kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отчёт по самообразованию: «Предупреждение и устранение недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее распространённых видов нарушений речи у школьников с ОВЗ является нарушение письменной речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию: «Предупреждение и устранение недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области»"













Отчёт по самообразованию:

«Предупреждение и устранение недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ»









Учитель-логопед:

Соловьёва Н.В.











Коломенский городской округ

2018 год

Одним из наиболее распространенных видов нарушений речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья является нарушение письменной речи.



Характерной чертой у учащихся коррекционных школ является то, что у одного ребенка присутствует одновременно несколько видов нарушений письма. Иначе говоря, смешанный тип нарушений. Поэтому я считаю, что работа по преодолению нарушений письма смешанного типа должна включать в себя и задания по развитию зрительного восприятия и памяти, слухового восприятия и внимания, задания на формирование фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.



С учётом актуальности данной проблемы мной была выдвинута гипотеза: если проводить коррекционно-развивающую работу по преодолению различных видов нарушения письма, то можно добиться значительного уменьшения количества специфических ошибок в письменных работах, учащихся коррекционной школы.



На начальном этапе я определила цель своей работы: преодоление различных видов нарушений письма.



В соответствии с целью я поставила перед собой следующие задачи:



1. Анализ письменных работ учащихся, определение характера ошибок при письме.

2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме и выявление основных причин нарушений письма.

3. Определение направлений коррекционной работы по устранению нарушений письма.

4. Подбор практического материала по направлениям коррекционной работы.

5. Внедрение подобранного материала в педагогическую деятельность.

6. Выявление результатов коррекционной работы по данным направлениям.

7. Выработка практических рекомендаций по проблеме нарушений письма.

Определив основные виды нарушения письма, и выявив причины их возникновения, я разработала систему коррекционных направлений, которые позволяют осуществить устранение вышеупомянутых причин.

Данная система представлена в виде таблицы:



N

Виды нарушений письма

Причины возникновения нарушений письма

Направления коррекционной работы

1.

Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков

Нарушение фонематического восприятия

Коррекция слухового восприятия и представлений

2.

Искажение структуры предложения, звуко-слоговой структуры слов

Нарушение языкового анализа и синтеза

Коррекция мыслительных операций (анализа, синтеза)

3

Нарушение письма на фоне неправильного произношения

Нарушение звукопроизношения

Формирование правильной и четкой артикуляции

4.

Аграмматизмы в письме

Нарушение лексико-грамматического строя речи

Коррекция речевых навыков

5.

Замена рукописных букв (по принципу оптического сходства)

Нарушение зрительно-пространственной ориентировки

Коррекция зрительного восприятия и представлений

6.

Искаженное написание букв

Недоразвитие мелкой моторики

Коррекция мелкой моторики, пальцевого праксиса


Как видно из таблицы, функциональный базис, необходимый для устранения всех видов нарушения письма, составляют следующие направления:

  1. Коррекция слухового восприятия и представления.

  2. Коррекция мыслительных операций (анализа, синтеза)

  3. Формирование правильной и четкой артикуляции.

  4. Коррекция речевых навыков.

  5. Коррекция зрительного восприятия и представлений.

  6. Коррекция мелкой моторики, пальцевого праксиса.







Выводы и рекомендации.

Использование системы коррекционных направлений по устранению различных видов нарушения письма дало положительные результаты: регулярное применение вышеизложенных приемов и методов по устранению письменных ошибок по всем направлениям способствовало значительному их уменьшению в работе учащихся. Дети стали внимательно относиться к словам, составляющим их звукам, у них сформировалось понимание того, что ни один звук не является в слове случайным, что каждая буква занимает в слове определенное место. Данная работа способствовала выработке правильных и устойчивых зрительно-двигательных стереотипов слов, практическому применению правил правописания. Несомненно, применение приемов и методов по всем коррекционным направлениям положительно повлияло и на общее психическое развитие учащихся.

На практике я убедилась в том, что приведенные здесь упражнения увлекают детей, превращаются для них в дальнейшем в одно из любимых занятий (игру).

Кроме того, я пришла к выводу, что в данной работе необходимо знать и соблюдать следующие принципы:

1. Обеспечение положительного эмоционального настроя.

2. Сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.

3. Строгая целенаправленность занятий.

4. Обязательное достижение в процессе занятий убедительных для ребенка успехов.

5. Правильный подбор речевого материала.

6. Систематичность работы.

7. Последовательность в преодолении ошибок.



Я считаю, что коррекция нарушений письма наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Поэтому необходимо осуществлять представленную систему работы как можно раньше.

Основа профилактической работы заключается в раннем выявлении предрасположенности к нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Поэтому можно прогнозировать тенденции к снижению специфических ошибок письма уже во 2 классе.

Таким образом, в проведенной работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены все поставленные задачи.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Соловьёва Наталья Валерьевна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства