Сообщение темы урока. Ознакомление с новым материалом Задание Работа по тексту упр.64 - прочитать текст, озаглавить его - каковы водные ресурсы Казахстана? От чего они зависят? - что является источником питания рек? - отчего Казахстан испытывает дефицит воды? - как бороться с дефицитом воды? - в каком стиле написан текст? - выписать выделенные предложения, найти в них главные члены предложения и указать , чем они выражены Выполнение упражнений 1 вариант упр.68 2 вариант упр.69 Упр.70 (устно) Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены. 1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь. 3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь. 4. Шли два приятеля вечернею порою. 5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии. 6. Никто не отвечал мне. 7. Далече грянуло ура. 8. Бывалые и старые поучали молодых. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. 10. Октябрь уж наступил. 11. Я помню чудное мгновенье. 12. Приезд отца явился полной неожиданностью. 13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград. Выводы: -Чем может быть выражено подлежащее? · Сущ. И. п. · Мест. И. п. · Инфинитивом · Цельным словосочетанием · Любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием) Прокомментируйте высказывания языковедов. «Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения». (Г. Павловский) «Важнейшая часть предложения - это сказуемое». (Д. Овсянико-Куликовский) Согласны ли вы с мнением ученых? Объясните постановку тире во втором предложении. -Чем может быть выражено сказуемое? -назовите типы сказуемых НУЛЕВАЯ СВЯЗКА – явление, когда глагол - связка быть, который не имеет яркого лексического значения в настоящем времени, отсутствует. Например: Он был геологом. Он геолог. (Пример – 2-е предложение) -В каком предложении сказуемое – составное глагольное? 1) Ты будешь решать, кого послать вперед. 2) Мальчишки решили ползти по одному, друг за дружкой. 3) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением. 4) Вечерами брат учил меня рисовать. 5) Дворец казался островком печальным. Согласуйте подлежащее со сказуемым. 1. Все, кто видел эту картину, хвалил(и) игру актёров 2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера. 3. Большинство учеников отлично справилось(лись) с заданием. 4. Все три всадника ехали (о) молча. 5. В ряду стояли(а) тысяча книг. 6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку. 7. Три книги лежало(и) на полках. 8. Несколько женщин ходило(и) по площади. 9. Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные спят(ит). 10. Большинство приобретают(ет) несколько специальностей. 11. Молодежь едут(ет) на новостройки. 12. Майора сопровождало(и) несколько командиров. 13. Семеро одного не ждет(ут). Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда. Определите, кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены предложения. ( Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача еще маленький, отец привел его на каток.) |