Предупреждение нарушений в письменной речи учащихся.
Предупреждение нарушений в письменной речи учащихся.
Практически все учителя начальных классов сталкиваются с трудностями в формировании письменной речи у учащихся, которые выражаются на письме и при чтении в специфических ошибках разного уровня.
Однако при умело организованном учебном процессе, создании у первоклассников стойкой мотивации при освоении письма, осознанном овладении навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, организации чётких графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.
Хочу предложить ряд упражнений, которые помогут учителю активнеее развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся, лучше овладевать навыками письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предупреждение нарушений в письменной речи учащихся. »
Предупреждение нарушений в письменной речи учащихся.
Практически все учителя начальных классов сталкиваются с трудностями в формировании письменной речи у учащихся, которые выражаются на письме и при чтении в специфических ошибках разного уровня.
Однако при умело организованном учебном процессе, создании у первоклассников стойкой мотивации при освоении письма, осознанном овладении навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, организации чётких графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.
Наиболее часто встречающиеся ошибки на первых этапах обучения письму, свидетельствующие о трудностях в письменной речи следующие:
-слитное написание слов в предложении;
-пропуски гласных букв;
-обозначение мягкости согласных на письме;
-замена (смешение) букв, имеющих сходство;
-пропуски согласных;
-смешение буквы и звука.
Хочу привести ряд упражнений, которые помогут учителю активнее развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся, внимание, память, речевую и мыслительную деятельность, костно-мышечные ощущения.
Каждый ребёнок, приходящий в школу, хочет и любит работать в тетради. Хвалите своих учеников, пусть даже за их маленькие победы, это позволит им лучше овладевать навыками письменной речи.
Слуховой диктант слов.
Очень часто учащиеся пропускают целые слова. Диктант слов разной слоговой структуры станет продуктивным, если учащиеся будут делать цифровую запись мак(1), работа(3), осень(2).
Пропуски гласных- одна из наиболее встречающихся проблем. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в русском языке несут согласные. Предложите ребятам слуховой диктант-игру: вместо целых слов записать только гласные (утка-у, игры-и, осень-о, юбка-ю, аист-а, ель-е, якорь-я, эхо-э…). Диктанты односложных (дом, кот, лес, лось, сыр,мак…), двусложных (грибы, вода, лиса…), трёхсложных (работа, корова, сорока…) слов.
Слуховой диктант предложений.
Написать диктант первокласснику очень сложно. Предложу ряд заданий, которые помогут ребёнку.
Многие ребята с трудом списывают предложения с образца (учебник, доска). Это объясняется тем, что ученику приходится постоянно сравнивать образец и собственное написание. Можно использовать упражнения, сочетающиеся с творческими заданиями, перед ребёнком встаёт проблема: как переписать, правильно или так как есть?
Выполняя это задание ребята понимают значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы.
- списывание предложений с добавлениями.
Медведь спит. Зимой медведь спит. Зимой медведь спит в берлоге.
Упражнения для усвоения графических навыков.
Одной из наиболее стойких ошибок письма является смешение букв. Эта ошибка влечёт за собой не только снижение качества письма, но и чтения печатных текстов. Предлагаемые упражнения могут быть включены на уроке в «минутки чистописания»
- списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв;
Де*ушка лю*ит со*ирать гри*ы. На *у*е растут жёлу*и. *аша рисуе* *анк. (Дедушка любит собирать грибы. На дубе растут жёлуди. Паша рисует танк.)
- списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок;
Дадушка людит готовить одед. (Бабушка любит готовить обед. б/д)
Таша тришёл в тальпо. (Паша пришёл в пальто. п/т)
Как показала практика, данная работа на уроках русского языка эффективна и результативна. У ребёнка появляется интерес к письму, улучшается внимание, зрительная память, мышление, пополняется словарный запас.