Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Урок русского языка в 5классе
Тема:«Правописание безударных гласных в корне слова.»
Цели:
Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков; совершенствовать навык правописания слов с безударной гласной в корне слова.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах; учиться работать по предложенному учителем плану;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
2 . Постановка темы урока:
1..Фронтальный опрос
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- А предложения ? (из слов)
-А слова? (из слогов)
- А, слоги? (Из звуков)
- И все, это какая была речь? (устная)
-А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)
-Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)
-Так чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)
Так как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (фонетика)
2. – Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, что мы узнали?
- Что такое ударение? (выделение голосом одного из слогов)
- Как называется гласный, на который падает ударение?
- Какие бывают слоги?
- Перечислите отличительные особенности русского ударения. Как вы их понимаете?
3.. Отгадайте загадки
1) Я травянистое растение 2) Я сборник карт: от ударения
С цветком сиреневого цвета, Зависят два моих значения:
Но переставьте ударение, Захочешь – превращусь в название
И превращаюсь я в конфету. Блестящей, шелковистой ткани я.
(Ирис – ирис) (Атлас – атлас)
-Какую еще роль выполняет ударение?
3.Задание: по рядам
Сейчас мы проведём соревнование между рядами. Выявим лучшего диктора. Необходимо правильно произнести данные на карточках слова.
- Начинает первый ряд, остальные соглашаются или нет.
алфавит
звонит
петля
щавель
шарфы
торты
свёкла
сливовый сок
позвонит
шофёр
туфля
понял
красивее
баловать
договор
досуг
столяр
3 .Работа над новым материалом:
1. - А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.
Жила- была бабушка Орфографушка и была у нее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.
На доске записано стихотворение:
Л..са вд..ли в..днее,
С..нее н..б..са.
Заметней и м.. лее
На пашне п..л..са.
-Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.
-Какое правило вы применили?
-Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
-Как проверить безударный гласный в корне?
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!
По какому алгоритму действовали?
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Называем тему, записываем. Определяем цели.
Правописание безударных гласных в корне слова
- различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
- подбирать однокоренные слова.
- анализировать слова с данной орфограммой и применять соответствующее орфографическое правило.
4.Физкультминутка:
На зарядку становись!
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)
2. - Как вы думаете, кто опять приходил к нам в класс на перемене? (Вася Ошибкин)
- И как вы думаете, о чем он опять нас попросил?
- На этот раз он не справился с диктантом и наделал в словах очень много ошибок. Очень просил вас о помощи.
Задание: запишите текст в тетрадь в исправленном виде.
Работа с текстом.
Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова. Из берлоги вылез мидведь.
- Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте!
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание? Давайте выполним проверку. Текст за доской, открываю, исправляем, проверяем. Оцениваем. - Обмен тетрадями. Взаимопроверка.
- Посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать? Можно их все объединить по какому-либо признаку? Безударная гласная в корне
- Как проверить написание б/г в корне слова?
(Нужно изменить слово так, чтобы б/г стал ударным. А для этого нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).
- А какое слово среди них лишнее? Почему? ( Медведь – непроверяемая б/г)
- Что мы будем делать с такими словами? (Проверять по словарю, запоминать).
Безударных гласных много, Значит, нам нужна подмога. Что же делать? Где решенье? Букву ставь под ударенье. Слово смело изменяй,
Родственное подбирай. Снова выручает нас Славная традиция: Букву ставим слабую В сильную позицию. Ну а если очень сложно, Посмотреть в словарик можно..
3. Чтение правила в учебнике, стр.34
5. Работа над закреплением
1. Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также проверочное слово. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова
(В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных.)
1.Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка)
3. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода - воды - водный)
4.Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка)
2. Упр.69 , стр.33 ( Ученики выполняют у доски по « цепочке», объясняют. )
6. Рефлексия
- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
- Какое правило вы будете применять, если столкнетесь с данной орфограммой в слове?
- Мы достигли поставленной цели урока?
- Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно и никаких трудностей у вас не возникло.
- Поднимите желтый светофор, если у вас остались какие-то вопросы, затруднения
- Поднимите красный светофор, если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями.