kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание гласных после шипящих и Ц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс представляет собой информационно-практический модуль, предназначенный  для закрепления и систематизации знаний по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц ». Его основная цель - закрепить и обобщить знания, полученные по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных после шипящих и Ц»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54  Правописание гласных после шипящих и Ц   РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс Разработчик : учитель русского языка и литературы Мареева М.В. Тула, 2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54

Правописание гласных после шипящих и Ц

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 класс

Разработчик : учитель русского языка и литературы Мареева М.В.

Тула, 2014

Введение Буквы А, У, Ы после шипящих Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне Употребление гласных после Ц Толковый словарик Источники информации Проверь себя! СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Буквы А, У, Ы после шипящих

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне

Употребление гласных после Ц

Толковый словарик

Источники информации

Проверь себя!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц ». Задачи:  повторить орфограммы, изученные на уроках; формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания данных орфограмм. Планируемые результаты: Личностные:  формирование любознательности учащихся, их познавательного интереса к изучению русского языка , умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; Метапредметные:  развитие умения строить логические рассуждения, делать выводы, формирование навыков самоконтроля, рефлексии. Предметные:  развитие мышления через обучение анализировать, рассуждать, объяснять языковые явления; развитие умения применять правила написания гласных после шипящих и ц. Далее Назад в содержание

Введение

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц ».

Задачи: повторить орфограммы, изученные на уроках; формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания данных орфограмм.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование любознательности учащихся, их познавательного интереса к изучению русского языка , умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные: развитие умения строить логические рассуждения, делать выводы, формирование навыков самоконтроля, рефлексии.

Предметные: развитие мышления через обучение анализировать, рассуждать, объяснять языковые явления; развитие умения применять правила написания гласных после шипящих и ц.

Далее

Назад в содержание

Буквы А, У, Ы после шипящих  ча – ща, чу – щу, жи – ши При щу рить глаза, чу десный доктор, до ща тая перегородка, мостовая из брус ча тки, сменить ши ны, новые лы жи. Исключение: брошюра жюри парашют  собственные имена иноязычного происхождения: Жюль Верн + Далее Назад в содержание

Буквы А, У, Ы после шипящих

ча – ща, чу – щу, жи – ши

При щу рить глаза, чу десный доктор, до ща тая перегородка, мостовая из брус ча тки, сменить ши ны,

новые лы жи.

Исключение:

брошюра

жюри

парашют

собственные имена иноязычного происхождения:

Жюль Верн

+

Далее

Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне    В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч], [ш], [ж], [щ] были мягкими.  Буквы я, ю, е, и,  ь после шипящих обозначали их мягкость. Со временем [ж] и [ш] отвердели, сохранили мягкость лишь [щ'] и [ч'].   Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч, щ  в современном письме объясняется историческими причинами. Далее Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне

В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч], [ш], [ж], [щ] были мягкими.

Буквы я, ю, е, и, ь после шипящих обозначали их мягкость.

Со временем [ж] и [ш] отвердели, сохранили мягкость лишь [щ'] и [ч'].

Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч, щ в современном письме объясняется историческими причинами.

Далее

Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне   В корне под ударением - Ё Если в однокоренном без ударения - Е Крепкая беч ё вка (беч е ва); купить по деш ё вке (деш е вле); мельничный ж ё рнов (ж е рнова); тихий ш ё пот (ш е птать). Далее Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне

В корне под ударением - Ё

Если в однокоренном без ударения - Е

Крепкая беч ё вка (беч е ва); купить по деш ё вке (деш е вле); мельничный ж ё рнов (ж е рнова); тихий ш ё пот (ш е птать).

Далее

Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне   Исключение: Шов, шорох, крыжовник, шомпол, капюшон, шок, чокаться, жох, изжога, обжора, жом, чопорный, шорник, трущоба, жор шомпол, мажорный, чащоба, жонлер . Запомни слово ВЕЧОР  (устар. и прост.; «вчера вечером») . ВЕЧОР ,ТЫ ПОМНИШЬ, ВЬЮГА ЗЛИЛАСЬ… (Пушкин А.С.) Далее Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне

Исключение:

Шов, шорох, крыжовник, шомпол, капюшон, шок, чокаться, жох, изжога, обжора, жом, чопорный, шорник, трущоба, жор шомпол, мажорный, чащоба, жонлер .

Запомни слово ВЕЧОР (устар. и прост.; «вчера вечером») .

ВЕЧОР ,ТЫ ПОМНИШЬ, ВЬЮГА ЗЛИЛАСЬ… (Пушкин А.С.)

Далее

Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне    В безударном положении в заимствованных словах пишется буква О :  шоссе, шоколад, жокей, шофёр, жонглёр, шовинизм, Шотландия. Далее Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне

В безударном положении в заимствованных словах пишется буква О :

шоссе, шоколад, жокей, шофёр, жонглёр, шовинизм, Шотландия.

Далее

Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне    РАЗЛИЧАЙ -ж ё г- -ж о г- В глаголах  и словах, от них образованных В существительных  и словах, от них образованных Ож ё г руку – сильный ож о г; Ож ё гший руку – ож о говый центр. Далее Назад в содержание

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне

РАЗЛИЧАЙ

ё г-

о г-

В глаголах и словах, от них образованных

В существительных и словах, от них образованных

Ож ё г руку – сильный ож о г;

Ож ё гший руку – ож о говый центр.

Далее

Назад в содержание

Гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях    Запомни На конце наречий под ударение пишем о : горяч о , свеж о   Исключение: ещё Запомни:  (о) чём, причём, нипочём, никчёмный Далее Назад в содержание

Гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях

Запомни

На конце наречий под ударение пишем о : горяч о , свеж о

Исключение: ещё

Запомни: (о) чём, причём, нипочём, никчёмный

Далее

Назад в содержание

Употребление гласных после Ц  По традиции пиши буквы У, А, Е: Ц А РСТВО, Ц Е НА, Ц У КАТЫ Буквы Э, Ю, Я после Ц встречаются только в иноязычных словах: Друц э , Ц ю рих и т.д. Далее Назад в содержание

Употребление гласных после Ц

По традиции пиши буквы У, А, Е:

Ц А РСТВО, Ц Е НА, Ц У КАТЫ

Буквы Э, Ю, Я после Ц встречаются только в иноязычных словах:

Друц э , Ц ю рих и т.д.

Далее

Назад в содержание

Употребление гласных после Ц И в словах, заканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИЗМ, -ЦИЙ, -ЦИОННЫЙ: Конститу ция мисти цизм лек ционный реак ция в корне слова: Ц и фра, ц и ркуль, ц и стерна, ц и тата, ц и нга. Исключения: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!» Далее Назад в содержание

Употребление гласных после Ц

И

в словах, заканчивающихся на

-ЦИЯ, -ЦИЗМ, -ЦИЙ,

-ЦИОННЫЙ:

Конститу ция мисти цизм лек ционный реак ция

в корне слова:

Ц и фра, ц и ркуль, ц и стерна, ц и тата, ц и нга.

Исключения:

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»

Далее

Назад в содержание

Употребление гласных после Ц Ы в суффиксах и окончаниях: борц ы , круглолиц ый , сестриц ын Запомни: В именах собственных  возможно написание Виц ын - Виц ин Проверь себя! Назад в содержание

Употребление гласных после Ц

Ы

в суффиксах и окончаниях:

борц ы , круглолиц ый , сестриц ын

Запомни:

В именах собственных

возможно написание

Виц ын - Виц ин

Проверь себя!

Назад в содержание

Проверь себя!    1. После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся:  а) и, у, а МОЛОДЕЦ!  б) ы, ю, я Далее Назад в содержание

Проверь себя!

1. После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся:

а) и, у, а

МОЛОДЕЦ!

б) ы, ю, я

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    2.Укажите слово-исключение : МОЛОДЕЦ!  а) ч...деса б) ч...ща в) ж...ри Далее Назад в содержание

Проверь себя!

2.Укажите слово-исключение :

МОЛОДЕЦ!

а) ч...деса

б) ч...ща

в) ж...ри

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!     3. Укажите лишнее слово: а) брош...ра МОЛОДЕЦ! б) параш...т в) печ...ль г) ж...ри Далее Назад в содержание

Проверь себя!

3. Укажите лишнее слово:

а) брош...ра

МОЛОДЕЦ!

б) параш...т

в) печ...ль

г) ж...ри

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    4. В каком слове на месте пропуска пишется буква у?   МОЛОДЕЦ! а) брош...ра     в) параш...т   г) ж...ри б) ч...вство   Далее Назад в содержание

Проверь себя!

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква у?

 

МОЛОДЕЦ!

а) брош...ра

  в) параш...т

  г) ж...ри

б) ч...вство

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    5. Укажите группу слов-исключений:   МОЛОДЕЦ! б) брош...ра, параш...т, ж...ри   а) ж...ри, ч...лок, параш...т в) ж...ри, пищ...ть, щ...пальце г) брош...ра, параш...т, ч....жой   Далее Назад в содержание

Проверь себя!

5. Укажите группу слов-исключений:

 

МОЛОДЕЦ!

б) брош...ра, параш...т, ж...ри

а) ж...ри, ч...лок, параш...т

в) ж...ри, пищ...ть, щ...пальце

г) брош...ра, параш...т, ч....жой

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    6. Укажите неверное утверждение:    а) в корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о МОЛОДЕЦ! в) в корне после шипящих под ударением пишется о, а не ё Далее Назад в содержание

Проверь себя!

6. Укажите неверное утверждение:

 

а) в корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о

МОЛОДЕЦ!

в) в корне после шипящих под ударением пишется о, а не ё

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву о:   МОЛОДЕЦ! б ) ш...рох, ож…г руку , ш...пот а) ш...рстка, ч...лка, ш...рох г) ч...рствый, ш...ссе, трущ...ба в) ш...в, капюш...н, сильный ож…г Далее Назад в содержание

Проверь себя!

7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву о:

 

МОЛОДЕЦ!

б ) ш...рох, ож…г руку , ш...пот

а) ш...рстка, ч...лка, ш...рох

г) ч...рствый, ш...ссе, трущ...ба

в) ш...в, капюш...н,

сильный ож…г

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!     8. Укажите лишнее слово:     МОЛОДЕЦ!   а) крыж…вник в) ш…рох б) ш…мпол г) ш…колад Далее Назад в содержание

Проверь себя!

8. Укажите лишнее слово:

 

МОЛОДЕЦ!

  а) крыж…вник

в) ш…рох

б) ш…мпол

г) ш…колад

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    9. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву ё:    а) ш...рох, ш...пот, ж...лудь в) ш...рты, ч...ткий, ш...пот МОЛОДЕЦ!   б) ч...рный, ж...лтый, пш…нка   г) крыж...вник, ш...мпол, ш...в Далее Назад в содержание

Проверь себя!

9. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву ё:

 

а) ш...рох, ш...пот, ж...лудь

в) ш...рты, ч...ткий, ш...пот

МОЛОДЕЦ!

  б) ч...рный, ж...лтый, пш…нка

  г) крыж...вник, ш...мпол, ш...в

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    10. Буква и после ц пишется:   МОЛОДЕЦ! а) в окончаниях б) в суффиксах в) в корнях слов-исключений г) в корнях слов и словах на ция Далее Назад в содержание

Проверь себя!

10. Буква и после ц пишется:

 

МОЛОДЕЦ!

а) в окончаниях

б) в суффиксах

в) в корнях слов-исключений

г) в корнях слов и словах на ция

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    11. Укажите лишнее слово:   МОЛОДЕЦ!   б) ц…плёнок а) ц…кнуть г) ц…ганский в) лисиц…н Далее Назад в содержание

Проверь себя!

11. Укажите лишнее слово:

 

МОЛОДЕЦ!

  б) ц…плёнок

а) ц…кнуть

г) ц…ганский

в) лисиц…н

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    12. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:   МОЛОДЕЦ! в) ножниц..., ц...фра, ц...нк а) столиц..., полиц...я, иллюстрац...я б) ц...ркач, ц...ган, девиц ... г) ц...трус, акац...я, дисц...плина Далее Назад в содержание

Проверь себя!

12. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:

 

МОЛОДЕЦ!

в) ножниц..., ц...фра, ц...нк

а) столиц..., полиц...я, иллюстрац...я

б) ц...ркач, ц...ган, девиц ...

г) ц...трус, акац...я, дисц...плина

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    13. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву ы: МОЛОДЕЦ!   а) ц...рковый, куниц..., отц... б) скворц..., операц...я, лестниц... в) пальц..., на ц...почках, милиц...я   г) ц...кнуть, рукавиц..., удальц... Далее Назад в содержание

Проверь себя!

13. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву ы:

МОЛОДЕЦ!

  а) ц...рковый, куниц..., отц...

б) скворц..., операц...я, лестниц...

в) пальц...,

на ц...почках, милиц...я

  г) ц...кнуть, рукавиц..., удальц...

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    14. В каком ряду во всех словах пишется буква ы? МОЛОДЕЦ! а) ц…корий, ц…ц, куниц…н в) на ц..почках, ц..ган, гонц.. г) ц…кать, ц…почки, ц…клон б) круглолиц…й, ц…плячий, трапец…я Далее Назад в содержание

Проверь себя!

14. В каком ряду во всех словах пишется буква ы?

МОЛОДЕЦ!

а) ц…корий, ц…ц, куниц…н

в) на ц..почках, ц..ган, гонц..

г) ц…кать, ц…почки, ц…клон

б) круглолиц…й, ц…плячий, трапец…я

Далее

Назад в содержание

Проверь себя!    15. В каком ряду во всех словах пишется буква и ? а) ц…рк, реакц…я, ц…стерна б) революц…я, ц…ферблат, лисиц…н МОЛОДЕЦ! в) сестриц…н, активац…я, операц…онный г) ц…ганенок, регистрац…я, агитац…онный Далее Назад в содержание

Проверь себя!

15. В каком ряду во всех словах пишется буква и ?

а) ц…рк, реакц…я, ц…стерна

б) революц…я, ц…ферблат, лисиц…н

МОЛОДЕЦ!

в) сестриц…н, активац…я, операц…онный

г) ц…ганенок, регистрац…я, агитац…онный

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! Если тебе удалось правильно ответить на 13-15  вопросов, ты молодец!  Если верных ответов 10-12, необходимо  повторить теоретический материал.  Если правильно удалось ответить лишь 7-9 раз,  требуется серьёзно заняться повторением! Назад в содержание

Проверь себя!

Если тебе удалось правильно ответить на 13-15

вопросов, ты молодец!

Если верных ответов 10-12, необходимо

повторить теоретический материал.

Если правильно удалось ответить лишь 7-9 раз,

требуется серьёзно заняться повторением!

Назад в содержание

Толковый словарик     1. Жолнер   - в польской армии солдат-пехотинец. 2. Жом  -а, м. (спец.). 1. Пресс для выжимания, отжимания. 2. То же, что выжимки. Свекловичный ж. Облепиховый ж. II прил. жомный, -ая, -ое. 3. Жор  — м. 1. разг. Активный клёв рыбы . 4. Жох -а, м. (прост.) Ловкий в делах, прижимистый человек, пройдоха. Ты, видно, парень-ж. 5. Шорник -а;  м. специалист по шорным - ремесленные изделия из кожи – изделиям. Назад в содержание

Толковый словарик

1. Жолнер - в польской армии солдат-пехотинец.

2. Жом -а, м. (спец.). 1. Пресс для выжимания, отжимания. 2. То же, что выжимки. Свекловичный ж. Облепиховый ж. II прил. жомный, -ая, -ое.

3. Жор  — м. 1. разг. Активный клёв рыбы .

4. Жох -а, м. (прост.) Ловкий в делах, прижимистый человек, пройдоха. Ты, видно, парень-ж.

5. Шорник -а;  м. специалист по шорным - ремесленные изделия из кожи – изделиям.

Назад в содержание

Источники информации    Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // www.gramota.ru / Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. // ozhegov-shvedova.ru Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч – М.: Просвещение, 2014. Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. с. 190 Назад в содержание

Источники информации

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // www.gramota.ru /
  • Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. // ozhegov-shvedova.ru
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч – М.: Просвещение, 2014.
  • Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. с. 190

Назад в содержание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание гласных после шипящих и Ц

Автор: Мареева Мария Владимировна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Правописание гласных после шипящих в различных частях слова "
    ["seo_title"] => string(74) "pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414288548"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_1_klasse_po_teme_pravopisanie_glasnykh_posle_shipiashchik"
    ["file_id"] => string(6) "582740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623011602"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "урок русского языка в 1 классе по теме:“Правописание гласных после шипящих (правописание сочетаний ча-ща, чу-щу)." "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-russkogho-iazyka-v-1-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-pravopisaniie-sochietanii-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "234081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443346073"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок-игра "Закрепление правописания гласной после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-ighra-zakrieplieniie-pravopisaniia-ghlasnoi-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "195361"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427899285"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши» "
    ["seo_title"] => string(69) "pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-sochietaniiakh-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "109719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404965512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства