получаем регулярные уроки, желательно каждый день и в одно и то же время. Грызуны запоминают местоположение погруженных в воду платформ в бассейне, если их бросают в воду 3 дня подряд. Любой наездник скажет, что лошадь учится лучше, если ей дают уроки 4 дня подряд. Пропустите день, и зачастую придется все делать сначала – лошадь забудет все, чему уже научилась.

(Инкубационный период ). Нужно время, чтобы на полки мозга легла полученная информация. Чтобы каждый новый «урок» был максимально эффективно усвоен, мозгу нужно отдохнуть 20 минут после стресса от получения нового материала. Этим можно объяснить 10 – 15 минутные перерывы в школах.

Новую информацию нужно объединить со старой. Мы не можем запомнить то, чего не понимаем. Мозг любит порядок. Если новая информация связана с тем, что мы уже знаем то она быстрее найдет себя место в нашем мозгу.

Восприимчивое настроение. Мозг требует определенных условий и для запоминания и для обучения. Например, панический страх в период экзаменом не является хорошим условием для сохранения информации в долговременной памяти. Мозг не любит, чтобы его подгоняли. Паникующая пора мозга только все запутает.

Школьная жизнь сама по себе дает достаточно поводов для того, чтобы испытывать состояние беспокойства, напряжения. Старшеклассник постоянно находится в состоянии постоянной тревоги. Это вызвано высокой степенью неопределенности того, как дальше сложится его жизнь, обилие трудностей в выборе профессии.

Информация, которая не волнует нас эмоционально или вызывает негатив, не будет запоминаться так, как то, что нам действительно нравится. Иногда, правда, мы можем «обмануть» мозг. Например, если пожевать какие – то сладости перед подготовкой к экзаменам по предметам, которых ты терпеть не можешь. Помогает!

В ходе эксперимента мы проделали такое упражнение. Ученик пометил 6 статей в газете. Читая первую статью, ел свои любимые бутерброды. Перешел к другой статье – вкусную еду отодвинул. И таким образом прочитал все статьи. Затем попросил маму задать вопросы по статьям, которые только что прочел. В итоге выяснилось, что по- разному запоминаются статьи, которые у меня ассоциируются с едой, и «голодные материалы». Эксперимент повторил, но в ходе чтения ел нелюбимую еду. Запоминание – это процесс, который у всех происходит по - разному.

Воспроизводить информацию несколькими органами чувств. Каждый из нас стараясь запомнить, обычно опирается на какое – то одно из своих чувств более, чем на другое, - и эти чувства могут быть разными у разных людей. Но очень интересно бывает, когда мы включаем в процесс запоминания сразу несколько чувств. Например, на уроках биологии, конечно, взять учебник и вызубрить названия и функции всех костей, но эта информация вряд ли удержится в памяти на долгое время. Например, моя непосредственная задача – запомнить все о плечевой кости, которая связана с плечевой впадиной. Сначала, читаю о ней в книге, слушая учителя, потом прикасаюсь к ней, чувствуя каждую выпуклость и узелок, называя каждый из них по имени. Потом зарисовываю кость, раскрашивая ее в зеленый цвет, а места прикрепления темно – красным, сгибающие мышцы – светло – красным, а пути прохождения нервов – желтым. Я двигаю эту кость, замечая, где и как эта кость связывается с лопаткой у плеча. Чувствую, как сильно надо надавить руками, чтобы сломать ее, как будет выглядеть место перелома. Я стучу на кости, чтобы понять, что она полая. Мне даже кажется, что мой нос ощущает слабый запах крови.

После этого мозг приступает к делу, сортируя данные всех органов чувств, которые представил ему я, и объединяя их со сведениями из учебника.

Запоминание. Когда стараюсь что – то запомнить, желательно делать перерывы, но делать нужно их правильно, в нужное время. Психологические тесты показывают, что должна быть следующая последовательность действий.

  1. Изучите информацию. Задействуйте при это столько органов чувств сколько можете. Прочтите, перескажите, прочувствуйте, раскрасьте, понюхайте, подвигайте, представьте информацию зрительно. Этот «сеанс» должен продолжаться не больше часа (не старайтесь запомнить книгу за один присест).


  1. Пусть мозг отдохнет. Непосредственно после каждого сеанса очистите свой мозг полностью. Самый лучший способ – закрыть глаза в тихой комнате и сосредоточиться на одном звуке или образе… Но при этом в мозг вы не должны допускать никакую новую информацию в течении 10 – 15 минут. Другой способ – поспать непосредственно после сеанса, ничего больше не делая и не рассматривая.


  1. Бессмысленная деятельность. Завершив период «транса» или сна, обычно занимаюсь какой – нибудь совсем простой домашней работой, вроде мытья посуды. Не делать ничего, требующего напряжения, запоминания, изучения.


  1. Вспоминайте. Постарайтесь вспомнить информацию, которую вы рассматривали на 1 – ой стадии. Не подглядывать! Проанализируйте, что вы знаете и что не знаете. Используйте все органы чувств. Например, если учите стихотворение, не просто произносите и записывайте, а используйте его.


  1. Подтверждение и оценка. Вернитесь опять к учебнику. Отметьте, что вы пропустили.


  1. Начните весь процесс снова.


Иногда мы становимся самоуверенными. Мы думаем «Да я все это знаю, я этот экзамен сдам слету». Оказывается, мы этого не знали.

Запомните это. Чтобы развить память, важно вновь и вновь проверять ее, повторяя материал два или три раза после того, как вы успешно все вспомнили. Вы можете чувствовать, что туже твердо помните материал, нам нужно убедиться, что он перешел из кратковременной памяти к долговременную.

Повторение – единственный способ сделать это, тогда знания останутся с нами на всю жизнь.

Это нужно знать.

Запоминание – это не то же самое, что обучение

Мозг лучше воспринимает, чем запоминает.

Можно воспринимать и запоминать одновременно.

Можно запомнить информацию на всю жизнь, если запомнить ее правильно.


«Правила обращения с памятью».


1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цель запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотношением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться.

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов в один день.

7. После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие. Чтобы лучше запомнить, выбирай вариации по контрасту.

8. Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше. Действуй!

9. Ты учишь стихи по столбикам? Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на части. Как можно быстрее, не дожидаясь заучивания, пытайся воспроизвести, закрыв книгу. Не сверяй с текстом, если что-нибудь забыл, а старайся вспомнить сам.

10. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

11. Изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, помогает запомнить фраза.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Приемы развития памяти на уроках русского языка

Автор: Карсакова Валентина Николаевна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiiepamiatiipovyshieniieghramotnostinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "273960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452315280"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства