kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предметная олимпиада по русскому языку. 8 класс. Школьный этап.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная олимпиада  1 этап. Школьный

 

Русский язык. 8 КЛАСС

 

Часть 1. Вопросы и задания

 1. В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка, по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами, на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздух.. порхали крошечные птицы,. сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки.

    Пока девочка нерешительно стояла на пороге, из-за деревьев появились самые забавные и милые человечки , каких только можно вообразить. Мужчины , одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны,  ростом были не выше Элли, на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.

Оценка в соответствии с нормами оценки диктантов, максимальное количество 5 баллов

2. Выполните морфемный анализ следующих слов:

Радист,  героизм, ванная.

Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.

3. Определите, допущены ли  орфографические ошибки в  данных парах слов.  Объясните значение этих слов:

а)     здравица – здравница;

б)    вперемежку – вперемешку;

в)     равный  – ровный;

г)     везти – вести;

д)    помощь – помочь.

Оценивание. За правильное указание  орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку  лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.     Максимум 6 баллов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предметная олимпиада по русскому языку. 8 класс. Школьный этап. »

Предметная олимпиада 1 этап. Школьный


Русский язык. 8 КЛАСС

 

Часть 1. Вопросы и задания

 1. В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка, по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами, на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздух.. порхали крошечные птицы,. сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки.

Пока девочка нерешительно стояла на пороге, из-за деревьев появились самые забавные и милые человечки , каких только можно вообразить. Мужчины , одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны,  ростом были не выше Элли, на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.

Оценка в соответствии с нормами оценки диктантов, максимальное количество 5 баллов

2. Выполните морфемный анализ следующих слов:

Радист,  героизм, ванная.

Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.

3. Определите, допущены ли  орфографические ошибки в  данных парах слов.  Объясните значение этих слов:

а)     здравица – здравница;

б)    вперемежку – вперемешку;

в)     равный  – ровный;

г)     везти – вести;

д)    помощь – помочь.

Оценивание. За правильное указание орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку  лексического значения каждого слова – по 0,5 балла. Максимум 6 баллов.

4. Установите,  в каком значении употреблено слово  свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:

е)    свежие мысли;

ж)  свежее лицо;

з)     свежая капуста;

и)    свежие краски;


Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2 балла.

   

5. Объясните значение фразеологизмов-синонимов:

а)     прописать ижицу;

б)    дать березовой каши;

  в) намылить шею. Максимум 1 балл



 

6. Определите падеж числительных, употребленных в следующих словосочетаниях и предложениях:

а)     раздали по две тетради;

б)    у нас каждый день по пять уроков;

в)     от десяти отнять семь будет три;

г)     поезд опаздывает на два часа;

д)    вечером работаем еще два часа.


Оценивание. За каждый верно определенный падеж – 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.


7. От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:

 здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.


Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла.


 8. Определите тип синтаксической связи в данных словосочетаниях:

Старушка-соседка, ее отец, две сосны,  желание учиться,  один из школьников.


Оценивание. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум 2,5 балла


9. Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым. можно понимать по-разному.


Оценивание. За правильное объяснение 1 балл


10.  У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний? Оценивание. За правильный ответ 2 балла.


Максимальное количество баллов за первую часть – 30.

 

                                   

Часть . II Работа с текстом


Прочитайте предложенный текст и выполните   приведенные ниже задания.

 

 

              Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то  низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

             Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

            В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

                                                                                     (Д.С. Лихачев)

 

                             




  Задания

  1. Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 6 баллов.

2.Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.


  1. Придумайте заглавие к предложенному тексту.

Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный  компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными  - заголовки, в которых «сквозит» идея.

Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 4 балла.


  1. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то  низко» (Д.С.Лихачев), в котором  должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.

Сочинение  конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст,). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).

Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до  10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.

 

Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25.

 

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 55 .



















РУССКИЙ ЯЗЫК. 8  класс

Ключи к вопросам и заданиям

Часть 1

1. Оценка в соответствии с нормами оценки диктантов, максимальное количество 5 баллов

2.  Рад – корень; -ист – суффикс, окончание – нулевое;  геро(j) – корень, -изм – суффикс, окончание – нулевое; ванн – корень, -н – суффикс, -ая – окончание;

Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.

 3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

 а)     Здравица – заздравный текст. Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.

б)    Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь. Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.

в)     Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.

Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов, 1994 г.).

Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку  лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.

Максимум 6 баллов.

   4. а)  свежие мысли (новые, оригинальные;

       б) свежее лицо (отдохнувшее, бодрое

       в) свежая капуста (не подвергшаяся обработке);

        г) свежие краски (яркие, не выцветшие);

Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2 балла.

5.  Значение фразеологических единиц – «наказать».

Оценивание. За верное истолкование значения– 1 балл.. Максимум 1 балл.

  6. а)     по две – винительный падеж;

б)    по пять – винительный падеж

в)     от десяти – родительный падеж; семь – винительный падеж; три – именительный падеж

г)     на два –  винительный падеж;

д)    два – винительный падеж

Оценивание. За каждый верно определенный падеж – 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.

7. Здравствуйте – от глагола здравствовать,

 прощайте – от глагола прощать;

пожалуйста – на базе словосочетания  пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;

до свидания –  на базе предлога до и существительного свидание;

спасибо – на базе  словосочетания  спаси бог,  в которое входил глагол спасти и существительное бог.

Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла.

 8.       Старушка-соседка – согласование;

 ее отец – примыкание;

 две сосны – управление:

 желание учиться - примыкание;

 один из школьников –  предложное управление.

Оценивание. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум 2,5 балла.

 9. Падежная форма Ивановым может быть воспринята двояко: как  форма дательного падежа множественного числа или как форма творительного падежа единственного числа.

Оценивание. За правильное объяснение 1 балл.

 10. Больше всего совпадающих форм у существительных  третьего склонения.

Оценивание. За правильный ответ 2 балла.

 Максимальное количество баллов за первую часть – 30.

Часть П

 1.  Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием:  1) на его функцию –  текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на  ведущие  стилистические  особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи ).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 6 баллов.

 2. Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как  помехи для правильного поведения человека.

Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется   обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитие.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.

 3.  Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный  компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными  - заголовки, в которых «сквозит» идея: Когда можно обижаться, Обижаться следует  далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.

Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 4 балла.

Максимум 4 балла.

 4. Сочинение  конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).

Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до  10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.

 

Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25.

 

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 55 .

 

 

 

                                                            





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предметная олимпиада по русскому языку. 8 класс. Школьный этап.

Автор: Гончарова Светлана Владимировна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад «Реализация методической темы в планах самообразования учителя русского языка и литературы »"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_realizatsiia_metodicheskoi_temy_v_planakh_samoobrazovaniia_uchitelia_russ"
    ["file_id"] => string(6) "529675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575214164"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса (школьный тур)"
    ["seo_title"] => string(68) "olimpiadnyie-zadaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-shkol-nyi-tur"
    ["file_id"] => string(6) "263076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449483743"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (школьный тур)"
    ["seo_title"] => string(59) "olimpiadnyiezadaniiaporusskomuiazykudlia10klassashkolnyitur"
    ["file_id"] => string(6) "263083"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449484403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства