Тип урока: Закрепление. Урок проводится в форме брейн-ринга.
Ресурсы: Плакаты с высказываниями русских и зарубежных писателей; карточки игроков; индивидуальные карточки; жетоны.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте! Мира, счастья и любви вам и вашим близким. Сегодня мы с вами будем на «брейн-ринге».
Посмотрите на оформление класса и вы без труда узнаете тему игры. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Ваша дружная работа поможет узнать вам о богатстве русского языка. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
А.С. Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойствены «великая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Классик французской литературы Простер Меиме так отзывался о русском языке «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние передано нашими предшественниками».
Участвуют в игре команды. Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет. Спонсоры игры - наши родители. Вас, уважаемые гости-учителя, я попрошу по окончанию игры назвать лучшего игрока, который будет награжден ценным подарком.
Всесторонняя проверка знаний.
Итак, команды готовы? Счёт 0:0
Раунд 1. Задаю вопросы, вы отвечаете, за правильный ответ – жетон, затем жетоны подсчитываем и узнаём количество очков каждой команды.
- Что такое имя существительное?
- Какие существительные отвечают на вопрос КТО? ЧТО?
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Назовите вопрос, на который отвечает имя прилагательное в мужском, женском и среднем роде?
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол? Назовите начальную форму глагола?
Прочитайте записанные пары слов. Постарайтесь их запомнить. Через 1 – 2 минуты словосочетания закрываю или убираю. Написать по памяти первые слова словосочетаний. По «цепочке» у доски.
Встречать гостя
Подписать письмо
Готовить обед
Натираешь пол
Моет окно
Грызёшь орехи
Поменять книгу
Наполнить чашу
Диктую текст
Стреляю в цель
- За каждое правильное своё слово команда получает жетон.
Подсчёт жетонов.
Жюри оценивает по количеству полученных жетонов.
Раунд 7. Индивидуальная работа по карточкам.
Слава и Кайрат – определяют число и время глаголов.
Тимур и Люба – дописывают пословицы и разбирают слова по составу.
Валихан и Нина – определяют число, лицо и время глаголов.
Алина и Карина – определяют число, лицо и время глаголов; разбирают слова по составу.
Сколько очков принес каждый участник своей команде?
Физминутка №2
Вот мы руки развели, словно удивились
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились - 2раза
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Итог урока.
- Вот и закончился наш «Брейн – ринг». Подведем итоги.
Пока идет подсчет очков, напоследок я загадаю вам ребус – 7Я.
Как вы думаете, почему я загадала вам именно этот ребус?
Потому, что наш класс – это большая и дружная семья. Только в дружной семье все дела делают сообща, вместе, рука об руку. Точно так, как вы работали сегодня на уроке.
Чтение стихов (3 девочки)
1.Грамматика,грамматика
Ты умная и строгая
Тебя моя грамматика
Осилю понемногу я.
2.Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Все запомнишь, все поймешь.
3.Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
Слово жюри.
Команда , победившая в «Брейн – ринге» -
Лучшие игроки «Брейн – ринга» -
- И как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся лишь поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашей игре. Всем большое спасибо!