Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.»
Тема:Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.
Мы заинтересовались пословицами и поговорками, в которых используются имена собственные, так как народная мудрость в аналогичныхвыражениях связана с человеком и его именем.
Собственные личные имена в устном народном творчестве и перечень имен персонажей практически не исследованы, хотя многое говорит о бесспорной важности описания собственных имён в сказках, былинах, пословицах и поговорках. Расшифровка значений пословиц и поговорок, содержащих имя собственное, безусловно, вносит дополнительную информацию о значении этих имен. А также пословицы и поговорки могут дать общественную оценку прошлому и настоящему, и самооценку поведения людей в разных жизненных ситуациях.
Личное имя имело некоторый смысл, свойство, качество, поскольку в нем нестандартно показывались особенности характера, внешности, поведение.
Наше исследование показало, что список имен, используемых в пословицах и поговорках, ограничен. В пословицах и поговорках русского народа наибольшую группу составляют имена лиц, с которыми были связаны необычные истории.
Не все имена употребляются с одинаковой частотой. Частота употребления мужских и женских личных имен различна. Состав мужских личных имен больше, чем состав женских. Например:
Дмитрий да Борис за огород подрались.
Богат Ермошка: есть козел да кошка.
В дому у Макара - кошка, комар да мошка.
Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.
Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.
Миленок Ивашка в белой рубашке.
На бедного Макара и шишки валятся.
Наш Андрей никому не злодей.
Наш Афоня в одном балахоне и в пир, и в мир, и в подоконье.
Наиболее популярными и любимыми женскими именами русского народа, отмеченными в пословицах, являются: Варвара, Мария, Акулина, Федора, Анастасия.
Например:
Не у всякого жена Марья — кому Бог даст.
Пошла Настя по напастям.
Дуй, Дунька, подувай, Акулька, считай разы.
Акулина Федосевна до чужих ребят милосерда.
Велика Федора, да под угол подпора.
Пословицы и поговорки с именами собственными отличаются разнообразием темы, краткостью и ясностью выраженных мыслей и предельной сжатостьюОни охватывают в основном те части реальности, которые непосредственно связаны с человеком, с его видением, оценкой реальности, с характеристикой психологических особенностей личности - познавательных процессов, эмоционально-волевой стороны деятельности, индивидуальных свойств личности и т.д.
При этом выделяются такие группы, характеризующие
а) социальное происхождение человека:
Князю - княгиня, боярину - Марина, а всякому - своя Катерина;
б) социальное положение человека и его оценка:
В худе городе и Фома дворянин;
У меня лакеи все были Мокеи; а ныне к Мокею самому пришлось в лакеи;
в) семейное положение и родственные отношения:
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка;
Достают невесту собою, а ино и Фомою;
г) черты характера, преимущественно отрицательные:
До Дмитрадевка хитра; а после Дмитра ещё хитрее;
д) умственные способности, внешние, физические качества и состояния человека:
Всяк Аксён про себя умён (смышлён);
У Тараса на плеши разыгралися три вши;
Один Сысой, да и тот косой;
Дунька не последняя дурка.
Мы отобрали пятьдесят пословиц с именами собственными и проанализировали их. Из них в шестнадцати пословицах употребляется имя Иван. Это доказывает, что имя Иван являлось самым популярным и распространенным на Руси. Другие мужские имена: Богдан - 2 раза, Роман - 2 раза, Саша - 2 раза, Василий - 3 раза, Макар - 3 раза. В пословицах употребляется женское имя - Мария (7 раз).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в пословицах отражаются наиболее распространенные имена Иван и Марья.
С именем Иван, без имени — болван.
Не крещен младенец — Богдан (обычай).
Рожден, а не крещен, так Богдашка.
Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.
Иванов, как грибов поганых.
Всякий черт Иван Иванович.
Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).
Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.
Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван — никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова).
На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).
Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.
Фоку да Якова и сорока знает.
Фофан с толокном, а Сидор с волокном.
И по рылу знать, что Сезоном звать.
Дядя Мосей любит рыбку без костей.
Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотрядура.
Стало плохо: указчиком Аноха.
Фомка вор: на долото рыбу удит.
2.2. Анкетирование учащихся 6 «г» класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».
Как мы уже говорили, пословицы и поговорки отражают характер человека, его умственные и физические способности, вносят дополнительную информацию в значение имени.
С целью выяснить знают ли ученики пословицы и поговорки, включающие в себя имена собственные, мы провели анкетирование учащихся 6 Г класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».
На вопросы анкеты ответили 26 учащихся.
На первый вопрос «Знаете ли вы пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные?» положительно ответило 14 учащихся (54%).
Второй вопрос звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками?». Было отобрано 20 пословиц и поговорок, происхождение которых мы изучили (Приложение 2). На данный вопрос ответили «да» лишь 9 учащихся (64%).
На третий вопрос «Понятно ли вам значение этих пословиц и поговорок?» положительно ответили лишь 4 ученика. (44%). Нами целенаправленно были отобраны те пословицы, частотность употребления которых низка.
Самыми популярными оказались следующие:
Варвара-краса, длинная коса.
В праздник Груша, а в будни – клуша.
Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку.
У нашего Андрюшки ни полушки.
Сложилась не самая лучшая ситуация. Народная мудрость в наше время теряет свою актуальность, отдаляется от понимания и используется нами все реже.
Заключение
Мы получили результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется отметить, что после проведенного нами анкетирования, у учащихся возрос интерес к пословицам, поговоркам. Мои одноклассники на уроке литературы выступали с проектами на тему «Малые жанры». Им нравится рассказывать друг другу не только новости своей повседневной жизни, но совместно извлекать народную мудрость из устного народного творчества. Мы учимся понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открываем для себя новые грани удивительного мира русского фольклора. И сами становимся частью этого мира! Ведь предложенный нами вид работы может применяться не только в рамках нашего класса, но и в других классах. Это говорит о том, что наш проект уже дает практические результаты и обогащает жизнь учащихся мудростью. Ведь самое главное в работе над проектом – это его значимость, для того, кто его делает.
Мои одноклассники стали интересоваться значением своего имени и, конечно, им стало интересно, связаны ли с их именем какие-то пословицы и поговорки.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Одноклассники действительно использовали пословицы и поговорки редко. А также убедились в том, что они и заинтересовались проектом и охотно постигают народную мудрость.