kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект об использовании имен собственных в  пословицах  и поговорках 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.»

Тема:Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.

Мы заинтересовались пословицами и поговорками, в которых используются имена собственные, так как народная мудрость в аналогичныхвыражениях связана с человеком и его именем.

Собственные личные имена в устном народном творчестве и перечень имен персонажей практически не исследованы, хотя многое говорит о бесспорной важности описания собственных имён в сказках, былинах, пословицах и поговорках. Расшифровка значений пословиц и поговорок, содержащих имя собственное, безусловно, вносит дополнительную информацию о значении этих имен. А также пословицы и поговорки могут дать общественную оценку прошлому и настоящему, и самооценку поведения людей в разных жизненных ситуациях.

Личное имя имело некоторый смысл, свойство, качество, поскольку в нем нестандартно показывались особенности характера, внешности, поведение.

Наше исследование показало, что список имен, используемых в пословицах и поговорках, ограничен. В пословицах и поговорках русского народа наибольшую группу составляют имена лиц, с которыми были связаны необычные истории.

Не все имена употребляются с одинаковой частотой. Частота употребления мужских и женских личных имен различна. Состав мужских личных имен больше, чем состав женских. Например:

Дмитрий да Борис за огород подрались.

Богат Ермошка: есть козел да кошка.

В дому у Макара - кошка, комар да мошка.

Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.

Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.

Миленок Ивашка в белой рубашке.

На бедного Макара и шишки валятся.

Наш Андрей никому не злодей.

Наш Афоня в одном балахоне и в пир, и в мир, и в подоконье.

Наиболее употребляемыми мужскими именами оказались следующие: Николай, Иван, Егорий, Илья, Пётр, Фома, Семён, Еремей, Савва, Кузьма, Касьян, Михаил, Афанасий, Макар, Пахом, Сидор, Яков.

Наиболее популярными и любимыми женскими именами русского народа, отмеченными в пословицах, являются: Варвара, Мария, Акулина, Федора, Анастасия.

Например:

Не у всякого жена Марья — кому Бог даст.

Пошла Настя по напастям.

Дуй, Дунька, подувай, Акулька, считай разы.

Акулина Федосевна до чужих ребят милосерда.

Велика Федора, да под угол подпора.

Пословицы и поговорки с именами собственными отличаются разнообразием темы, краткостью и ясностью выраженных мыслей и предельной сжатостьюОни охватывают в основном те части реальности, которые непосредственно связаны с человеком, с его видением, оценкой реальности, с характеристикой психологических особенностей личности - познавательных процессов, эмоционально-волевой стороны деятельности, индивидуальных свойств личности и т.д.

При этом выделяются такие группы, характеризующие

а) социальное происхождение человека:

Князю - княгиня, боярину - Марина, а всякому - своя Катерина;

б) социальное положение человека и его оценка:

В худе городе и Фома дворянин;

У меня лакеи все были Мокеи; а ныне к Мокею самому пришлось в лакеи;

в) семейное положение и родственные отношения:

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка;

Достают невесту собою, а ино и Фомою;

г) черты характера, преимущественно отрицательные:

До Дмитрадевка хитра; а после Дмитра ещё хитрее;

д) умственные способности, внешние, физические качества и состояния человека:

Всяк Аксён про себя умён (смышлён);

У Тараса на плеши разыгралися три вши;

Один Сысой, да и тот косой;

Дунька не последняя дурка.

Мы отобрали пятьдесят пословиц с именами собственными и проанализировали их. Из них в шестнадцати пословицах употребляется имя Иван. Это доказывает, что имя Иван являлось самым популярным и распространенным на Руси. Другие мужские имена: Богдан - 2 раза, Роман - 2 раза, Саша - 2 раза, Василий - 3 раза, Макар - 3 раза. В пословицах употребляется женское имя - Мария (7 раз).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в пословицах отражаются наиболее распространенные имена Иван и Марья.

С именем Иван, без имени — болван.

Не крещен младенец — Богдан (обычай).

Рожден, а не крещен, так Богдашка.

Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.

Иванов, как грибов поганых.

Всякий черт Иван Иванович.

Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).

Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.

Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван — никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова).

На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).

Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.

Фоку да Якова и сорока знает.

Фофан с толокном, а Сидор с волокном.

И по рылу знать, что Сезоном звать.

Дядя Мосей любит рыбку без костей.

Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотрядура.

Стало плохо: указчиком Аноха.

Фомка вор: на долото рыбу удит.

2.2. Анкетирование учащихся 6 «г» класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».

Как мы уже говорили, пословицы и поговорки отражают характер человека, его умственные и физические способности, вносят дополнительную информацию в значение имени.

С целью выяснить знают ли ученики пословицы и поговорки, включающие в себя имена собственные, мы провели анкетирование учащихся 6 Г класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».

На вопросы анкеты ответили 26 учащихся.

На первый вопрос «Знаете ли вы пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные?» положительно ответило 14 учащихся (54%).

Второй вопрос звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками?». Было отобрано 20 пословиц и поговорок, происхождение которых мы изучили (Приложение 2). На данный вопрос ответили «да» лишь 9 учащихся (64%).

На третий вопрос «Понятно ли вам значение этих пословиц и поговорок?» положительно ответили лишь 4 ученика. (44%). Нами целенаправленно были отобраны те пословицы, частотность употребления которых низка.

Самыми популярными оказались следующие:

Варвара-краса, длинная коса.

В праздник Груша, а в будни – клуша.

Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку.

У нашего Андрюшки ни полушки.

Сложилась не самая лучшая ситуация. Народная мудрость в наше время теряет свою актуальность, отдаляется от понимания и используется нами все реже.


 


 


 

Заключение

Мы получили результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется отметить, что после проведенного нами анкетирования, у учащихся возрос интерес к пословицам, поговоркам. Мои одноклассники на уроке литературы выступали с проектами на тему «Малые жанры». Им нравится рассказывать друг другу не только новости своей повседневной жизни, но совместно извлекать народную мудрость из устного народного творчества. Мы учимся понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открываем для себя новые грани удивительного мира русского фольклора. И сами становимся частью этого мира! Ведь предложенный нами вид работы может применяться не только в рамках нашего класса, но и в других классах. Это говорит о том, что наш проект уже дает практические результаты и обогащает жизнь учащихся мудростью. Ведь самое главное в работе над проектом – это его значимость, для того, кто его делает.

Мои одноклассники стали интересоваться значением своего имени и, конечно, им стало интересно, связаны ли с их именем какие-то пословицы и поговорки.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Одноклассники действительно использовали пословицы и поговорки редко. А также убедились в том, что они и заинтересовались проектом и охотно постигают народную мудрость.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.

Автор: Валиева Наиля Борисовна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок - творческий проект  «Пословицы и поговорки в современном мире». "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "134096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416666245"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок русского языка по теме: Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_uprazhnieniie_v_pravopisanii_biezudarnykh_okonch"
    ["file_id"] => string(6) "393105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487403244"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) ""Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений""
    ["seo_title"] => string(155) "orghanizatsiia-raznoobraznoi-matiematichieskoi-dieiatiel-nosti-v-riezul-tatie-kotoroi-idiot-nakoplieniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "295297"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455800046"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) ""Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений""
    ["seo_title"] => string(157) "orghanizatsiia-raznoobraznoi-matiematichieskoi-dieiatiel-nosti-v-riezul-tatie-kotoroi-idiot-nakoplieniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "295298"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455800053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства